Воспоминания детей войны-2

Иван Горюнов
Воспоминания Скородумовой (Гуляевой) Натальи Николаевны
1934 года рождения 5.09. Уроженка деревни Гребени.

Отец – Гуляев Николай Степанович, 1900 г.р. 10.08., казачья семья, после войны папа работал кладовщиком в колхозе, образование 2 класса. Участник войны, орден Красной Звезды, орден Славы 3 степени и три медали. Приходил в отпуск по ранению, потом опять ушёл на войну. Лежал уж больной, Ваню моего позовёт и рассказывает, как пулемёт собирать да разбирать, пулемётчиком был в войну. Я его спрашиваю: «Зачем ты внуку-то это рассказываешь?» А он отвечает: «А вдруг да пригодится».

Папа с войны летом пришёл. Мы спать уж легли, ночь на дворе. Ставня скрипнула, стук в окошко: «Хозяйка, пусти переночевать». «Места нет, детей полон дом», - мама отвечает. Он опять стучит, опять просится, мама снова отказывает. Сестрёнка Таня говорит: «Мама, это же тятя!» Он забежал, все вскочили, мы повисли на ногах у него, а он спрашивает: «А где же Василий? Куда сынка дели?» А Василий, старший брат, на нём всё хозяйство висело, стоит рядом, вырос, вытянулся, мужик уж почти – не узнал его отец.


Тятя с одним вещмешком да с котелком приходил домой, что по ранению, что и с Победой. А других встречали на станции Сакмарская, дык подводами добро-то везли. Климонтова, Рынкова Петра, Хрисана так встречали. А что? Молодцы мужики! Посуды, белья, материи всякой навезли. Бабы в ночных сорочках – комбинациях ходили, думали, что это платья такие красивые.


В Сакмаре к родне пришла, а там Иван Сердитый, иль Грозный, кличка у него такая, спрашивает: «Ты чья?» Я называюсь. Он говорит: «Помню, помню отца твово. Тут белые стреляют, там красные палят, а батька твой на белом коне с донесеньем скачет. К кому, кому? К красным, он за них был».

Я дом свой продаю, трудно одной, дочка Надя меня к себе зовёт, ей тоже трудно ездить ко мне каждый день, хворат тоже. Стала в сундуке вещи перебирать, что с собой взять, что выбросить, нашла листочки тетрадные. Развернула, а там папиной рукой написано где воевал, в какой части, какие места освобождал. Собиралась, собиралась на встречу с тобой и куды засунула, так и не вспомню. Найду – принесу.


В семье у нас было шестеро детей, брат Ваня помер в войну. Мама – Гуляева (Болдырева) Анна Семёновна, 1900 г.р., 7.08. Болдыревы тоже коренные гребенские. Я семь классов окончила нашей школы. Директором был Ничитайло Иван Иванович, а его жена, Антонина Георгиевна была учителем. Ивана Ивановича тоже на войну забирали, командиром был, израненный пришёл, комиссовали его, жена стала директором, а он учителем работал.

В 52 году нас в училище в Бузулук направили. Рябову Лену на бухгалтера учится, Аню Плотникову – на птичницу, а я выучилась на техника-садовода.
У раскулаченных сады были, вот и следили мы за ними, на Двориках сад большой был, яблонь много.
Стипендию от колхоза получали. Сталин когда умер, в училище мы стояли у портрета в почётном карауле, по два человека. Опускать когда гроб его стали в могилу, паровозы как загудят, жутко стало.

 
Муж, Скородумов Николай Иванович 1932 г.р., работал на железной дороге, мостопоезд рельсы укладывал Дед Цыган (Погадаев Сергей Дмитриевич),дядя его. На танцах познакомились в клубе. Подружка спрашивает, хочу ли я вон с тем видным парнем познакомиться? Я сказала, что не хочу. Но он стал приходить к нам и звать меня на танцы, я ходила.

А один раз кюветы копали, щиты ставили, чтобы снег задерживался на полях, а он идёт со стороны железной дороги. Я как увидела и бежать от него. Он догнал меня и говорит: «Хочешь, я тебя из колхоза вытащу? Будешь в городе работать». Ну а кто же не хочет? Я и согласилась.
Собрание колхозное в клубе, заявление моё об исключении меня из колхоза рассматривают, а я за печкой спряталась. Климонтов предлагает исключить меня, голоса из зала кричат: «За что?» А Яков Тимофеевич объявляет, что замуж я выхожу. Я за печкой чуть в обморок не упала, всею как кипятком обожгло. Василий Куракин кричит: «Хватит прятаться за печкой, Наталья! Выходи, объясни народу». Решили на собрании, что когда брачное свидетельство принесёт, тогда и исключить. Ну куда деваться? Опозорил на всю деревню, кто меня теперь возьмёт. Расписались мы с ним 1 июня 1956 года. Вот так я и оказалась замужем, о любви и не говорилось ничего.