21. Общенаучные методы познания

Лариса Болотова
                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр. 71) «Рассмотрим более подробно общенаучные методы, присущие эмпирическому уровню познания.

НАБЛЮДЕНИЕ – это преднамеренное и целесообразное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе установленных фактов, принятых концепций. Наблюдение обычно складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта наблюдения; выбор способа наблюдения; выбор способа регистрации наблюдения; обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, случайным и систематическим, сплошным и выборочным и так далее.

В психологии в качестве метода исследования используются самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения.

 Возможны ошибки наблюдения в силу разных причин: в силу иллюзий зрения (например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной), вследствие предвзятых склонностей, ошибочных установок и другие субъективных факторов.

ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуют явления действительности, он значительно сложнее наблюдения. … Эксперимент необходим для проверки существующих гипотез и теорий, формирование новых теорий и гипотез. По характеру исследуемого объекта различают физические, биологические, социологические и т.п. эксперименты, по цели – проверочные, поисковые, по  методу и результату – качественные и количественные. Выделяют также полевой (в естественных условиях) и лабораторный эксперименты.

Особый интерес вызывает мысленный эксперимент. Он не является обычным теоретическим рассуждением, отличается от чисто логического рассуждения тем, что не протекает в одних только понятиях. В ходе мысленного эксперимента в познавательном процессе участвуют конкретный чувственный образ (идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.д.), выполняющий роль модели и представляющий идеальный объект. Идеальному объекту свойственна наглядность. Эта черта отличает идеальный объект от понятия, но это не природная наглядность, а вторичная, результат возвращения процесса познания в сферу абсолютного мышления. Мысленный эксперимент – не результат практики, и все знания, полученные таким путём, подлежат проверке на практике (например, в реальном эксперименте).

                Для эмпирического уровня познания также характерны такие методы, как измерение и сравнение.

ИЗМЕРЕНИЕ – познавательная процедура, заключающаяся в определении отношения измеряемой величины к величине, принимаемой за единицу измерения. Результатом измерения является число, которое выражает это отношение. Полученную путем измерения информацию называют метрической.

Принято различать два типа измерения – прямое и косвенное.

СРАВНЕНИЕ – это познавательная операция, заключающаяся в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Познавательная ценность сравнения заключается  не в установлении отношений тожества и различия между сравниваемыми объектами, а в характеристике одного из объектов относительно другого.

ОБОБЩЕНИЕ -  это процедура перехода на более высокий уровень абстракции путём выявления в некоторой предметной области общих свойств, отношений, тенденций развития.

                Далее рассмотрим общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – это метод изучения какой-либо предметной области посредством отображения содержания в знаковой форме на основе искусственных языков (символов). В зависимости от характера знаковых средств различают формализацию в узком смысле слова (логическую) и в широком смысле (нелогическую).

Логическая формализация связана с использованием логических исчислений, а нелогическая формализация имеет место, когда используются знаковые системы математики, физики, химии и т.п.

Применение метода формализации в узком смысле опирается на понятие о формальных системах, при построении которых стремятся исключить из рассмотрения максимум содержательных элементов. Формальные системы рассматриваются или как абстрактные теории об объектах любой природы, либо как чисто лингвистические теории, где знаки используются как самостоятельные объекты.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Спецификация данного метода состоит в том, что исходные общие положения имеют форму утверждений, истинность которых принимается без доказательств.

                Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – это процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.

ИНДУКЦИЯ  - метод исследования, суть которого состоит в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщением всё более высокого порядка.  Полная индукция, когда обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Неполная индукция на основе анализа определённого числа фактов делает общий вывод относительно всего класса объектов.

ДЕДУКЦИЯ – процесс логического вывода от общего к частному. Если исходные посылки истинны, то истинно и заключение. К дедуктивным наукам  относятся математика, теоретическая механика.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод научного познания. Сущность его заключается в воспроизведении свойств, структуры и функции объекта познания на специально подобранной его модели, на его заменителе. Но знания, получаемые на модели, не всегда являются истинной, относящейся к объекту – оригиналу. Эта информация вероятностна. Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей могут служить модели самолётов, космических кораблей, судов и т.п. Идеальные модели  – это мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определённых знаков, рисунков. Особенность модели – это её сходство с оригиналом, что позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Такой перенос знаний осуществляется в форме аналогии.

АНАЛОГИЯ – это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их свойстве в других условиях. Аналогия используется для выдвижения гипотез. Но аналогии не гарантирует от ошибок, поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием».