18. 3 Три вида дыхания

Лариса Болотова
                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова Г.И. Гурджиева:

(стр. 484) « Правильные упражнения, которые непосредственно ведут к цели, к овладению организмом и подчинению воле его сознательных и безсознательных  функций, начинаются с дыхательных упражнений. Без овладения дыханием нельзя ничего освоить. Однако овладеть дыханием не так-то просто.

Вы должны понять, что существует три вида дыхания. Один – это нормальное дыхание. Второй – «вздутие». Третий – с помощью движения. Что это значит? Это значит, что нормальное дыхание протекает безсознательно; оно регулируется и контролируется двигательным центром. «Вздутие» - это искусственное дыхание. Например, человек говорит себе, что будет считать  до десяти во время вдоха и до десяти во время выдоха или будет делать вдох через правую ноздрю, а выдох через левую; всё это совершается формирующим аппаратом. И само дыхание буде при этом другим, потому что двигательный и формирующий аппараты действуют, используя разные группы мышц. Группа мышц, через которые работает двигательный центр, недоступна формирующему аппарату и не подчиняется ему. Но в случае временной остановки двигательного центра формирующему аппарату даётся группа мышц, на которые он может влиять и с помощью которых может приводить в действие дыхательный механизм. Но, конечно, его работа будет протекать хуже, чем работа двигательного центра, и ненадолго. Вы читали книги о «дыхании йоги, слышали или читали об особом дыхании, связанном с «умной молитвой» в православных монастырях. Всё это одно и то же. Дыхание, исходящее из формирующего аппарата – это не дыхание, а «вздутие». Идея здесь та, что если человек достаточно долго и часто дышит, таким образом, при помощи формирующего аппарата; двигательный центр, который в течение этого периода остаётся в бездействии, может устать от бездействия и начать работать, как бы «подражая» формирующему аппарату. В самом деле, так иногда бывает. Но для того чтобы это произошло, необходимо соблюдение многих условий: нужны пост, молитва, кратковременный сон, а также все виды трудностей и тягот для тела. При хорошем уходе за телом ничего подобного не произойдёт. Вы думаете, в православных нет физических упражнений? А вы попробуйте совершить сотню коленопреклонений согласно всем правилам! У вас возникнет такая боль в спине, какую не даст ни один из видов гимнастики.

Всё это имеет одну цель: передать дыхание нужным мускулам, передать его двигательному центру. Как я сказал, иногда это приносит успех. Но при этом всегда есть большой риск, что двигательный центр утратит свою привычку к двигательной работе; и, поскольку формирующий центр не может работать непрерывно, например, когда человек спит, а двигательный центр работать не пожелает, сама машина может даже умереть от остановки дыхания. Дезорганизация функций машины вследствие дыхательных упражнений почти неизбежна, когда люди пытаются выполнять «дыхательные упражнения» по книгам, самостоятельно, без должной подготовки. В Москве ко мне обращались многие люди, совершенно расстроившие правильные функции своей машины так называемым «дыханием йоги», которому они научились из книг. Книги, рекомендующие подобные упражнения, представляют большую опасность.

Переход дыхания из-под контроля дыхательного аппарата под контроль  двигательного центра никогда не может быть достигнут любителями. Для того чтобы этот переход произошёл, необходимо довести организм до крайней степени напряжённости; но самостоятельно человек не сумеет этого сделать.

Однако, как я уже сказал, есть и третий путь – дыхание с помощью движений. Этот третий путь требует большого знания человеческой машины и применяется в школах, руководимый сведущими людьми. По сравнению с ним все другие методы оказываются «кустарными» и ненадёжными.

Фундаментальная идея этого метода заключена в том, что некоторые движения и позы могут вызвать нужный вам вид дыхания, и это дыхание будет нормальным дыханием, а не «вздутием». Трудность состоит в том, чтобы знать, какие движения и какие позы вызывают определённые виды дыхания – и у людей какого рода. Последние особенно важно, ибо люди с этой точки зрения делятся на известное число определённых типов, и каждый тип должен иметь для одного и того же дыхания свои собственные движения: потому что одни и те же движения вызовут у людей разных типов разное дыхание. Человек, который знает, какие именно движения произведут у него тот или иной тип дыхания, уже умеет управлять своим организмом, способен в любой момент привести в действие тот или иной центр или прекратить работу какой-нибудь его действующей части. Конечно, знание этих движений и возможность управлять ими, как и всё прочее в мире, имеет свои степени. Человек может знать меньше или больше, может использовать своё знание лучше или хуже. Нам важно лишь понять принцип.

Это особенно важно в связи с изучением подразделений центров. Об этом уже несколько раз упоминалось. Вы должны понять, что каждый центр делится на три части в соответствии с первоначальным делением центров на «мыслительный», «эмоциональный» и «двигательный». По этому же принципу каждая из частей, в свою очередь, делится на две части: положительную и отрицательную. И во всех частях существуют связанные друг с другом группы «валиков»: некоторые из них вертятся в одном направлении, некоторые - в другом. Этим объясняется различие между людьми, то, что называется «индивидуальностью». Конечно, здесь нет никакой индивидуальности: дело просто в различиях между «валиками» и «ассоциациями».