Расследование одного убийства

Олег Яненагорский
(воспоминания с библиографическим отступлением о книге «Молодым супругам»)

В самом начале честно предупреждаю читателей – речь пойдет о сексе, но не ждите здесь «кровавых и сексуальных подробностей». Больше того – и о самом убийстве немного будет сказано. Поэтому можете сразу прекратить знакомство с рассказом, если интерес заключается только в этих подробностях. Выражаясь современным языком, слоганом рассказа может быть выражение «Все познается в сравнении»…
То расследование запомнилось мне среди других «разными гранями человеческих отношений». Вообще, многим людям кажется, что следователи помнят все убийства и изнасилования, которые они расследовали…  Это заблуждение. Среди подобных дел, которые я расследовал за десять лет работы в прокуратуре, запомнились может быть с «десяток»… ну, хорошо - полтора десятка дел… В основном, мотивы для запоминания были простые: в начале службы - новизна и «романтика» ;, а в конце - профессиональная добросовестность (закончить дела нормально и спокойно уйти).
Как мне помнится, это был июль 1981 года… Я - уже «не новичок» - старший следователь городской прокуроры в одном зауральском областном центре.  Но еще было очень далеко до профессиональной деформации – эти признаки появятся намного позднее и, обнаружив их проявление, уйду со следственной работы. А в описываемое время я был молод, полон сил и здорового интереса к жизни во всех ее проявлениях, включая сексуальную сторону.
Само по себе дело было рядовым, но вот некоторые аспекты человеческих отношений, связанных с ним, запомнились…
Фабулу дела изложу «сухим стилем» обвинительного заключения. Некий молодой человек с устоявшимся и подтверждённым диагнозом, после лечения вышел из областного психоневрологического диспансера со стойкой, но не полной ремиссией. Получив в середине дня пенсию, он решил выпить и познакомился с будущим убивцем. Тот был тоже молодым, часто пьющим и поэтому не сильно утруждавшим себя постоянной работой. Во время совершения преступления «трудился» сторожем в одном из садовых кооперативов, расположенных в городской черте.
Прикупив водки на деньги будущей жертвы, новые знакомые отправились дом сторожа садоводства. Пьянка закончилась убийством, а труп был сброшен в колодец, из которого три окрестных кооператива брали воду для питья.
Несмотря на холодную воду колодца, труп, как ему и положено природой-матушкой начал разлагаться… От изложения подробностей воздержусь – нет уверенности, что они вам будут интересны.
Одновременно развивалась еще одна событийная линия. Убивец, уж не знаю из каких соображений, поделился подробностями совершения преступления с дядей, а тот – со своей сожительницей. 
Все это я узнал от дежурного следователя городской прокуратуры, который выезжал на место происшествия после того, как труп достали из колодца. Передавая уголовное дело, которое в тот момент состояло всего из нескольких листков – протокол осмотра да пара-тройка протоколов допроса свидетелей – товарищ мой сказал: «Поговори подробно с дядей убивца и его (дяди) сожительницей, не пожалеешь»…
Теперь надо сделать некоторое «библиографическое отступление» и сказать несколько слов о книге Наума Ходакова «Молодым супругам». Как позднее я узнал, первое издание было в 1974 году, а второе – в 1981 г. И я читал именно второе издание. Зачем читал? Во-первых, как раз тогда я был «молодым супругом», во-вторых, книги читаю с «младых ногтей», а в третьих – по тем временам, книга была огромной редкостью, за которой «охотились» и давать читали на очень короткий срок.
Уже перед публикацией этого рассказа нашел в интернете аннотацию и приведу ее здесь:
«Эта книга - о любви, о семейной жизни, о взаимоотношениях полов. Она предназначается для юношей и девушек, вступающих в брак, и для молодых супругов, сталкивающихся в начале семейной жизни с различными психологическими и физиологическими проблемами. Во второе издание добавлено несколько новых разделов, что было подсказано многочисленными письмами читателей. Молодые супруги часто сталкиваются с трудностями в воспитании здорового, крепкого ребенка. Поэтому в книгу включены главы по физическому и нравственному воспитанию детей. Молодым супругам будут полезны советы по самовоспитанию и предупреждению возможных расстройств здоровья. В книгу включен также раздел о социально-правовых вопросах брака. Внесены некоторые добавления и уточнения и в другие разделы».
Книжку «Молодым супругам» с 1981 года не перечитывал и уже вряд ли теперь буду заново читать. С того времени запомнил только один «совет молодым супругам» -  совершать половые акты не больше двух или трех раз в неделю. Надо сказать, что многие тогда вполне серьезно относились к советам такого рода, тем более книга была выпущена издательством «Медицина». Молодые следователи и помощники прокурора, читавшие «Молодым супругам», естественно осуждали ее между собой. Но по роду службы нам были известны разные грани проявления человеческой сексуальности… это я про изнасилования, развратные действия во отношении малолетних и прочие сексуальные извращения.
…Предъявив обвинение в умышленном убийстве «фигуранту», я перешёл к допросу свидетелей и первой вызвал сожительницу дядя.
Ей было около семидесяти лет – для меня в том возрасте – «глубокая старуха». Расспросив о том, что и как сожитель ей рассказал об убийстве, совершенном племянником, я оформил протокол допроса. Потом, с учетом почтенного возраста, стал подробно «разжёвывать», что сейчас идет стадия предварительного следствия, и что в будущем по повестке надо будет прийти в суд и там дать свидетельские показания. И тут старушка меня удивила.
- А нельзя без суда? – уточнила она.
Я опять начал свои объяснения, полагая, что в силу возраста и общей неразвитости, свидетель не понимает, для чего суду нужно убедиться в подлинности свидетельских показаний…
- Раньше проще было, - прервала мои разъяснения старушка, - шепнёшь участковому или куратору, получишь рублей сто пятьдесят или двести и ни каких походов в суд…
Есть такое «замызганное» выражение – «словно пелена упала с глаз». Так вот и я в тот момент словно глаза открыл – да не полуграмотная старушка сидит передо мной, а милицейский агент с многолетним стажем… И про убийство она сообщила не случайно…
Тут пошел у нас с бабушкой совершенно иной разговор… Оказалась, что заагентурили ее еще в далеком 1943-м… Но подробности увлекательной беседы из моей памяти уже стёрлись…
… Дядя убийцы казался мне тоже довольно старым   - ему уже исполнилось 55 лет. А что тут удивительного – мне-то всего двадцать второй год шел… Но этот свидетель удивил меня другим. Как выяснилось на допросе, он трижды проходил принудительное лечение от алкоголизма в ЛТП. Были во время развитого социализма в СССР такие заведения.  Для тех, кто не знает, что это такое, приведу цитату из Википедии – так проще будет понять, чем если бы я сам растолковывал.
«Лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) в СССР и некоторых постсоветских странах — вид лечебно-исправительного учреждения, предназначенного для тех, кто по решению суда направлялся на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма. Фактически ЛТП являлись местом ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд больного. В то же время пребывание в ЛТП не считалось тюремным сроком и позволяло временно изолировать алкоголиков и пьяных нарушителей общественного порядка без отправки их в исправительные учреждения».
После распада СССР ЛТП ликвидировали, как «проклятое наследие тоталитарного режима». Интересна была мотивировка сформулирована -  мол, «международные акты о правах человека не предусматривают обязанность граждан бережно относиться к своему здоровью и поэтому такая обязанность «не может обеспечиваться мерами принудительного характера».
Ну, в угаре «перестройки» и «радости» либеральной общественности по случаю распада СССР, не только это, но и многое другое было сделано по призыву правозащитников…
На мой профессиональный взгляд польза от таких учреждений все же была – семьи алкоголиков успевали год или два отдохнуть, пока мужья или жены, родители или дети, там лечились. Да и лечащиеся под надзором меньше преступлений совершали…
Но это я отвлёкся в область историко-правовых рассуждений.
Сами теперь понимаете, что свидетель был алкоголиком с большим стажем. Оформив надлежащим образом протокол допроса, я, движимый чувством бескорыстного любопытства, навел этого «старого алкоголика» на разговор об особенностях сексуальной жизни. Естественно, молча вспомнил про «советы молодыми супругам» о двух трех половых актах в неделю.
И с удивлением узнал, что дисгармония была в сожительстве старого алкоголика и старой стукачки… Не мог тяжело пьющий мужик, перешагнувший свой 55–летний возраст, совершать больше трех половых актов в день, а сожительница была этим крайне недовольна… И однажды «семейный скандал» завершился визитом старушки в милиции с последующим сообщением о трупе в колодце…
… Еще после того допроса запомнил я «жемчужину народной мудрости», услышанную от старого алкоголика… Так сказать «юмор ЛТП». Звучала она в нецензурной форме, поэтому воспроизведу ее в смягченном варианте – «Рожденный пить не может трахать»…      
И с тех пор не устаю мысленно повторять – «Все познаётся в сравнении».