Фонарщик

Тамирис
Сказка на ночь для Назара.
               
Жил да был в городе Фонарщик. Ты спросишь: «А кто это?»
Давно-давно, когда не было ещё электричества и мобильных телефонов, на улицах города устанавливали масляные фонари, а  зажигал  их городской служащий. Все называли его фонарщиком. Он следил, чтобы фонари были исправны: стёкла чистыми и целыми, масло в ёмкости – достаточно, а фитили длинными. Чтобы всё это увидеть и проверить была у Фонарщика большая лестница, он никогда без неё не выходил на работу. Хоть и был мужчина высокого роста и крепкого вида, но до фонарей он дотянуться, всё же не мог, и тут лестница была его первой помощницей. Лестницу он приставлял к фонарю. Поднимался по ней и, открыв дверцу светильника, зажигал фитиль. Не один раз, человеку несущему ночному городу свет, приходилось за вечер подняться и спуститься по своей лестнице. Баночка с конопляным маслом тоже была постоянной спутницей Фонарщика. Если в фонаре масло заканчивалось, то он подливал его из баночки. Всегда бережно с ней обходился, боясь разбить свою ношу или расплескать масло, без которого не загорится фитиль. В те давние времена фонарей в городе было немного и всё же, нелегко было смотрителю утром и вечером носить тяжёлую лестницу от фонаря к фонарю.   Он никогда не жаловался, потому что любил свою работу и старался делать её быстро и хорошо.
Все жители города уважали Фонарщика. Да как же иначе? Ведь каждый вечер он дарил им свет на тёмных улицах, делая их город светлым и спокойным. Только разбойники его недолюбливали. Им, как раз, фонари очень мешали заниматься чёрными делами. Разбойники любили темноту, а Фонарщику они устраивали всякие козни: то стекло в фонаре разобьют, то фитиль выкрутят. Немало было забот у смотрителя, но он всегда справлялся.
Утром Фонарщик снова начинал свой обход. Только теперь он не зажигал, а гасил фонари. Днём света всем было предостаточно.
Однажды, Фонарщик очень спешил приступить к своим обязанностям. Дело в том, что случилось непредвиденное происшествие. Только Фонарщик приставил лестницу к первому фонарю и поднялся уже довольно высоко, как ступенька под ним подломилась и он, чтобы не упасть, со всей силы ухватился за верхнюю ступень и пребольно ударился о бок самой лестницы.  Упасть он не упал, но когда спустился на землю, то увидел, как на холщёвой сумке, которая всегда висела у него на плече, появилось большое масляное пятно. Бросился Фонарщик сумку открывать, а там вместо заветной баночки с конопляным маслом только битые стёкла лежат. Совсем на донышке масла осталось.
- Как же теперь мне фонари зажигать?!- воскликнул, чуть не плача, Фонарщик,  глядя на сломанную лестницу и разбитую баночку.
Оставался у него ещё длинный шест, которым он тоже пользовался, чтобы открывать дверцу у фонаря. Думал-думал Фонарщик и придумал.
- Вот ты-то мне сегодня и поможешь! – сказал он шесту. – Ты и дверцу откроешь и фитиль запалишь. Масла в фонарях должно хватить, я ещё утром их все заправил.
Обрадовался Фонарщик, что выход нашёл и стал на железный наконечник шеста масляную тряпочку прикручивать.
- Сначала дверцу откроем, потом я масляную тряпочку запалю и с её помощью фитиль зажжём. Вот так и справимся! Только надо торопиться, дело это небыстрое, а ночь ждать не будет, вовремя закат погасит.
     Сказано – сделано.  Подошёл Фонарщик к первому фонарю, только стал зажигать его, приставив длинный шест к открытой дверце, а тут ветер мгновенно задул вспыхнувший огонёк.
- Что это сегодня за напасть такая?! – сердито воскликнул Фонарщик и решил попробовать ещё раз поднести факел.
Но и на этот раз у него ничего не получилось. Опять ветер тотчас задул огонь.
- Что за шутки ты вздумал со мною шутить?! – сердился Фонарщик.
Но дело так и не двигалось с места. А ночь, тем временем, становилась всё непрогляднее. Прохожие брели в темноте, натыкаясь на разные препятствия,  друг на друга. Фонарщик совсем расстроился.
- Ах, - думал он, - вот если бы моя лестница не сломалась, я бы сейчас быстро  справился с этим ветром…
     А ветер между тем затеял игру с облаками. Надо сказать, что ночь выдалась такой тёмной как раз из-за облаков, которые закрыли всё небо. Это были не очень большие облака, но их было много, и они любили играть друг с другом  в прятки. Облака  закрыли  звёзды и Луну, чтобы  те не светили так ярко. Ветер тоже любил поиграть с ними, именно поэтому он не давал  Фонарщику зажигать фонари. Но, заигравшись, ветер так расшалился, что облака не удержались и помчались вместе с ветром в неведомые дали. А Луна и звёзды ярко – ярко засияли на небе.
     Увидела Луна огорчённого Фонарщика и спрашивает:
- Что ты, мил человек, такой печальный сидишь?
А Фонарщик ей отвечает:
-  Да как же мне не печалится? Не выполнил я сегодня свою работу, не смог вовремя зажечь фонари… Люди в темноте до домов своих добирались, друг на друга натыкались, ушибы да шишки зарабатывали. Да и разбойникам-лиходеям большая радость была. В темноте им сподручней своими чёрными делами мирных жителей обижать. Ветер так разыгрался, никак не давал огонь в фонарях зажечь. Я весь свой факел истратил, а так и не зажёг ни один фонарь.
- Не печалься, Фонарщик, - пожалела его Луна. – Знаю я этого озорника и мне он со своими подружками-облаками мешал свет на землю лить. Умчались они, а куда – никто не знает.
- Они-то умчались, а я всё равно теперь работу свою не сделаю.  Лестница моя сломалась и баночку с конопляным маслом я разбил.  А факел новый мне теперь не сделать – нет больше ни масла, ни тряпочки – всё понапрасну  я сжёг из-за ветра …
- Давно я с высоты наблюдаю, как ты честно выполняешь свою работу, не покладая рук трудишься.  Доброе ты дело делаешь, Фонарщик, я тебе помогу, – говорит ему Луна. – Видишь, какой свет мой яркий да серебристый. Ты ступай домой, а я вместо тебя город освещать стану. Будет светло кругом, обещаю. К утру ты лестницу починишь, и новое масло с собой принесёшь. Не будет больше тебе ветер помехой.
     До земли поклонился Луне Фонарщик и горячо поблагодарил её за помощь. Пошёл он к себе домой. А Луна своё обещание сдержала. Всю ночь так ярко светила, все улицы были лунным светом залиты, и всё-всё было видно совсем как днём.


Иллюстрация: Картина « Фонарщик»
Художник Евдокимов Сергей Евгеньевич.