Мерцающая красота гобеленов

Валерий Протасов
    
МЕРЦАЮЩАЯ КРАСОТА ГОБЕЛЕНОВ
 
На невнятном каком-то вечере или полдне литературном (названия я не расслышал из-за своей наступающей глухоты) говорили об истории гобеленов и показывали хорошо сделанные копии  этого вида искусства, заменявшего в своё время живопись. Почему заменявшего? А потому, что в раннем средневековье так называемые светские сюжеты не приветствовались, исключая разве полотна о рыцарях крестового похода. Поощрялись больше духовные на Евангельские темы. И вот в этих рыцарских гобеленах постепенно проступали черты обычной человеческой жизни с её бытовыми приметами. Потом, со времён Предвозрожденья пошли образы античной мифологии с богами и героями. Но стандарты иконописи с её плоскостными  фигурами сказывались  и в шедеврах шерсти, шёлка и иглы.
Гобелены были развешаны по стенами, большие и малые, знаменитые, как «Дама с единорогом», и прочие. Гобелены безмолвствовали, зато громко говорили  клавиши фортепьяно, звучавшие в обработке пьесы для клавесина. Потом пошли сочинения Баха, Вивальди, Моцарта, других композиторов «Галантного века».
Слушал я эти льющуюся, как чистые струи ручья, звуки, и думал: «Вот проходит передо мной история искусства многих веков. Она разная и в то же время  одна. Мы представляем средневековье как нечто мрачное, варварское. Было и такое. Но во все времена звучала  музыка, плескала красками со стен соборов и палаццо живопись, пробивалось сквозь запреты слово. В едином хорале сплетались три вида искусства: Музыка, Живопись. Слово. Мы не знаем, какой было хоральное и сольное пение античных времён. Цепочка музыкальной памяти здесь оборвалась, Но уже лучше знаем  музыку и живопись средних веков, чеканные звуки Дантовского сонета сливались с огненными фресками Микеланджело, а дальше уже тяжко поплескивало необъятное и сладостное море Петрарки, поэтов любовной лирики не только рыцарских времён, а обыкновенных людей-романтиков с исстрадавшимися по нежности и человечности сердцами. И, оказывается, и с в самые «тёмные века» не было кромешной тьмы. Человечество не могло жить без красоты, без искусства». 
Мысль эта не новая. Но каждый раз, когда я слышу звуки старинной музыки, вижу старинные полотна, фрески, гобелены, чудесной красоты витражи, слышу гармонические созвучия слов, я убеждаюсь в истинности её.