Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 5-1 Гигорий

Дудко 3
В КОЛЛАЖЕ  братья: ГРИГОРИЙ  И  ФЁДОР  СТЕПАНОВЫ, и
- ДОКУМЕНТ ОБ ИХ  РЕАБИЛИТАЦИИ

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 5-1 ГРИГОРИЙ ИРОДИОНОВИЧ СТЕПАНОВ

Ну что сказать?  С  чего начать?

Начну с того, что в этот раз много информации  по родословной СТЕПАНОВЫХ переслали мне мои внучатные племянники – Соловьёв Александр Александрович и Илья из Астрахани

Познакомились мы с ними опять же – тем же способом, что и раньше с другими отыскавшимися родственниками.
Дело было ещё в 2016 году.

Соловьёв Илья нашел в интернете сначала нашего сына – Олега, тот переадресовал его нам. Мы ответили и вот теперь уже пришло письмо от Ильи нам с Виктором.

5 декабря 2016, 15:46

Здравствуйте! Письмо получил спасибо! Я рад, что нашел новых родственников, о которых даже и не имел представления. В Астрахани идет процесс восстановления Храма Введения в храм Пресвятой Богородицы - там где служил мой прямой предок Федор Иродионович, как я понял он крестил вашего папу. На этой почве я на днях только узнал о его брате Григории Иродионовиче и случайно в поиске в интернете нашел статью-книгу Детство Ираиды и вот мозаика сложилась и я решил Вам написать.
Мне 46 лет, живу в Астрахани, в Москве у нас еще много живых родственников, я Вам позднее дам все контакты. Приятно будет с Вами пообщаться.
При этом направляю Вам несколько фотографий

                ИЛЬЯ
Завязалась переписка.

У моего дедушки – Василии Иродионовиче Степанове были родные братья: Дмитрий, Григорий, Фёдор и сестра – Мария.
Теперь мы узнали, что у Фёдора Иродионовича был сын – Алексей Фёдорович. Дочка Алексея Фёдоровича – Ирина Алексеевна, является бабушкой Ильи и Александра Соловьёвых. Их отец – Александр Соловьёв, сын Ирины Алексеевны – их отец.
Значит  их прапрадед – Фёдор Иродионович – родной брат моего прадеда – Василия Иродионовича. А Илья и Саша – мои внучатные племянники…

Бабушка Ирина Алексеевна Соловьева умерла в 2008 году.

Илья и Саша также, как и мы занимаются розыском и сбором информации РОДОСЛОВНОГО ДРЕВА СТЕПАНОВЫХ, родом из Астрахани и имеющих общие корни начинающиеся с ГРИГОРИЯ и сына его – ИРОДИОНА.

В частности – о Григории Степанове Илье и Саше удалось собрать информации больше, чем нам с Виктором.

Мы с ними договорились, что будем обмениваться имеющимися у нас данными.
Вот теперь у меня возник вопрос – как объединить два источника данных в один?
Решила так…
В этой Части 5-1, посвящённой Григорию Иродионовичу Степанову, я  помещу информацию из писем Ильи и  Александра – биографию Григория Иродионовича и
данные о реабилитации ГРИГОРИЯ И ФЁДОРА СТЕПАНОВЫХ.

А то, что было  опубликовано мной и Виктором в 2016 году на ПРОЗА.РУ помещу отдельно в Части 5-2 этой книги.

Кроме того,что нам было известно раньше о Григорие Иродионовиче, от Саши и Ильи Соловьёвых мы узнали много нового не только о нём но и о других наших общих родственниках...

7 декабря 2016, 7:20

Здравствуйте Ираида Владимировна!
Повторите пожалуйста мне свое последнее письмо, я что-то нажал и оно пропало.
Еще хочу Вам сообщить что со мной связалась одна женщина, она проживает в Сарове и помогает Епархии с биографиями священников, так вот она мне сообщила что нашла, что у Иродиона Григорьевича была еще и дочка, ее звали Татьяна Иродионовна Степанова, а муж у нее был Сергей Иванович Николаев-Священник. Вот все пока про них.

                Саша.

Значит нужно теперь  расширить наши поиски информации ещё и в этом направлении…

6 декабря 2016, 13:26
Здравствуйте! Фотографии все открылись, большое спасибо. Сейчас пытаюсь систематизировать всю полученную информацию. Я Работаю в суде, судья, председатель суда. за компьютером в основном в обеденное время и вечером дома.
Я все свои находки фиксирую на сайте https://familysearch.org    это очень хороший сайт для составления фамильного дерева и если Вы там зарегистрируетесь и наберете в поиске меня или кого-либо из нашей семьи то сможете увидеть все что мне удалось найти.

Фотографию с дарственной надписью Иродион Григорьевич подарил, видимо, всем своим детям. Направляю Вам свой экземпляр дарственной надписи Федору Иродионовичу на фотографии, подаренной Иродионом Григорьевичем.

                Саша.


Я пробовала открыть  указанный сайт. Создан и открыт сайт  был, если я не ошибаюсь – в США. Но, к сожалению, он теперь закрыт для Российских пользователей.
Жаль. Как написал Илья – там было много интересного, опубликованного им на этом сайте. Неужели пропало навсегда?

А насчет подписи на фотографии.
На таком же снимке, подаренном моему деду – Василию Иродионовичу  написано:

 « Дарю на память сыну моему Василию Иродионовичу Степанову, чиновнику особых поручений 8-го класса, от родителя его Иродиона Григорьевича Степанова, 5 февраля 1900 года, с Пожеланием от Бога дожить долгих лет в полном здравии и счастье.
НА 72 году жизни моей – Иродион Григорьевич Степанов.
 1900 г. 5 февраля.»

На снимке, подаренном Фёдору Иродтоновичу и присланном мне в письме стоит надпись такого же содержания:

«Дарю на память сыну моему (слово следующее не разобрала)
Фёдору Иродионовичу Степанову от родителя его Иродиона Григ. Степанова 5 февраля 1900 года  с пожеланиями от Бога дожить до моих лет в полном здоровье и счастие»

С момента нашего знакомства в 2016 году, мы с Виктором  продолжали общаться с Ильёй и Александром Соловьёвым.

В 2018 году, в сентябре умер Виктор (мой муж). И теперь уже я одна поддерживаю знакомство с братьями Соловьёвыми, так как и я и они продолжаем заниматься с историей родословного древа Степановых из Астрахани.

15 марта 2019, 16:16
4 файла
Дорогая наша Ираида Владимировна Как ваши дела и здоровье? Вам привет от всех нас.
В Астрахани вышла книга про Покровский собор и маленькая статья из неё посвящена Григорию Степанову, теперь знаю дату его поминания - 31 марта
Высылаю Вам, посмотрите
Скоро надеюсь будем всей семьей в Москве и очень надеюсь что увидимся !!!
Саша, Юля, Ангелина

В письме – 4 файла: Обложка книги и три страницы с текстом.

                Alex Solovyev


СОЛОВЬЁВЫ, 15 марта 2019, 21:11
Из книги, фото которой я вам прислал, я узнал еще один факт - в ней опубликовано заявление Шмелевой Галины Александровны, которая пишет, что она внучка Григория Иродионовича Степанова, т.е. она Ваша двоюродная сестра и сестра моей бабушки, она жила в Астрахани на улице Бабушкина, не знаю жива ли она, попытаюсь выяснить, может вы что знаете или слышали?

                Саша.

Естественно – не слышала…

27 сентября 2019, 10:15
Дорогая наша Ираида Владимировна, рад Вашей весточке, книгу пишу, скоро закончу и обязательно пришлю, очень много информации собрал про нашу семью, много информации получил из государственного архива Астраханской области, читал и ваши книги, очень интересно.
Вам привет от всех, Ангелиша растёт и уже рассказывает стихи и говорит, мы на рождественские каникулы планируем приехать с Юлей в Москву, будет возможность, давайте попробуем увидеться вместе с тетей Ирой.

                Саша.


На этот раз привожу здесь - моё письмо Александру Соловьёву.

Когда в настоящее время я подошла в своих последних публикациях
к 5-й Части  книги – «Долгая дорога к Богу…», продолжая получать от Саши Соловьёва разную новую информацию, раздобытую им о наших предках, я написала ему письмо…

Вторник, 27 апреля 2021, 13:42 +03:00 от Ираида Владимировна Дудко
 
Саша, добрый день!
Поздравляю с успехами по службе. Так держать!
Но я к тебе по двум вопросам и оба по теме – РОДОСЛОВНОЙ наших предков.
Первый вопрос. Я продолжаю публиковать на ПРОЗА.РУ Родословное древо семьи. Я могу там поместить ( кроме открытки, конечно, хотя я её уже встречала в интернете)  - документы про Ивана Григорьевича? Это твоё достояние и без твоего разрешения эти снимки я использовать не могу.
Если – нет, я ограничусь текстами из этих документов без фотографий.
Второй вопрос – Что тебе известно о племяннике купца Степанова –
о Василии Григорьевиче Степанове?
 
ИРАИДА


Ответное письмо от Александра Соловьёва…

29 апреля, 23:52
4 файла
Ираида Владимировна, рад вашей весточке, как всегда, да, действительно, семья Степановых очень многогранна и до конца не изучена, чем я продолжаю заниматься.
Вы можете брать и публиковать любые фотографии, я буду только рад.
 
Вам большой привет от Юли и Ангелины, она у нас собирается в детский садик
 
Очень внимательно все прочитал, у меня в эти майские праздники буду встречаться с двумя астраханскими краеведами, и очень надеюсь, что они помогут разгадать наши шарады.
 
Судя по всему, три брата это — Иродион Григорьевич, Иван Григорьевич и Василий Григорьевич Степановы, у Ивана были магазины в городе, о чем я вам писал, но обращу внимание, что он везде писал — Иван Григорьевич Степанов старший, значит был еще и «младший» ? но кто ? я смотрел метрическую книгу, у Григория Иродионовича был сын Иродион, так кто же Иван Григорьевич Степанов младший ?
 
Высылаю вам собранную мной биографию Григория Иродионовича Степанова
 
Вам крепкого здоровья и надеюсь до скорой связи!

                Саша. 
 
 
Ну вот мы и дошли  до этого, для меня – торжественного момента.

Наконец мы публикуем биографические данные Григория Иродионовича Степанова.


СТЕПАНОВ  ГРИГОРИЙ  ИРОДИОНОВИЧ

Родился 18 января 1865 г. в семье мещанина Иродиона Григорьевича Степанова в Астрахани.
Образование среднее духовное – в июне 1887 года закончил полный курс наук в Астраханской духовной семинарии.

23 августа 1887 года рукоположен во дьяконы Христорождественской церкви г. Астрахани.

17 декабря 1889 года рукоположен во священники Христорождественской церкви г. Астрахани.

75 декабря 1890 года перемещен к Иоанно-Златоустовской церкви, с этого же времени и до 1893 года состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы.
 
6 мая 1910 года награжден Императорским орденом святой Анны 3 степени
Состоял членом миссионерского общества Кирилло-Мефодьесвкого братства и Императорского палестинского общества.

С 1897 до 1923 года - настоятель Троицкой церкви г. Астрахани (в 1923 году захвачена обновленцами).

После революции 1917 года...

С 1919 по 1921 год состоял в созданном при Иоанно-Предтеченском монастыре «Союзе религиозных общин», организованного 2 марта 1919 года, благодаря старанию епископа Леонтия (фон Вимпфен).
 
Союз по сути своей представлял из себя православное братство, ставившее своей целью восстановить на новой юридической основе уничтоженные властью церковные институты.
В уставе «Союза» были широко освещены его планы на будущее:

- восстановление церковного образования для детей и взрослых;
- организация пастырских курсов, церковно-певческой школы;
- духовных библиотек и читален;
- богадельни и многого другого.

Не всё из намеченного удалось претворить в жизнь, но из того, что было осуществлено, нужно отметить организацию при Иоанно-Предтеченском монастыре церковной школы для детей, где преподавали и настоятель обители архимандрит Кирилл (Соколов) и временно управляющий Астраханской епархией епископ Анатолий (Соколов).
Также «Союз религиозных общин» активно выступил против обновленчества, представив из себя сплочённую группу из православных священнослужителей и мирян.

С 1924 года – настоятель Покровского Собора в г. Астрахани.

Несмотря на многочисленные запреты, продолжал проводить богослужения на церковные праздники, организовывать крестные ходы.
 
Из протокола объединенного собрания членов Церковного совета Покровской религиозной общины, состоявшегося 25 мая 1927 года:

"… так как часто замечаются церковным советом и общиной разные упущения в истолковании своих церковно-служебных обязанностей со стороны членов клира причта, то предложить отцу настоятелю храма протоиерею о. Григорию Степанову обратить серьезное внимание и упорядочить это дело, а также не допускать совершения публичных богослужений на площадях, улицах, совершение крестных ходов без предварительного на то разрешения советской власти".

С 1930 года до приговора коллегии ОГПУ СССР 1931 года – настоятель Иоанно-Златоустовской церкви.

В г. Астрахани проживал в д.32 по ул. 3-я интернациональная.

Репрессиям по политическим мотивам подвергался трижды:

1. В 1921 г. Астраханским губЧК приговорен к лишению свободы на срок предварительного заключения.

2. В 1927 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР лишен на 3 года права проживания в крупных промышленных центрах страны; дата приговора – 19.12.1927, обвинение - "служил панихиду на могиле расстрелянного в 1919 г. архиепископа Митрофана",  место ссылки – г. Саратов.

12 августа 1927г. обратился в ПКК (Политический Красный Крест) с просьбой об освобождении. Из письма:

 "Уделите 10 минут на прочтение нижеследующего. В 1919 году в Астрахани  был расстрелян местный архиепископ Митрофан. Верующим не было известно, что  послужило причиной его ареста, т.е. подвергся ли он такому наказанию, как политический  преступник или буржуй. Тем не менее, по разрешению, тело покойного было извлечено  из общей могилы, похоронен отдельно, и даже поставлен памятник над его могилой.  До 1923 года на могиле архиепископа Митрофана верующими — его почитателями не  совершались заупокойные молитвы, но с 1923 года с момента разделения верующих на  два лагеря: "обновленцев" и "староцерковников"... во все дни поминальные на  могиле Митрофана, по просьбе и желанию почитателей его, служились беспрепятственно  панихиды.
Лично я ни разу не был на могиле Митрофана и даже не знал места его  могилы.
Но вот в конце мая 1927 года я совершенно случайно отслужил панихиду на могиле покойного Митрофана и за это осужден был Коллегией ОГПУ к высылке  на три года. Я решил обратиться к Советской власти о досрочном освобождении   меня от наказания. Но как это сделать — я не знаю. Почему и обращаюсь к Вашему великодушию с просьбой оказать мне свое любезное содействие в этом деле."

3. В 1931 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР выслан за пределы Нижне-Волжского края на 3 года.

С этого времени  дальнейшая судьба не известна, как и дата смерти и место захоронения.

Реабилитирован в 1989, 1995 гг.

СУПРУГА:
Фокина Ольга Иоанновна, 10 июля 1871 г.р.

ДЕТИ:
- Степанов Иродион Григорьевич, 11 января 1893 г.р., учился на юридическом факультете в г. Москва
- Степанова Любовь Григорьевна, 13 августа 1896 г.р., училась на педагогических курсах С.Петербурге
- Степанова Неонила Григорьевна, 4 июня 1898 г.р.
- Степанова Мария Григорьевна, 5 февраля 1900 г.р., выпускница Мариинской женской гимназии г. Астрахани 
- Степанова Ираида Григорьевна, 13 марта 1904 г.р., выпускница Мариинской женской гимназии г. Астрахани
- Степанов Николай Григорьевич, 10 ноября 1906 г.р.

Ссылки на источники:

Книга  "Вся Астрахань и весь Астраханский край.   Памятная книжка Астраханской губернии на 1914 год."
Стр. 66 - " Министерство народного просвещения. Астраханское 4 городское 4-х классное училище. 6 уч., угол 2-ой Бакалдинской и Татаро - Базарной. Дом Хомякова". Законоучитель, священник - Григорий Иродионович Степанов.
Стр. 113 - "ДУХОВНОЕ ВЕДОМСТВО. Церкви г. Астрахани с указанием храмовых праздников, протоиреев, священников и церковных старост".  св. Николая Чудотворца, празднование 9 мая и 6 декабря, священник - Григорий Иродионович Степанов".
Стр. 123 - ЕПАРХИАЛЬНЫЙ УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ. 2 уч. Спасская ул. Епархиального Ведомства. Церковно - Приходские школы Астрахани. ТРОИЦКАЯ - женская. ЗАВЕДУЮЩИЙ и священник - Григорий Иродионович Степанов.
 
Книга  "Вся Астрахань и весь Астраханский край. Памятная книжка Астраханской губернии на 1916 - 1917 г."
Стр. 43 - "Министерство народного просвещения. Астраханское 4-ое высшее начальное училище. 6 уч. Угол 2-ой Бакалд. И Татаро-Базарной., дом Хомякова". Почётный попечитель - Василий Григорьевич Степанов. Законоучитель, священник - Григорий Иродионович Степанов. Учитель пения - Дмитрий Иродионович Степанов".
Стр. 80 - "Церковно - приходские школы г. Астрахани. Троицкая женская школа". Григорий Иродионович Степанов.
Стр. 69 - " ЦЕРКВИ г. Астрахани, благочинные, протоиреи, священники и церковные старосты".   1-ый округ г. Астрахани. Исполняющий должность благочинного священника ТРОИЦКОЙ церкви - Григорий Иродионович Степанов. СВЯТОЙ ТРОИЦЫ - Священник - Григорий Иродионович Степанов. Староста - Василий Григорьевич Степанов.
Стр.76 - 5 округ. Священники церквей в сёлах. В селе - ТАЛОВКИ Александровской - Григорий Степанов.

И в том же письме на следующем файле выписка из Епархиальных Известий…

               
                ЕПАРХИАЛЬНЫЯ  ИЗВЕСТИЯ

УКАЗОМ  СВЯТЕЙШЕГО  СИНОДА, от 23июня 1917 г. за № 6587, награждены духовные лица Астраханской епархии:

а) Палицей: города Астрахани законоучитель в Астраханском реальном училище протоиерей Тихон Берёзин;
Церкви слободы Владимировки, Церевского уезда, протоиерей Пётор Фроварский;

б) Саном протоиерея: города Астрахани Троицкой церкви  священник Григорий Степанов;
Города Астрахани Князе-Владимирской церкви священник Иоанн Великанов;
Города Астрахани Духосошественской церкви священник Евгений Покровский;
Церкви села Иванчуга, Астраханского уезда, священник Феодор Лушпаев;

в) Саном игумена….и т. д.

Кроме того, Саша прислал выдержку из СПИСКА лиц, реабилитированных по Заказу РСФСР от 10 октября 1991 года
«О реабилитации жертв политических репрессий»

......................................................

Степанов Гриорий Иродионович, 1865 г. р., г. Астрахань,

Степанов Фёдор Иродионович, 1868 г. р., г. Астрахань,
.......................................................
_______________________________________________________


Саша Соловьёв опубликовал в  LiveJournal следующее...

Реабилитация протоиереев Федора... — LiveJournal

alexsolovyev.livejournal.com›337013.html


Реабилитация протоиереев Федора и Григория Степанова - история моей семьи
Продолжая исследовать архивы и историю своей семьи, сегодня нашёл публикацию в астраханской газете "Волга" от 27 июля 1993 года, в которой содержались списки лиц, реабилитированных по закону РСФСР от 18 октября 1991 года, среди них - мой прапрадед протоиерей Степанов Фёдор Иродионович и его родной брат протоиерей Степанов Григорий Иродионович, подвергшиеся неоднократно  в период с 1918 по 1942 г.г. гонениям в связи с религиозными убеждениями и в связи с осуждением обновленцев, а также за организацию панихиды по убитому без суда и следствия Митрополиту Астраханскому Митрофану, они не предали православную веру и не бросили церковь в самые трудные для неё годы, в 1942 году они вдвоём служили в почти заброшенном Покровском кафедральном Соборе, молясь об упокоении душ погибших и о скорейшей победе, одним из последних приговоров суда Фёдору Иродионовичу было предписано не покидать Астрахань, некоторое время он находился под домашним арестом, Григорий Иродионович был выслан из города, во время этапа исчез и о его судьбе ничего не известно...

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ