Урок заканчивается, а упражнение еще не сделано

Алексей Потанин 3
Урок в официальном образовательном заведении длится ровно столько, сколько предусмотрено нормативами. А продолжительность индивидуального занятия с определяется договоренностью между учеником и репетитором. Обычно это 90 мин, реже - 60 или 120, совсем редко – 45 минут.
Что делать, если под конец урока начали делать или проверять объемное задание, однако время урока истекло, а задание еще не закончено? Все решается индивидуально. Если в упражнении осталось всего 2 предложения, то, лучше, конечно, доделать. Но если упражнение требует еще 10-15 минут, то лучше прерваться и продолжить в следующий раз. Если следом идет еще одно занятие, то надо прерываться и доделать задание на следующем уроке. Если видно, что ученик уже устал и концентрация его внимания уже недостаточна, чтобы эффективно продолжать занятие, то лучше остановиться и продолжить после. Если и учитель, и ученик не хотят прерывать начатое задание и имеют время, то можно задержаться и доделать.
Во сколько заканчивать – должен регулировать преподаватель, т.к. это его функция. Есть ученицы, которые, видя, что остается всего 5 минут до окончания урока, уже спрашивают про домашнее задание, т.к. хотят понять, что им предстоит делать и в случае необходимости получить от преподавателя разъяснения сразу же. Они же, видя, что время урока уже вышло, учтиво спрашивают у преподавателя: «я, наверное, Вас задерживаю?» и «у нас есть еще время или продолжим в следующий раз?». А есть такие, которые видят, что урок закончился 5-7 минут назад (или больше), не останавливаются, пока не доделают объемное задание, или даже все то, что планировали сделать на уроке. И даже начинают делать следующее упражнение, не спрашивая, можно ли продолжать, может ли репетитор уделить ей еще свое личное время.
Практика показывает, что лучше придерживаться изначально отведенного на занятие времени. Если ученица привыкает к дополнительному бесплатному времени и для нее это становится нормой, то преподаватель встретится с ярко выраженным недовольством, претензиями и упреками, когда начнет заканчивать уроки вовремя, прекратив дарить дополнительное время.
Все на одном уроке сделать невозможно, и можно спокойно продолжить на следующем не только ранее начатую тему, но и объемное упражнение.