Дед

Тамара Антонова
Миша, пятилетний мальчик, вышел на улицу. Ему хотелось поиграть с друзьями, но никого из них не было на площадке. Со двора мама Мише не разрешала уходить. Поэтому он присел на лавочку возле подъезда. У него с собой был самокат, но Мише как-то не очень хотелось кататься в одиночестве. Позвать Славика? Он живет в соседнем дворе. Настроения нет.
Миша посмотрел в небо. По нему плыли облака, в которых иногда можно увидеть какие-то фигуры. Вот большое облако напоминает собачью морду. А рядом – большое дерево, белое, с облачными комками вместо листьев.
Миша посмотрел на соседний двор. Там Женька шел со своим дедом. Весь из себя довольный, дед вел его за руку. Проходя мимо Миши, Женька важно сказал:
- А мы в кино идем. Правда, деда?
- Да, Женечка. В «Галактике» установили новую аппаратуру, смотреть будет очень интересно, так что и тебе Миша, советую сходить.
Да, сходить, конечно, хорошо бы. Но только с кем? Мама все время занята. Папа от них ушел и завел другую семью. Нет, они, конечно, видятся, но только по выходным, и то жена папы Людмила не очень любит, когда Миша приходит. А деда у него нет. У многих мальчишек во дворе нет дедушек. Не у всех есть отцы, а вот дед – это вообще большая редкость. Вон как Женька выхаживает важно с дедом! Как тут не позавидуешь!
Вскоре на улицу вышел Андрей. Он тоже вел самокат.
- Давай наперегонки! – предложил Дюшик (так звали Андрея все домашние и друзья).
- Давай, - согласился Миша.
И они стали гонять по двору. Нужно было бы кого-то в судьи, а то победу трудно доказать, когда вместе плечо к плечу катишь.
- Давай Сережку позовем? – предложил Дюшик.
Они подошли к Сережиному окну на первом этаже соседнего дома.
- Сережа! – крикнули оба.
Мальчик быстро подошел к окну.
- Идем играть!
Сережка кивнул. Через некоторое время он показался во дворе.
- А что без самоката? – поинтересовался Миша.
- Колесо отвалилось. Дядя Антон придет, починит, - ответил Сергей.
Ребята решили, что будут по очереди кататься, чтобы не обидно было.
- А Женька в «Галактику» пошел с дедом, кино смотреть, - с тоской проговорил Миша. – Там новую аппаратуру поставили. Теперь, наверное, и в 3D фильмы смотреть можно. Здорово, правда?!
- А у меня нет деда, - сказал Сережа.
- У меня тоже.
- И у меня нет.
Мальчики помолчали.
И вдруг Миша посмотрел на своих друзей и предложил:
- Во, идея! А давайте играть в «деда»?
- Это как? – удивились ребята.
- Один будет «дедушкой» и будет смотреть, как мы катаемся.
- А что, мне нравится. А тебе? – Дюшик посмотрел на Сережу. Тот согласно кивнул.
Мальчики считалкой определили, кому играть «деда». Им стал Женька.
Миша и Сережка начали соревнование. «Дед» внимательно наблюдал и определял, кто быстрей. Потом они стали показывать на самокатах разные прыжки и повороты.
- Деда, ты видишь, как я?! – кричал Миша.
Дюшик бежал за ними и кричал:
- Да, вижу!
Прохожие оборачивались в поисках деда, но, кроме мальчика в коротеньких штанишках, никого не видели и пожимали плечами.
Потом «дедом» стал Женька, но его мама позвала домой. Вскоре ушел и Сережка.
Миша опять остался один. Он сел на лавочку и смотрел по сторонам. Из подвального окна вылезла серая кошка. Она подошла к мальчику и потерлась об ноги. Потом ее внимание привлекли голуби, копошащиеся на детской площадке.
Из соседнего подъезда молодая женщина вывезла на коляске пожилого мужчину. Она оставила его на улице и ушла.  Миша стал наблюдать за стариком. Вид у него был какой-то обреченный, поникший. Миша решил подойти поближе. Проходя мимо, мальчик увидел слезы в глазах этого человека.
- Дедушка, а почему Вы плачете? – спросил Миша.
Старик повернул к нему свое лицо.
- Это я так, не обращай внимания.
- А у меня самокат есть, смотрите. Мне мама его недавно купила.
Миша продемонстрировал свой самокат.
- А где вторая ручка?  - спросил старик. – И как тебя зовут, мальчик?
- Я Миша. А ручка почти сразу отвалилась. Дома лежит. А Вас как зовут?
- Николай Петрович, - вздохнул старик. – А что отец тебе не починит?
- У него другая семья, я у него редко бываю. Но я не плачу, я ведь не девчонка.
- Да, - тихо произнес Николай Петрович. – Я вот тоже один остался.
- Это как? – изумился Миша. – А эта тетя?
- Это не тетя, это мегера.
- А это ее имя – Мегера?
- Можно сказать и так.
- А она Ваша дочь? – не унимался Миша.
Мальчику все хотелось знать об этом человеке.
- Нет, она была женой моего сына. Сын погиб в автокатастрофе, она осталась жить у меня. Я вот, знаешь, заболел, ноги перестали ходить…
И Миша вновь увидел слезы на глазах старика.
- А внуки у Вас есть? – спросил Миша.
- Нет, никого больше нет у меня. Жена умерла два года назад, потом вот сын…
Николай Петрович часто заморгал.
- Что-то в глаз попало, - сказал он, как бы оправдываясь.
- У меня тоже нет ни отца, ни деда.
- А ты где, Миша, живешь?
- Вот в этом подъезде, на втором этаже.
- Как зовут твою маму? – поинтересовался Николай Петрович.
- Надежда Ивановна Фомина.
- Надюша? Ты ее сын? – вдруг заволновался старик.
- Да, а вы ее знаете?
- Да. Она…
 Он не успел договорить, когда мама Миши позвала его домой ужинать.
- До свидания, - сказал Миша и нехотя пошел домой.

Когда они с матерью сели за стол, Миша спросил:
- Мама, а ты знаешь Николая Петровича из соседнего подъезда?
- Да, а что? – Надежда Ивановна внимательно посмотрела на сына.
- Мы с ним разговаривали. Знаешь, у него сын погиб. А сам он теперь болеет. Что с ним, мам?
Надежда Ивановна смотрела куда-то мимо.
- Его сын, Саша, то есть Александр Николаевич, был моим одноклассником, и мы с ним дружили. А потом я вышла замуж, потом он женился на…
- Мегере?
- Нет, ее Таей зовут. А ты откуда про мегеру слыхал?
- Николай Петрович сказал. Мам, знаешь, он плакал, я видел, а он сказал, что соринка попала в глаз.
Надежда Ивановна задумчиво глядела в окно.
- Саша погиб, а его отец от горя обезножил.
- Это как? – спросил Миша.
- Ну, ноги перестали ходить. Это от горя бывает. С ним живет эта Тая.
- Мегера?
- Миша, мегера – это злая женщина. Не называй ее так, пожалуйста.
- Но Николай Петрович….
- Он может. Жаль его. Один совсем остался.
В дверь позвонили. Надежда Ивановна пошла открывать.
Миша сидел и думал про пожилого человека в коляске, как ему плохо и одиноко. Вот ему, Мише, тоже плохо и одиноко, но он держится и не плачет. Даже когда папа ушел. Но папа-то жив, а сына Николая Петровича больше нет.
К ним пришла подруга мамы – Наташа. Женщины сидели на кухне и разговаривали.
- Ты закончил, Миша? – спросила мама. – Тогда иди в свою комнату.
Миша нехотя встал из-за стола и направился к себе. Но тут он услышал разговор двух подруг и остановился.
- Миша с Николаем Петровичем разговаривал. Он назвал жену, то есть вдову Саши, мегерой. Видно, достается старику.
- Он и не старик вовсе, всего 65 лет. Он быстро состарился после похорон. У человека в жизни никакой цели нет, понимаешь? Тайка его со свету сживает. Хочет наладить свою личную жизнь. А свекра сдать в дом престарелых.
- Ты откуда знаешь? – недоверчиво спросила Надежда.
- Ой, Наденька, моя тетя Лена - его соседка. Все видит и слышит. Так что точно его спровадят куда-нибудь подальше, а квартиру займут. Квартира ведь на Николая Петровича оформлена. А эта лиса хочет на себя переписать, хочет, чтобы он дарственную сделал. Ухаживает якобы за ним, все дела. Да только он никак не соглашается. Согласись он и подпиши дарственную, она его тут же выпихнет в интернат какой-нибудь. Зачем ей он?!
- Да, нехороши у него дела. Жаль его. Как вспомню, каким он веселым был, энергичным. А сейчас сидит в инвалидной коляске и свет ему не мил. Может, умереть собрался.
- То-то Таисья обрадуется. Не зря он ее мегерой обозвал.
Миша стоял, боясь пошевелиться. Разговор матери с подругой взволновал его. Ему было очень жаль этого человека, у которого никого не осталось. Миша зашел в свою комнату, но играть ему не хотелось.
На следующее утро Миша вышел из дома пораньше. Воскресный день обещал быть теплым и ясным. Он сел на скамеечку и думал о своем новом знакомом. Как помочь этому человеку? Он ведь чувствовал себя таким одиноким, никого из родных у него не осталось.
Миша сидел и ждал, когда на улицу вывезут Николая Ивановича. Ждать пришлось недолго.
Из соседнего подъезда показалась инвалидная коляска. Молодая женщина, которая ее выкатила, как-то громко сказала:
- Некогда мне с вами возиться. У меня другие дела есть. Гостей жду. Так что вы, Николай Петрович, посидите на улице подольше, подышите свежим воздухом.
Женщина повернулась и ушла. Миша быстро подошел.
- Здравствуйте, Николай Петрович! – радостно воскликнул он.
Старик повернул голову. Глаза его заблестели.
- Миша! Молодец, что пришел ко мне. Расскажи мне о твоей маме.
- А что рассказывать? Она сказала, что они с вашим сыном дружили, когда в школе учились. Потом она вышла замуж, а он женился на … мегере. Мама, когда разговаривала с тетей Наташей, сказала, что он женился в отместку. Это как, Николай Петрович?
Мужчина опустил голову и задумался.
- Тебе сколько лет? – неожиданно спросил он.
- Уже пять, - гордо ответил Миша.
- Пять, говоришь? – он задумался. – Да, возможно…
- А что возможно? – не унимался Миша.
- Знаешь, а давай я тебе буду дедом. А? как ты на это смотришь?
- Дедом?! – у Миши перехватило дух.
- Ну да. А что? У меня бы тоже такой внук был, если бы… А, ладно. Ты вот что, ты принеси мне свой самокат и ту ручку, что отвалилась. Я ее приклею. У меня клей хороший есть. Ну что, хочешь быть моим внуком?
Миша от переизбытка чувств не мог сказать ни слова. Он подошел к Николаю Петровичу и крепко обнял его, уткнувшись в грудь.
- Вот и ладно, вот и славно, - говорил дед, поглаживая внука по голове. – Знаешь, я не сдамся. Пусть что хочет делает. У меня теперь внук есть. И еще. Миша, скажи своей маме, чтобы она ко мне вышла как-нибудь. Ладно?
Николай Петрович жадно смотрел на Мишу, разглядывал его.
- Я немного могу ходить по дому, только с палочкой. А во двор самому мне не спуститься. Но я думаю, что теперь дела пойдут на лад. Мы с тобой еще в футбол поиграем, и в кино, и в зоопарк сходим. Дай срок, я поправлюсь…
Миша только сильней прижимался к груди своего деда. Из глаз, как нарочно, потекли слезки. Он вдруг отодвинулся от Николая Петровича и спросил:
- Деда, а ты меня не бросишь?
Николай Петрович, глядя в эти детские наивные глаза, такие чистые, светлые, с капельками слезок на длинных ресничках, ласково промолвил:
- Я тебя не брошу. Мы теперь с тобой друзья навек. Я тебе подарю свою коллекцию марок. Теперь их, наверное, не продают, а раньше многие мальчишки собирали марки, менялись ими. Даже ездили в другие города, если там объявлялась выставка марок. Вот так-то.
- Я никогда не видел марки, - сознался Миша. – деда, а ты умеешь чинить краны?
- Я все умею, внучек. Вот поправлюсь и все налажу. А ты слушай маму, помогай. Ей тоже тяжело одной-то.
Миша взобрался на колени деда и сидел, прижавшись к нему, слушая его неторопливую речь. А тот, обняв внука, что-то рассказывал. Они сидели рядом, и казалось, вокруг них никого больше не существует. Им было хорошо вдвоем.
- Мишка, пойдем кататься, а? – услышал Миша голос своего друга Дюшика.
- Это мой дед, - с гордостью сказал Миша. Деда, ты будешь у нас судьей?
- Конечно! – согласился Николай Петрович.
- Я быстро! – воскликнул Миша и бросился домой за самокатом.
Два мальчика катались наперегонки на самокатах.
- Деда, смотри, как я умею! – прокричал Миша и сделал поворот вокруг своей оси на самокате.
- Здорово, Мишенька, молодец! Только осторожней, пожалуйста! Андрей, ты еще раз попробуй, у тебя получится.
Мальчишки, радостные и возбужденные, шли к деду.
- А, может, он и моим дедом станет?
- Ну, не знаю.
- Тебе жалко, что ли?
- Давай его спросим, - согласился Миша. Ему тоже хотелось помочь своему другу.
- Деда, а ты мог бы стать дедом и Дюше?
Николай Петрович посмотрел на мальчика. Тот напряженно ждал «приговора».
- А почему бы и нет?
Мальчики обрадовались и засмеялись. Это было так радостно сознавать, что и у тебя есть дед!