Чужое, ставшее всеобщим

Анна Мержвинская
   Давно приходят мысли о том, что хоть в революцию и шла ненависть, ярость на дворян, аристократов, купцов, владельцев фабрик, мануфактур, заводов - людей, изначально и богатых, и образованных, многого добившихся в жизни - но, убивая с жестокостью целыми семьями, убийцы занимали их дома, производства, предметы интерьера и гардероба. Если посмотреть хронику, начиная с 1918 года, послереволюционную и далее - не надо быть "семи пядей во лбу", чтобы заметить - они перенимали стили одежды, причесок, манеры поведения бывших убитых господ (дворян, интеллигенции, профессоров, графов и графинь, помещиков, меценатов, купечества и прочих). А внешне, лицемерно всех их отрицали.

   В 1930-е - 1960-е годы везде в стилях жизни, быта чувствуется подражание именно тем слоям населения, которые больше всех пострадали во время той чудовищной "революции". В "популярных" фильмах о семьях-династиях рабочие, отцы семейств, проживают в квартирах с лепниной, старинными резными горками-буфетами, огромными комнатами и с отдельной залой-гостиной. Всё, начиная от портьер и кончая кроватями - оставшееся от прежних хозяев (убитых и изгнанных владельцев). И ничего этих заселившихся в чужое жилье не смущало. Пользовались и жили с удовольствием в квартирах, где пережиты трагедии и убийства с особой жестокостью. И никто не наказывал, не расследовал те массовые убийства. Считали что так и надо, можно и нужно так поступать.


   Поколения, живущие сейчас в старых домах или квартирах Петербурга, часто и не знают что видели стены их апартаментов. Не осталось очевидцев, много сменилось владельцев. Такая редкость - узнать частичку истории хотя бы живших в квартире в начале 1940-х годов. Ни о профессии, ни о трагедиях - многого не узнать.


   Почему-то до сих пор ни в одном фильме, а их снимают немало о 1930-х-1940-х годах - нет и тени упоминаний о том, что весь "антураж" взят и используется от тех слоев общества. Это замалчивается и не акцентирует внимания зрителя никак, хотя глазами зритель это видит. То есть, для снимавших фильмы в 1940-1950-х годах всё "уже" было привычно, а для снимающих сейчас стало привычным на примере тех образов (в одежде, прическах, интерьере, быте). Захватывали всё: квартиры многокомнатные и дорогие (даже по расценкам к сегодняшнему времени), здания, дворцы, доходные дома,дачи и прочее. Ничего не строили, а жили в захваченном. По нынешним меркам, это можно оценить было бы, как рэкет, разбой/грабеж, тяжкие убийства и террор населения, беспредел во многом.


   Вот на этом и росли поколения. Наверное, у многих возникали мысли,смотря транслируемые фильмы: а откуда у семьи рабочих, проживающих вместе несколькими поколениями в одной многокомнатной квартире - такие апартаменты с кучей старинных, антикварных вещей, явно не нажитых всеми домочадцами или их предками?


   Сравнивая с настоящим - возникает и куча других вопросов. Но оставлю их за "кадром" данной статьи.