Размышления в страстную неделю
РАЗМЫШЛЕНИЯ В СТРАСТНУЮ НЕДЕЛЮ.
29 апреля 2021г.
–
РАЗМЫШЛЕНИЯ В СТРАСТНУЮ НЕДЕЛЮ.
29 апреля 2021г.
Снова - о воле Божьей, предузнании, предопределении, свободном выборе, личной вине и личной ответственности.
Начнём с «грехопадения» Адама и Евы. Грех, всё-таки, в «незамысловатом» понимании, предполагает вину. Но, по уровню своего развития и житейского опыта, прародители были неискушенными детьми, которых легко обманул «хитрейший из зверей земных», как о нём сказано в Библии. Они «не ведали, что творят», не могли осознать неизбежных последствий своего непослушания, – ведь они ещё не вкусили плодов с Древа Познания.
Детей родители предупреждают: – «Не разговаривать с чужими дядями», да и то – дети порой всё равно «впадают в грех». А этих – никто и не предупреждал. Поэтому их легко обманул "хитрейший из зверей земных", как он нём сказано в Библии. Так в чём же их вина? В том, что стали прятаться и изворачиваться? Дети по своей наивности нередко поступают так же.
И ещё – они уже были отравлены Змеем. Яд уже начал действовать. А наказание сразу было весьма строгим. И неотвратимым.
Вот, ведь и мы, «сознательные» взрослые, повторяем весь заданный тогда алгоритм: – искушение, согласие, исполнение, испуг от результата, попытка свалить вину на другого. И (или) каемся в согрешении, но уже «задним числом».
(Опустим предположение, что здесь имеет место обратная проекция нашего нынешнего «статуса» на вымышленную предысторию; это - другая тема).
Но, возможно, такое начало уже было предопределено Божьим замыслом, чтобы человечество прошло путь Блудного сына? Чтобы, получив горький опыт, и вновь обретя потерянный Рай, острее ощутило всю его сладость и драгоценность?
Мы в детстве не осознаём в достаточной мере радость жизни в атмосфере родительской любви, как не осознаём своего дыхания, пока оно свободно. И только потом понимаем, что потеряли. Но возврат, увы, не предусмотрен. По крайней мере, – в этом случае.
Далее, по ходу истории – Авраам. Он был религиозным человеком. И, когда Бог к нему обратился, и он понял, КТО с ним говорит, – конечно, он послушался. Сделать выбор было нетрудно. Тем более, что ему сам Бог обещал великие блага. (Кстати, подвиг послушания его сына Исаака гораздо выше: – ему-то никто ничего не обещал).
Потом в жизни еврейского народа ещё много чего было важного. Например, Исход. Действия фараона сам Иегова заранее «предузнал», и обещал Моисею: – «Я ожесточу сердце фараона, и он откажет тебе». (Исх. 3: 21) И фараон отказал, – Иегова выполнил своё обещание, таким образом реализовав СВОЙ выбор. Где же тогда для фараона – «свобода выбора»? Её не было. И за что тогда – «казни Египетские»?
Это – не попытка «понять» Бога Непостижимого, – ясно, что она тщетна. Но какой следует вывод из этих СЛОВ о Боге?
Главная же ВЕХА в еврейской истории, (и не только в ней), главный выбор – это ответ, данный Архангелу Гавриилу еврейской девочкой-подростком Мириам. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!». И с этого началось Евангелие, «Благая Весть». И благословляют Святую Марию все народы, – так и сказано в Евангелии.
Но могло ли быть иначе? Мог ли быть иной ответ? Мог ли не исполниться Божий замысел и промысел о Спасении, о возвращении Блудного сына?
А потом… потом была Страстная Неделя. Понтий Пилат. Фигура больше трагическая, чем зловещая. Хотел, хотел ведь поступить «по правде». И, главное, ему-то и без подсказки от Ангелов было ясно, «как надо», какова эта правда! Но он – «дал слабину». Сделал свой выбор. И совесть, наверное, мучила его всю оставшуюся жизнь. (Нам, кстати, порой при нашем выборе тоже очень недостаёт «подсказки на правду». Но, даже, когда она есть, мы также нередко «даём слабину». И тоже мучаемся, и каемся).
Но вот вопрос: – мог ли Пилат принять другое решение? Можно строить версии, по какому сюжету развивались бы события в Иерусалиме, и дальнейшая Мировая история, если бы Пилат сделал другой выбор, и отпустил Иисуса. Но замысел Божий об Искуплении через Жертву должен был исполниться? Или, тогда, есди не так, то – как?
«Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». (Афанасий Великий) Но для этого было необходимо сначала убить Бога? «Наказание за грех – смерть». (Рим 6.23). Это – такой ЗАКОН? Непреложный Закон Возмездия, который исполняется только через Жертву? Это – ВЫБОР БОГА? А как же тогда – проповедь Бога о прощении, без всяких условий и жертв, «семижды семьдесят раз»? (Мф.18:22).
Или - возмездия нет, если «преступник» покается? Простить покаявшегося и нам, «по жизни», бывает не так уж трудно. Но как благословлять врага, (Мф.5:44), который и не думает каяться, упорно продолжает оставаться врагом, и это - его выбор?
И, наконец, Иуда. О его мотивациях написано много и разно. В том числе – что он рассчитывал «обострить ситуацию», чтобы принудить Иисуса проявить, наконец, свою силу. Стать царём, изгнать Римлян, итд. Чтобы исполнились слова пророка Исайи: – «Цари будут лизать прах ног твоих, Израиля». (Ис.49:23). Могли ли иудеи тогда трактовать эти слова иначе? Они были желанны, просты и понятны. А вот об «агнце безгласном», (Ис. 53:7), – понятно не было. Ну, и, конечно, Иуда надеялся занять при царе «хлебное место». (Правда, о месте рядом с царём помышляли и другие ученики, – так сказано в Евангелии.).
Но надо ж было иметь такую чёрную душу, чтобы, уже получив плату за предательство, вместе с другими учениками принять от Иисуса омовение ног! Представить себе это невозможно! И не зря Иисус сказал о нём: – «Лучше бы этому человеку не родиться».
Однако, с другой стороны: – если бы Иуда не родился, – как бы исполнился Божий замысел, о неизбежности которого не раз говорил ученикам сам Иисус? Ведь всё уже было так и предсказано у Пророков. И об Иудином предательстве Иисус "предзнал"
Иуда вернул серебряники, но было уже поздно – «Свершилось». И он погрузился в такую глубину отчаяния, откуда не было возврата к покаянию. И он удавился.
Попытки разрешить этот логический и богословский казус приводит только к бесконечному движению по «Кольцу Мёбиуса», к возвращению в точку «начала отсчета», но с обратной стороны. И догматическое богословие здесь «не работает».
Проблема выбора встаёт и перед нами, в нашей повседневности. И ни во сне, ни наяву не является Ангел, который подсказал бы правильное решение, как это многократно описано в Библии.
Есть такое суждение: – «Человек имеет право только на те ошибки, которые может исправить». Но бывают ошибки с такими последствиями, исправить которые невозможно, и никакое покаяние не поможет успокоить совесть. Упаси нас, Господи, от таких ошибок!
Итак. Сделал ли свой выбор человек, купивший билет на Титаник? Может быть, потом, – его выбором было: драться или не драться за место в шлюпке? Но и этот выбор зависел от всей предыстории его жизни, начиная с рождения. И даже раньше, обусловлен сочетанием генов.
Сделал ли свой выбор актёр Ефремов, сев пьяным за руль? Ведь не каждый раз это приводит к смертельному ДТП, могло бы «обойтись» и на этот раз. Так думают все нарушители. Или не думают вообще ни о чём. Но «случилось».
Однако, случается ведь такое и с трезвыми, вообще — с невиноватыми. «Так складываются обстоятельства».
Возможно, выбор каждого здесь — в последующем поведении? Но и здесь выбор Ефремова определялся всеми обстоятельствами его предшествующей жизни, а также пагубным влиянием адвоката. Да и Дьявол, вероятно, тоже поучаствовал.
Это —никак не оправдание, но всё же, в свете вышесказанного…
Нам только кажется, что мы «выбираем».
Но тогда - за что мы отвечаем?
2го Мая. ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Приложения.
Притчи 16:9. «Сердце человека обдумывает путь свой, но Господь управляет шествием его».
Пиркей Авот 4:22. «Не по своей воле ты зачат, и не по своей воле родился, и не по своей воле живёшь, и не по своей воле умрёшь, и не по своей воле предстанешь пред судом и дашь отчёт Царю всех царей, Всевышнему, благословен Он!».
Исаия.45:9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»
Ин.6:65. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
Рим.8:29. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он бы первородным между многими братиями.
30. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
Рим. 9:18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19. Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
На снимке «Кольцо Мёбиуса». Идя по нему, всё прямо и прямо, вдруг окажешься в той точке, откуда начал движение, но... – с обратной стороны!
© Copyright:
Марк Олдворчун, 2021
Свидетельство о публикации №221050601214