Нежданно-негаданная слава

Юрий Язовских
Слава – штука загадочная. Иногда человек всю сознательную жизнь бегает за ней, но она постоянно ускользает. Бывает и так, что жаждущим славы все-таки удается добиться с ней встречи – минут на 15, а потом она уходит навсегда. Все мы знаем и про гармоничные союзы человека и славы, заключенные на небесах. Нередко и после смерти слава не оставляет своего родного человечка тихо гнить в забытой всеми могиле. 

Перечисленные мной случаи типичные, а потому не интересные. Я же хочу рассказать о более любопытных романах человека со славой – нежданно-негаданных, о тех, когда ни человек, ни слава не стремятся к противоестественному союзу, но Судьба оказывается сильнее.

Первый вариант этого союза можно условно назвать «посмертным». В этом случае человек не делает ничего, чтобы стать известным, живет своей обычной жизнью, а потом умирает. Казалось бы, на этом все – финита ля комедия: поскольку жизнь человека закончилась, а со славой он разминулся, то стать известным (и тем более знаменитым) ему не суждено. Как бы не так! У некоторых из нас настоящая жизнь начинается только после смерти! Через какое-то время после перехода человека в состояние трупа слава неожиданно настигает его и иногда оказывается столь громкой, что об умершем человеке узнают миллионы, хотя при жизни о нем могли забыть даже бывшие одноклассники.   

В 2020 году Россия столкнулась с одним подобным случаем, когда пьяный в стельку актер Михаил Ефремов врезался на своем джипе в автомобиль бедного и несчастного курьера Сергея Захарова. Благодаря этому прискорбному событию о безвестном Захарове узнали миллионы россиян. Но суд над Ефремовым закончен и скоро имя Сергея Захарова канет в лету. Его посмертная известность недолговечна.

Нечто похожее произошло в том же году в Америке, но слава, которая обрушилась на американский труп, обручилась с ним надолго. Если бы там убили обычного белого человека – это бы никто не заметил, но в США убили негра, да еще ни за что, ни про что, с**и, замочили! Причем белые. Как говорится – никогда такого не было и вот опять! Вполне естественно, что в свихнувшейся на почве черного расизма Америке после этого события началась свистопляска, которая распространилась на значительную часть Западного мира.

Невинно убиенного наркомана и бандита Джорджа Флойда объявили святым, стали по всей Западной Ойкумене проводить молебны в его честь, становясь на одно колено, принялись сносить «расистские» памятники, грабить магазины и принуждать людей с неправильным цветом кожи (белых) к покаянию перед Флойдом и людьми с правильным цветом кожи (черными). Эта история для незападных людей выглядит дикой и какой-то нереальной, но жизнь иногда подбрасывает такие сюжеты, которые и в кино не встретишь. Что мы имеем в случае Флойда? Жил-был никому не нужный человечишко и, скорее всего, сгинул бы от наркотиков в полной безвестности, но взял и удачно помер от передоза под сапогом полицейского, после чего его имя узнал весь мир, а сам он попал в историю Америки. В качестве святого Флойда. 

Схожая с описанными случаями, но все-таки иная история произошла с любителем экстремального туризма Дятловым (мало кто помнит его имя, но фамилию знают не только в России, но и за рубежом). Неудачливый турист Игорь Дятлов сегодня настолько известен, что его именем назван горный перевал, а о нем и его туристической группе написали множество книг, сняли массу документальных и даже пару художественных фильмов. Вряд ли в России начала 21 века был другой вопрос, волновавший общественность настолько сильно, как причина гибели туристической группы Дятлова на Северном Урале в начале февраля 1959 года.

Во времена СССР случай с Дятловым не получил широкой огласки – по вполне понятным причинам, а посмертная и не побоюсь этого слова всемирная слава обрушилась на Игоря Дятлова лишь через полвека после его смерти. Известность Дятлову принесла не гибель его тургруппы как таковая, а неразгаданная загадка, с которой связано это происшествие. Если бы причина гибели туристов была установлена, к 21 веку о погибших давно бы забыли, но загадка их смерти смогла заинтересовать такое огромное количество людей, что имя Дятлова еще долго будет жить с нами. Но затронула посмертная слава только руководителя группы туристов. Про остальных туристов знают только их родственники и те, кто до сих пор «расследует» гибель людей на перевале.   

В истории мы встречаем еще более странные случаи посмертной славы. Римский префект Иудеи Понтий Пилат при жизни был человек весьма известный, но лишь в границах Иудеи. Таких чиновников в римской империи было пруд пруди и его бы забыли вскоре после смерти, но через несколько десятков лет после ухода Пилата из жизни на него «повесили» смерть Иисуса. Был в реальности некий проповедующий еврей Иисус или он никогда не существовал - это не так уж важно, поскольку та история, которая изложена в Евангелиях, в нашей сегодняшней терминологии является типичным фейком. Нечто подобное наверняка в истории Иудеи было, но не приходится сомневаться, что Понтий Пилат не казнил того Иисуса, с которым сами христиане до сих пор не могут разобраться, кем он был – Богом, сыном Бога, богочеловеком… Тем ни менее, Пилата после его смерти объявили виновным в казни главного героя Евангелий и распространили эту сказку по всему миру. В результате имя никчемного римского чиновника и натурального бандита Понтия Пилата осталось в веках.

Схожая, но еще более удивительная встреча со славой произошла в случае известного всем культурным людям египетского фараона Тутанхамона. Он умер в 18 лет, и к началу 20 столетия некоторые историки даже сомневались в существовании фараона с таким именем. В 1922 году археолог Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона, где находилась масса разнообразных сокровищ. Эта бесценная находка так поразила  тогдашнюю публику, что Тутанхамон стал самым известным из всех фараонов Древнего Египта, опередив даже Рамсеса Великого. Таким образом, от момента смерти Тутунхамона до того момента, как всемирная слава пришла к его мумии, прошло примерно 3200 лет. Похоже, что это мировой рекорд.

Но все-таки чаще люди встречаются с нежданно-негаданной славой при жизни. Подобное происходит, если человек совершил какое-то громкое преступление или целый ряд преступлений. Обычно в таких случаях преступник редко стремится к славе, предпочитая ей неизвестность и безнаказанность, но выбирать здесь не приходится. Если ты подрядился постирать трусы Навального, а потом принял его за свое начальство – со славой тебе уже не разминуться. Так получилось со знаменитым ныне Константином Кудрявцевым, которого взяли в ФСБ после просмотра фильма «Криминальное чтиво», чтобы он работал на чекистов «Харви Кейтелем». Более того, после стирки трусов стал известным не только сам «стиратель» Кудрявцев, но и его теща – в качестве «тещи Константина Кудрявцева»! Как говорится, неисповедимы пути Господни…

Степень известности преступника после раскрытия громкого преступления зависит от многих факторов, а не только от характера преступления. Наиболее жестокие и страшные убийцы обычно остаются с нами надолго, но так происходит не всегда. Известность этих маньяков и наша память о них во многом зависит от пиар-компании, которая сопровождает расследование преступлений и времени появления этой информации.

Если взять отечественных серийных убийц, то Андрей Чикатило в России превратился, по сути, в имя нарицательное – он стал синонимом маньяка-убийцы, а не менее опасный серийный убийца Спесивцев вряд ли останется в памяти народной. Причины этой ситуации лежат на ладони: когда советские граждане узнали о Чикатило, они не были перекормлены новостями о маньяках-убийцах; о его преступлениях и суде над ним сообщали очень подробно; сама по себе фамилия Чикатило была весьма подходящей для маньяка (да простят меня другие обладатели этой фамилии, но ведь это правда!). Про Спесивцева и его жуткие преступления, совершенные вместе с мамашей, публика узнала в 90-е годы, когда информация о разнообразных убийствах стала нашими буднями. В результате эта фамилия известна только специалистам-криминологам и интересующимся темой серийных убийц.

Но не только преступники могут получить при жизни большую порцию славы, хотя к ней не стремятся. Жертвы громких преступлений иногда выживают, и временами их имена становятся известны всему миру. Так произошло со знаменитыми ныне Скрипалями - отцом и дочерью. По именам их никто не помнит, но фамилии известны всякому, кто интересуется новостями. Две чепиги из ГРУ Петров и Боширов (тоже нежданно-негаданные знаменитости, кстати!) пытались убить их «Новичком» -  в результате Скрипали потеряли здоровье, но приобрели славу.