Ефимия

Нанна Абрамова
Николетта бежала из-за  всех
сил. Добежав до горы она решила сократить путь и подняться по козьей тропинке, напрямую к дому стоящему на горе. Но  уже через несколько минут поняла как  погорячилась. Подниматься по голым камням, да ещё под палящим солнцем, было для неё не лёгким испытанием. Её грузное тело колыхалось и тяжело дышало, но она никогда просто так сдавалась. Мать восьмерых детей и пятнадцати внуков, не привыкла отступать. Сдвинув на переносице свои почти лысые брови, она кряхтела но поднялась почти до самой вершины, где одиноко стоял домик её подруги. Положив руки на бока, Николетта отдышалась  и ринулась дальше.
Добежав до дома она распахнула дверь и вбежав стала звать:

-- Ефимия! Ефимия!

Но на её голос никто не отозвался. Тогда она вышла и побежала за дом где находились пастбища. Увидев знакомую фигуру подруги которая воевала с козой не желающий чтобы её привязывали, Николетта принялась снова её звать и махать руками в нетерпение поделиться новостью:

-- Ефимия! Ефимия!

Ефимия бросила возиться с козой и стала ждать когда подруга к ней приблизиться, и когда та  подбежала к ней спросила у неё:

-- Ну что ещё опять случилось?

--Ефимия через неделю в Дельфах  будут выбирать новую пифию.

-- А я то причем? Я уже давно не молода и давно не девственна.-- Смеясь ответила она подруге.

Ефимия в тучности не уступала Николетте, но если у Николетты фигура увеличивалась к низу, являя собой образец низкого кувшина, с округлыми боками, то Ефимия была больше похожа на кратер, с короткой и  толстой ножкой. Она отпустила козу, радуясь что её подруга Николетта прервала  эту борьбу, которая как ей казалось никогда не закончится. В былые времена она с лёгкостью управлялась со здоровым бычком, а сейчас и тощую козу урезонить никак не могла. Возраст берет своё, подумала она, и тут ответ подруги прервал её мысли заставив округлиться глаза.

-- Я тебя записала у старосты деревни в кандитаты  на новую пифию. Сегодня вечером на площадке будем голосовать за  кого. С каждой деревни в Делос отправляется по одной женщины из них и будут выбирать пифию в храм Аполлона.

Ещё не остыв от выкрутасов козы, Ефимия известная на всю деревню своим несносным характером и любительницей крепкой брани накинулась на Николетту:

-- Я то при чём дура ты старая! Мало мне козы тут ещё и ты на мою голову свалилась.

Зная тяжёлый характер своей подруги, Николетта обладая мягким характером обняла её сказав:

-- Пойдем в дом ты нальёшь нам вина  и я тебе всё спокойно расскажу.

Ефимия покосилась на подружку и ворча себе что-то под нос как курица у которой только что отняли яйцо пошла в дом.
Дойдя до дома она увидела, что её подружка оставила дверь в дом открытую и уже почуяв неладное Ефимия вбежала на кухню и разразилась бранью:

-- Вот горшок с дерьмом! Николетта ты и вправду старая дура! Посмотри что ты натворила, кот всё  молоко выпил.

На деревянном столе возле кувшина погрузив голову целиком в  горлышко  сидел пятнистый кот. Он так увлекся дотягиванием морды до  молока , что даже не слышал как зашла хозяйка.

 --Теперь скажи кого мне ругать кота или тебя? Конечно тебя! Нет, ну скажи сама Николетта, что ты старая дура иначе я не успокоюсь.

-- Хорошо Ефимия я старая дура,-- ответила Николетта поглаживая подружку по плечу, -- только не нервничай. Лучше налей нам вина выпьем и я тебе всё расскажу по порядку.

Подружки сели на деревянную лавочку, Ефимия разлила вина, достала козьего сыра и свежего хлеба:

-- Ох и характер у этой козы ужасный, но зато молоко вкусное. Если бы не её молоко давно бы зарезала негодницу.

-- Такой же как у её хозяйки. -- ответила Николетта и рассмеялась  как девчонка хлопая себя ладонями по коленям.

Николетта став храбрее после вина решила подшутить над подружкой, по трезвому вряд-ли она на это решилась бы. Она ещё очень хорошо помнила как из за бойкого характера  Ефимии чуть была не начиналась война между их деревней и соседской.

-- Что ты этим хочешь сказать? -- грозно спросила Ефимия.

Увидев что у подруги начинает опять портится настроение Николетта решила оправдаться.

-- Ты ведь  взрослая женщина Ефимия и имя у тебя хорошое, "пристойная" значить, "благовоспитанная" значить, но ругаешься как бес, и слово про горшок полный,  не хочу даже повторять полный чего, вставляешь повсюду.

-- Я тебе вот что скажу подружка, моя бабушка так любила говорить и моя мама тоже, а они были очень благопристойные женщины. И я снова так же скажу при случае если в моей жизни  произойдет, что-то неожиданное и похожее на  столкновение с горшком полного дерьма в темноте. Выругаешься и вроде на душе легче станет.

-- Я не спорю, с тобой Ефимия, но твои  и бабушка и мама, говорили это очень тихо и когда вокруг никого не было из посторонних. Твою ругань же слышно на всю округу.

Николетта помнила что после вина Ефимия становится особенно вредной и встретив её грозный взгляд на себе решила переменить тему.

-- Давай лучше перейдем к главному.
После этого Николетта приблизилась к уху Ефимии, как будто в комнате кроме них ещё кто-то был и  тихо сказала ей:

--Стало известно, что дельфийская пифия, уже которая по счёту, предалась греху и у жрецов закончилось терпение.

Сказав это Николетта покачала головой в знак негодования и продолжила:

--Великий Дельфийский оракул издал новый закон и его огласили по всем ближним  деревням, теперь в пифии выбирают женщину из деревни без мужа, или ту которая больше не хочет исполнять свой супружеский долг, и возраста чтобы обязательно была старше пятидесяти лет.

-- Это я что ли кандитат в пифии Николетта. Посмотри на меня, я когда нибудь предсказывала хоть что нибудь, хоть кому нибудь?

-- Да, мне. Помнишь ты сказала, на моего соседа который у нас с мужем половину пастбищ забрал для своих быков, хотя у нас был полный дом детей и корову стало негде пасти, что бы его же  бык его  на рога поднял и помнишь как он умер?

-- Да это я прекрасно помню. Этот негодяй  умер на рогах у своего же быка. Но сколько лет прошло с тех пор, четверть века и это было проклятие, а не предсказание.

Ефимия подняла пьяные глаза к закопчённому кухонному потолку и сказала мечтательно:

-- Предсказание это другое. Предсказание  это поэзия. Это красота, это блеск Апполона.
Потом спустив глаза посмотрела на подружку, рыгнула и добавила:

-- А у меня те слова были проклятием. А проклятие это как отрыжка Аида.

Рыгнув ещё раз Ефимия добавила:

-- Я всегда говорила, нечего молодых девчонок мучить. Замуж нельзя, детей им иметь нельзя. Только можно жевать лавровый лист, сидеть на треножнике, и проводить время  в обществе лысых и старых мужчин. Это они правильно решили.

--Ну что Ефимия пойдешь сегодня на голосование. Все мои родственники будут за тебя голосовать, а это почти пол деревни.

-- Ладно пойду.  Ты ведь мне как родная, подружка. Но скажи мне, если бы я могла предсказывать разве я не отговорила бы мужа пойти искать овцу в тот день когда шёл сильный дождь, после чего он сорвался со скалы насмерть.
У Ефимии при рассказе о смерт  мужа наполнились слезами глаза, увидев это  у Николетты глаза тоже стали мокрыми.

-- Твоя правда. Значить так должно было быть. Значить на то была воля богов. Если
попадешь в храм, будешь ближе к своему  Солону. Налей лучше ещё нам вина и споём с тобою в честь его памяти. И они обнявшись и плача запели:

Никто из нас не говорит,
живя без бед,
Что счастиеим своим судьбе
обязан он;
Когда же к нам заботы и
печаль придут,
Готовы мы сейчас во всём
винить судьбу.

(продолжение следует)