Кардиоказус

Лариса Василевская
                Быль
                Нашим бабушкам и мамам.

Нина Николаевна, 88 лет от роду, сроду не ходила к врачам без особой надобности.
Муж хороший, дача чудесная, дети-внуки успешные.
Какие тут тебе стрессы и болезни?
Так бы она и жила дальше вдали от шума городского и бюджетной медицины.
Да не всё коту масленица.
На Пасху в этом году приехали и дети, и внуки-правнуки проведать. Шум-гам-суета и вселенская радость. А от избытка радости тоже, оказывается, всякая беда случается.
Вот она и приключилась.
Гости недолго погостили да и разъехались. Одна дочка задержалась на пару деньков.
И ночью почувствовала Нина Николаевна приступ удушья и сердечное недомогание. Вызвали скорую.
Молодые врач и сестра вошли в квартиру. Глянув опытным взором на пожилую женщину, доктор сразу понял, что кардиология на лицо.
Вопросы-расспросы начал задавать в привычной манере.
-Какие лекарства ежедневно принимаете?
-Ежедневно никакие, а так «Цетрин» принимаю.
-«Цетрин» от сердца?
-Зачем от сердца? От кота. Мне когда кота на лето привозят, у меня на шерсть аллергия.
-Понятно. А от болей в сердце что принимаете?
-Так оно не болит никогда. Давление иногда поднимается.
Вот и сегодня давление поднялось, и я таблетку выпила. Но не помогло.
-А какую?
-Название не помню. Мужу выписывали от давления. Вот её и выпила.
-А муж наш где?
-Так помер два года назад.
-А таблеточки эти где? Они не просроченные?
-А кто ж их знает. Вроде нормальные.
Дочка принесла упаковку, оказались ещё годные.
-Бабушка, а вы у кардиолога когда были в последний раз.?
-Так летом и была. Вот с дачи приехала, голова закружилась, сознание потеряла. Скорая приехала, потом у него и была.
-Этим летом?
-Нет, это было в году то ли 1992, то ли годом позже.  А потом-то и не было ничего. Так чего к нему ходить, зря от дела человека отвлекать.
Молодой врач смотрел на пожилую женщину, как школьник на мамонта в зоологическом музее.
Звонок в дверь прозвучал отрезвляюще.
На пороге появилась соседка Клава, 94-летняя дама со свежим номером журнала «ЗОЖ».
-Подруга, ты чегой-то с приборами разлеглась? Это тебе кардиограмму снимают? А я встала водички попить, а во дворе скорая. Думаю, уж не к тебе ль?
-Ко мне. Сейчас давление снимут и чайку попьём.
-Какого чайку? У Вас подозрение на инфаркт!
-Сынок, ты не волнуйся так. Это вредно. Какой инфаркт? Откуда ему взяться?Войну пережили, разруху, восстановление, Перестройку, 90-е. Там инфаркта не было. А сейчас-то откуда? А потом мы ж с подругой по журналу «ЗОЖ» себя блюдём. И пока тьфу-тьфу.
-Погодь, соседка, а реанимация-то осенью к кому приезжала? В твою ж квартиру.
-Тетя Клава, это ко мне приезжала,-вступила в разговор 60-летняя дочь.
-Женщины дорогие, нам надо поскорее бабушку в больницу отвезти, заканчивайте выяснения да собирайте вещи.
-Подожди, милок, а что в больницу надо брать?
-А Вы что в больнице не лежали?
-Как не лежала? Как сейчас помню: мыла пол, а дверца шкафа возьми да откройся и по голове. Лежала с сотрясением.
-Давно лежали?
-Так перед свадьбой ещё.
-Перед моей свадьбой. В 1980-м году. Потом мама ни разу нигде не лежала. А я частенько. Я сейчас всё соберу, я знаю, что надо.
Всё необходимое было быстро собрано.
-Я сейчас в туалет быстренько схожу и поедем.
-Бабушка, милая, не вставайте, давайте в какой -нибудь тазик или ведро!
-Ещё чего придумал? Чтоб я при мужчине оголялась!
-Я врач, при мне можно.
Но Нина Николаевна эти речи медицинские слушать не намерена была . Подруга с дочкой помогли дойти до туалета. Потом надели пальто и сапоги.
-Доктор, чего встал, как статуй! Пошли в скорую.
-Надо соседей попросить, чтобы помочь Вас на носилках по лестнице нести. Вам самой нельзя идти.
-Милый ты наш доктор! Какие соседи? Одна труха, а не соседи! Больные люди! А мы с подругой покрепче их будем. Ты иди впереди, а мы за тобой.
И подружки ступенька за ступенькой спустились с третьего этажа, по дороге обсуждая новые рецепты целительных настоек и натирок от сердца, опубликованных в новом номере любимого журнала.
Скорая мчалась по улицам в кардиоцентр, медсестра и дочка сидели рядом с Ниной Николаевной, которая раздавала дочке указания и мелкие поручения. От уколов ей стало легче. Молоденькая медсестра что-то гуглила в телефоне, а доктор смотрел на ночной город и вспоминал свою прабабушку-фронтовичку, бабушку-стахановку. От этих воспоминаний в носу защипало, и невольные слёзы восхищения твердостью духа и жизнестойкостью этих простых женщин скатились по щекам .