Наша Мама

Наталья Аредова
      Этот рассказ - воспоминание о нашей любимой маме написан мною совместно с моей   сестрой Мариной.

      Наша мама, Борисова Валентина Степановна, родилась 8 ноября 1922 года в деревне Каландарашвили  Олёкминского района Якутской АССР. Сейчас эта деревня носит название - село Олёкминское. Там, в деревне Каландарашвили, прошли детские годы нашей мамы с любимыми родными:  бабушкой Настей, мамой Шурой, братьями Виктором и Николаем, и сёстрами Наташей и Надей. Отец мамы, наш дед - Борисов Степан Кириллович был чекистом и погиб, выполняя служебный долг, когда Валечке только исполнилось четырнадцать лет. Воспоминания о детских годах у мамы были самые светлые и радостные. Мамины главные черты характера - это жизнерадостность, оптимизм, необыкновенная сила духа и высокая культура. Такой она оставалась до конца своей жизни.

      В четырнадцатилетнем возрасте мама, приехав из Олёкминска в Якутск, поступила в медицинский техникум, на последнем курсе которого накануне войны вышла замуж за  Тимофея Григорьевича Седалищева.  Свекор и свекровь очень любили маму. Тимофей был замечательным человеком, он любил маму и заботился о ней, мама всегда с тёплой грустью вспоминала его. К сожалению, семейное счастье их было недолгим, Тимофей в сентябре 1941 года ушёл на войну, он был офицером, командовал разведывательной ротой и погиб в боях на Курской дуге.  За год до начала войны, 26 сентября 1940 года  у них родился сынок, наш старший брат Виктор. Назвали его Виталием, но звали Витей и при получении паспорта он был записан Виктором, наверное, по его желанию. После гибели мужа Тимофея, мама с сыном Витей осталась жить со свёкрами, они её не отпустили, очень любили её и внука.
Окончив медицинский техникум, мама не смогла работать по специальности, так как при виде крови, теряла сознание. Поэтому она  на основе средне-специального образования окончила курсы при финансовом училище и поступила на работу в госбанк.

       Госбанк находился на  ул. Дзержинского недалеко от здания КГБ, куда однажды в 1944 году был в командировку   направлен наш папа. Мама была комсомольской активисткой, секретарём комсомольской организации.  Заседания комсомольцев обычно  проходили  в помещении городской библиотеки.
Однажды, а это было весной 1944 года, в библиотеку вместе с другом Иваном Третьяковым пришёл папа – Иван Семёнович Кадуров. Они с другом вместе продолжали войну в г. Тикси, куда папа был направлен после контузии и многочисленных ранений на фронте. Тикси – морской порт на берегу Северно-Ледовитого океана. Наши войска охраняли северную границу России. Военные действия там были довольно активные, к берегам приближались корабли, летали самолёты, часто раздавались выстрелы и взрывы. К моему стыду, подробно у папы я не интересовалась, но он рассказывал про беспрестанные, агрессивные налёты вражеской авиации. Да и с союзниками отношения были непонятными: то ли они с нами, то ли в любой момент можно ожидать от них предательства. Папу с его другом шутливо называли: «два Ивана – капитана», так как оба они были названы родителями  Иванами, а по званию были капитанами.

     Итак, папа с другом вошли в библиотеку и тут же застыли , как зачарованные.  Навстречу им по длинному коридору  шла тоненькая, стройная девушка в шёлковом красивом платье. В те времена одежды шили из натуральных  качественных тканей и фасоны этих платьев были просто очаровательны. Наша мама, как и большинство девушек того времени шила сама любую одежду и обладала безупречным вкусом.   По плечам у этой милой девушки  рассыпались светлые, слегка золотистые локоны, а взгляд её серо-голубых глаз был ясный, открытый и смелый. Такой папа увидел маму впервые и сразу же, с первого взгляда влюбился в неё.

       А для мамы встреча с папой тоже была неожиданностью. Дело в том, что с 6 по 19 января на Руси начинались Святки - любимый христианский праздник, когда люди, соблюдали разные обряды, в том числе гадали на будущее, на благополучие и, чаще всего молодёжь гадала на встречу с любимым или любимой. И тогда, во времена маминой молодости, впрочем, как и сейчас в наше время, этот обычай был по-прежнему актуален. Мама тоже гадала в один из таких вечеров. Она соорудила из спичек мостик, положила на него подушку и легла спать. И  судьба тут же  послала ей сигнал. Мама во сне увидела старый деревянный мостик через небольшую речку, она идёт по мостику, а навстречу ей идёт мужчина. Мужчина  достаточно взрослый, темноволосый, в необычной военной форме с кортиком на поясе, а в руке у него букет с незабудками и какими-то мелкими белыми цветочками. Тут мама проснулась, улыбнулась и опечалилась: «Ах, какие глупости, Тимофея уже не вернуть, а никто другой мне не нужен». Потом иногда вспоминала этот сон, он крепко отпечатался в памяти и сердце немножко щемило от непонятных чувств.   И  вот  сейчас, идя по коридору, она неожиданно вздрогнула. Ей навстречу шли двое молодых мужчин, и один из них почему-то был очень знаком,       сердце подпрыгнуло и замерло. Такого с ней ещё не случалось раньше. В следующее мгновение она его узнала, это был незнакомец из святочного сна. Правда этот молодой мужчина был без кортика и без букета, но форма-то на нём была та, необычная. Наш папа, как я уже говорила, был военным юристом, форма у него, действительно, отличалась от обычной военной, а самое интересное, что и кортик у него был, потому что он служил на северном военно-морском флоте, а морякам, да ещё в военное время было положено ношение кортика.  Его папа  носил на службе, но здесь, в командировке на гражданке это было не положено. Потому кортика на сей раз при нём не было. Есть ещё один замечательный факт этого события. Дело в том, что предыдущим летом в Тикси папа фотографировался в форме, с кортиком и с букетом мелких северных цветов в руках … на мостике!!!  И я тому свидетель, так как эта фотография потом была в нашем семейном альбоме, который я в детстве любила разглядывать. 

      Итак, папина любовь к маме вспыхнула с первого взгляда. И друг его, Иван Третьяков тоже влюбился. Хрупкая нежная девушка, так похожая на принцессу из сказки очаровала их с первого взгляда. Они познакомились, мама пригласила этих геройских парней на комсомольское собрание.  Капитаны  радостно согласились и три дня командировки парни приходили по вечерам в библиотеку, чтобы наглядеться на свою любимую. За это им приходилось много рассказывать молодёжи о войне, и о военных буднях и это было здорово, тем более что война приближалась к победному завершению. Но пришла пора им возвращаться в Тикси, к месту службы, а расстаться с девушкой Иваны не могли. Узнав, где она живёт, капитаны решили пойти к ней домой, признаться в любви и попросить её руки, а там будет, как она решит. И пусть они знакомы всего 3 дня, но во время войны время имеет другой счёт. В глубине души каждый надеялся, что выберет Валечка, конечно же, его. 
Так они и поступили, придя к ней домой, но Валечка ответила им, что она вдова, муж погиб на войне, что у неё есть сын и замуж она не собирается. Сыну Вите было почти четыре года, он спрятался за штору, но увидев Ивана Семёновича, выбежал и закричал: «Папа, папочка, ты вернулся с войны?».

       Витя был очень смышлёным ребёнком, с ним много разговаривали мама и бабушка с дедом и он знал, что его папа герой, командир и воюет на войне. О гибели отца малышу, конечно же, не сообщали, он был ещё мал для этого. Витя выбрал папу, а не Ивана Третьякова. Папа подхватил его на руки и ответил: «Да, я вернулся, сынок».  И тут свекровь (Витина бабушка), отозвав Валюшу в другую комнату, сказала: «Соглашайся, Валя, видно, что он хороший человек, Вите нужен отец, а мужчин с войны вернётся немного». Мама конечно же с негодованием отмела её совет, и опечаленные капитаны, отказавшись от предложенного чая, ушли. 
       Потом была долгая переписка, встречи во время командировок Ивана в Якутск и в результате папа увёз маму в Тикси, там они поженились. Витя временно остался с  бабушкой и дедушкой, настоявших на этом, так как очень любили его и не хотели отпускать в неизвестное место, которое к тому же было тогда военной зоной. Кроме того, они получали на Витю и себя пенсию за погибшего сына. Это помогло им выжить в военные годы. Мама в Тикси стала работать, в так называемом, Картбюро, и вела активную работу среди молодёжи. Так наш старший брат Виктор нашёл для нас отца. Спасибо тебе огромное, брат. Витя всегда был любимым сыном и гордостью для папы, он хотел усыновить Витю, но бабушка и дедушка Седалищевы просили не делать этого, их сын был героем и хорошим человеком, они хотели, чтобы внук знал отца. Когда Вите исполнилось 14 лет, папа ему всё рассказал.

       P.S.   Перед  Новым 1967 годом в наш город Мирный, в командировку приехал папин друг Иван Яковлевич Третьяков. Да, тот самый друг Иван-капитан. Он побывал у нас в гостях и очень сожалел, что не может повидаться с мамой. Мама с тяжелейшим инфарктом лежала в больнице. Третьяков тоже рассказал мне, как сильно был влюблён в нашу маму и она всегда в памяти его, словно принцесса из сказки.

      Закончилась победой война, папу демобилизовали, он продолжил работу в военно-морской прокуратуре города Якутска, где я и родилась в 1949 году.  После Виктора родился брат Борис и сестра Марина, потом я - Наташа.  Этот рассказ посвящён памяти нашей мамы. Светлая тебе память, родная…  Мы тебя очень любим!