Пока я пишу эти диалоги, идет репетиция ПАРАДА ПОБЕДЫ. Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Война началась в 1941-м, когда мне было всего восемь.Прошло 80лет. Мне- 88!
Это-бесконечность жизни и наступившая старость. Память хранит многое!
...Я-первоклашка,помогаю таскать на крышу дома моего на Кировском проспекте 26/28 песок.Пригодится тушить немецкие"фугаски". 17-летние уходят добровольцами на фронт. Мой ленинградский брат вернется в 44-м инвалидом. Миллионы наших солдат не
вернутся домой!
В моей домашней библиотеке хранится много книг об этом времени.Вспомним и почтим память победителей,поговорим по душам с поколением отцов и матерей, отдавших жизнь за Победу! С детьми войны и внуками Победы. Начистоту, о самом сокровенном.
Булат Окуджава солдат и поэт. У него много авторских песен о войне. Есть и "Старинная солдатская песня":
" Отшумели песни нашего полка,отзвенели звонкие копыта...Нас осталось мало: мы да наша боль.Спите себе,братцы,-все начнется вновь,все должно в природе повториться: и слова, и пули, и любовь, и кровь... Времени не будет помириться".
"Дети войны"-чтили отцов!И набирали свою высоту.Послевоенные поколения вырастали на песнях Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и многих других поэтов.
Лидия Анискович,посвятив книгу "Володя"- В.Высоцкому, пишет:"Не всегда удается высечь в камне или бронзе самобытность души человека. И я решила попытаться высечь ее словом: " Пацан веселый с веским именем Владимир рос на Мещанской в коммуналочке Москвы,но не до школы.В 41-м так бомбили, что потянулись из столицы вглубь "хвосты". Кому война- окопы да атаки. Кому -бомбежки, голод, бабий вой.
Кому -товарняки и до чужой.Эвакуация в тыл и жизнь в оккупации. Гетто и казнь. Все это пришлось испытать военному поколению...
- А в 42-м поездом обычным вернулись беглецы назад. Володька пятилетний-вновь столичный босяк, и коммуналке прежней рад. Отец воюет, кадровый военный. Да и семья другая у него. Володька чует: надо непременно рассчитывать всегда на самого
Себя. Надежней без сомнений, хотя от этого, конечно, и трудней...
Да,дети войны взрослели рано. И я в 17 пошла работать старшей пионервожатой в детский дом. У большинства тогда была общая биография: безотцовщина!
И часто-прописка не по старому месту жительства. Володе еще повезло с Москвой.
А мой Ленинград был в руинах,и жить было негде пока город восстанавливался.
Но время летело неумолимо. И вот уже в 50-м Анна Ахматова посвящает родному Городу-Герою Ленинграду свой стих " Приморский парк Победы".( фото)
-Еще недавно плоская коса,черневшая уныло в невской дельте,
Как при Петре, была покрыта мхом и ледяною пеною омыта.
...Но ранним утром вышли ленинградцы бесчисленными толпами на взморье.
И каждый посадил по деревцу на той косе, и тонкой и пустынной,
на память о великом Дне Победы... И там, где прежде парус одинокий
белел в серебряном тумане моря, -десятки быстрокрылых, легких яхт
На воле тешатся...
Издалека
восторженные клики стадиона
доносятся...
Да, это парк Победы.
В эти же 50-е годы с присвистом и лихостью вошел в нашу поэзию молодой Андрей Вознесенский и заявил:"Все прогрессы-реакционны,если рушится человек".("Оза")
"Я-"где боль, везде"-жизненный и творческий принцип Маяковского становится для Вознесенского ведущим.В стихотворении "Гойя" его пронзительные строки режут душу:
Я-Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я -горе.
Я -голос
войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я -голод.
Я -горло
повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой...
Я -Гойя"!
О, грозди
возмездья! Взвил залпом на Запад-
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие
звезды -
как гвозди.
Я -Гойя.
В 80-х гг. прошлого века мне довелось побывать в ноябрьском Мадриде.Одной некуда деться в большом городе без знания языка.Искусство не требует языка.Я выбрала музей Прадо. И целый день посвятила изучению творчества великого испанского художника Гойя. Увидела воочию его картины и поняла,о чем мечтал художник и думал будущий архитектор и поэт Вознесенский( имя которого я потом выберу для младшего внука -Андрей). Его тезка Андрей Вознесенский понимал, что...
-Сметая каноны, прогнозы, параграфы,несутся искусство, любовь и история-
по параболической траектории!
- А может быть, все же прямая -короче?
Так порой думают молодые, уезжая далеко от своей Родины.
Евгений Евтушенко, сам надолго уехал работать на Запад, но завещал похоронить его рядом с могилой Пастернака.Там он острее понял, что родина может быть только одна!
В своем Монологе Тиля Уленшпигеля "Пока убийцы ходят по земле" поэт призывал:
-Восстаньте же, замученные дети, среди людей ищите нелюдей
и мантии судейские наденьте от имени всех будущих детей!..
От имени Земли и всех галактик,от имени всех вдов и матерей
я обвиняю! Кто я? Я голландец. Я русский. Я француз, Поляк. Еврей.
Я человек-вот мой дворянский титул.Я,может быть, легенда, может быль.
Меня когда-то называли Тилем, и до сих пор я тот же самый Тиль.
И посреди ХХ столетья я слышу-кто-то стонет и кричит.
Чем больше я живу на этом свете, тем больше пепла в сердце мне стучит!
Так, "вспоминал в размышленьях над летами" поэт Е. Евтушенко, которого в 41-м "кормила жизнь не кашей манной. В очередях он молча мерз в те дни. Была война..."
В стихотворении "Армия" Евтушенко вспоминает,как
слушали их детский хор солдаты, когда дети войны запели "Вставай, страна огромная!"
"В тылу измученные битвами,худы,заморены, бледны, в своих пальтишках драных были мы для них героями войны..."
Нам, детям войны , в первые послевоенные годы перешивали старые шинели и гимнастёрки отцов-фронтовиков. И детская одежда была цвета "хаки". А дети иногда смешно называли её "каки"...Хотелось всего нового, нарядного, в чем победители очень нуждались!
Зато, у нас осталась в памяти боевая, а не старая чиновничья " гоголевская шинель"...
С перелицованной фронтовой шинели дети войны начинали новую послевоенную жизнь,
мечтая о светлом будущем! Об этом писали стихи, снимали фильмы, готовили телепередачи.
А что сегодня показывают с экранов российского телевидения?
Да, всякое - разное...
Есть много старых добрых фильмов о войне и победе , как "Белорусский вокзал"!
Они вызывают гордость за Великую Страну! Какой-то дурак или наглец посмел в центре нашей столицы поместить наглую рекламу на фасаде какой-то фирмы:
"Страна, которой НЕТ!" Он явно не подумал,что еще живы те,кто её строил...
В 60-70-е годы, когда я работала в сценарном отделе Московской редакции ЦТ, Ираклий Андроников, писатель и ведущий телевизионных передач по культуре говорил с экрана, что " время,потребное для чтения книг,сократилось."По совместительству" читатель становится телезрителем.Литературе надо уже считаться с наступлением на книгу звучащей речи. Но традиционные жанры не торопятся признать существование телеэкрана, и те же позиции занимает филологическая наука...
Пора изучить процесс.Нужны мастера ученых собеседований с незримой аудиторией..."
Этим высказывания мастера, сделанные полвека назад, актуальны и сегодня!
В эпоху Интернета можно легко запутаться в паутине "всякого-разного..."
И профессионалы телеэкрана это отлично понимают. Поэтому продолжают поиски героя нашего времени.
Как тут не вспомнить теоретика искусства и литературы писателя Виктора Борисовича Шкловского? Он шел в жизни рядом с Маяковским,Тыняновым,Эйзенштейном,с Довженко,
с Пудовкиным, с Дзигой Вертовым, с Кулешовым. Он помогал им, осмысляя их опыт и сам учился у них.Да, это не герои из Дома-2, типа Ольги Бузовой, Ксюши и других, заполонивших нынче экран телевидения. Это, скорее ,герои "межсезонья". А когда же, наконец, появятся настоящие?
Накануне Дня радио и телевидения -7 мая 2021 г. я позвонила поздравить коллегу Н.А.Соболеву, режиссера бывшей телевизионной редакции "Экран". Она поделилась, что пишет книгу воспоминаний и мечтает закончить ее весной в Доме творчества кинематографистов под Москвой, где всегда отдыхали наши молодые "киношники" и пенсионеры. Здесь особо дышится и пишется.Тут создали нетленные сценарии фильмов Геннадий Шпаликов и Эльдар Рязанов, Виктор Мережко, Николай Бурляев и многие другие корифеи советского и зарубежного кино.Нина пригласила меня составить ей компанию. И я позвонила в Союз кинематографистов России, чтобы узнать, ли есть свободные места? Каково же было моё удивление, что еще 28 декабря 2020 г., в Международный День кино,их Дом творчества в Болшево "приказал долго жить"..
Этот исторический памятник отечественного кинематографа просто снесли.
А на его месте стали строить высотные жилые дома. Кадры разрушения сняты на видео, и их можно в любой момент посмотреть, а также послушать, что по этому поводу говорят кинематографисты?
Накануне очередного Дня Победы мы с Ниной сделали еще одну попытку- отдохнуть в московском Доме Ветеранов кино. А там -не пройти, не проехать! Все вокруг дома разрыто! Идет стройка "человейников", и отдыхающих -не более пяти ветеранов кино. Какой уж тут творческий отдых, если день и ночь работают краны и другая техника? Пессимисты говорят:" КинУ-крантЫ!" Слово- за оптимистами...
В свое время блестящий знаток поэзии Лермонтова, Ираклий Андроников писал, что "биографии великих людей,- это как бы ступени лестницы, по которым человечество поднимается, осознавая свой опыт". Так не будем их рушить, эти лестницы, по которым идут поколение за поколением.