Повесть об Агасфере, вечном страннике. Часть IV

Сергей Гавин
  ВТОРОЙ (НОВЫЙ) РИМ - КОНСТАНТИНОПОЛЬ.

(Продолжение записок человека, именующего себя Агасфером):

"И вот я теперь живу в Константинополе.
Это - Второй Рим. Первый пал, когда последнего римского императора Ромула Августула ("Маленький Август", на латыни или  "Августишку", как его презрительно называли его подданные) в 476 году от Рождества Христова сверг его собственный военачальник германец Флавий Одоакр и отослал знаки императорской власти (корону в виде золотого венка, императорский жезл с набалдашником в виде  орла и пурпурную тогу из бархата) в Константинополь. А сам уселся в Равенне и стал править уже как германский конунг (король).
Сбылось пророчество, что величие Вечного Города связано с Ромулами. Первый - его основал, правда, на крови, убив своего брата Рема. Последний - его  доконал, очевидно, тоже не бескровно.

Собственно говоря, уже после того, как император Феодосий I Великий окончательно разделил Римскую империю между сыновьями Гонорием и Аркадием соответственно на Западную и Восточную, Западная стала хиреть и умирать, просуществовав после раздела всего около 80 лет. Восточная половина, наоборот, расцвела, потому что в ее состав вошла Греция и богатые восточные провинции. Постепенно греки захватили в Восточной империи все рычаги управления и даже императоры стали получать при воцарении греческие имена. Впоследствии и официальным языком в Империи стал греческий.
Поэтому в Восточной Римской империи собственно романского ничего не осталось. Осталось только название - Второй или Новый Рим с неофициальным названием - Византия. Официально Константинополь был провозглашен столицей Восточной Римской Империи еще в 330-м году от Рождества Христова.
Но я немного отвлекся.

Помню, что когда я переселился, мне очень помогло, что в Первом Риме я сказался понтийским греком по имени Григорий. Помогли здесь и торговые связи. В Константинополе я опять удачно женился на богатой молодой вдовушке (кстати, опять по имени Юлия) с хорошим приданым, тремя лавками в разных районах Константинополя, двумя торговыми кораблями и большим домом в центре города.
Правда, впридачу достались и ее "хвостики", в виде трех малолетних детей (две девочки и один мальчик) от первого брака, но это опять оказалось мне на руку. В Первом Риме детей у меня не было совсем.

О том, что я - старый еврей с более, чем тысячелетним жизненным стажем под именем Агасфер, здесь не знает никто, кроме меня. Кстати и выгляжу я здесь лет на сорок пять, не больше. Переезды почему-то пока делают меня  моложе на вид. Может, потому, что отвлекают от мрачных мыслей, которые посещают меня все чаще и чаще?
Ведь при посещении Иерусалима всякий раз, все храмы закрываются по тем или иным причинам. То крестоносцы берут Иерусалим, то арабы или турки. Иногда там при моем появлении поднимается пыльная буря. Храмы открываются и буря прекращается, лишь когда я покидаю город.

Чтобы быть немного посвободнее, я разделил свои  обязанности между тремя бывшими рабами, а теперь уже сервами-управляющими. Одному поручил шефство над морским делами (кораблями), другому - над сухопутными (лавками), третьему, самому старому по кличке "Педагог" поручил вести домашнее хозяйство. Ремесло свое я тогда забросил. Просто надоело.

Естественно, когда к тебя дом - полная чаша, а в кармане много денег (спасибо моей  женушке!), встал вопрос, куда девать свободное время. Рабство отменено, гладиаторские бои запрещены, общественных баней (терм) с гетерами тоже нет. Все моются у себя дома или просто купаются в море. Театра нет тоже.
Остается либо ходить в библиотеки, расширять свой кругозор, либо поступить на государственную, военную или духовную службу, либо ходить на частые религиозные диспуты, устраиваемые властями. Я выбрал последнее.

Почему так? Все же, в надежде, что может быть я там, на одном из диспутов или соборов, встречу, наконец, Человека, идущего на Крест. Ведь там обсуждаются детали Его учения.
Ведь мне было предсказано еще Павлом, что я увижу его в Риме, раз его нет в Иудее, возможно, что в несколько другом виде. Правда, он не уточнил, в каком именно по счету Риме и в каком именно Он будет виде. Ну, это уже как обычно: разгадывай очередной ребус сам, как получилось с пресвитером Петром.

Надо сказать, что диспут или даже собор - всегда является событием. Один выезд императора по торжественности чего стоит!
Далее - он с судьями занимает место посередине, по бокам, напротив друг друга располагаются  спорящие стороны.
Амфитеатров тогда уже не строили, диспут проводился либо в главном Софийском соборе Константинополя, либо, если это был собор - то на открытом месте в другом городе.
Каждая из сторон нанимала профессионального оратора, а позади него располагалась группа поддержки из числа зрителей.
Зрители из числа нейтралов сначала занявшая места посередине, в ходе мероприятия уже занимали места позади приглянувшихся ораторов и высказываемых точек зрения, иногда перебегая из стана в стан соперничающих сторон.

Судьи же задавали ораторам разные вопросы, иногда они были с подковырками (как же без этого! Самый известный был такой: "Сколько ангелов может уместиться на кончике иглы?!"), но те обязаны были ответить на любой вопрос, либо заменить себя знающим человеком, способным на него ответить.
Под конец судьями оценивались острота вопроса, логичность и аргументированность ответа а также та страстность и напористость, с которой эта аргументированность подавалась, число зрителей из числа группы поддержки по обе стороны спорящих. После краткого перерыва и негласного голосования судей (место, на котором они находились при этом закрывалось занавесом, как в настоящем театре), императорский глашатай выходил к публике и объявлял от имени императора вердикт, в котором одна сторона объявлялась правой, взгляды проигравшей стороны объявлялись "еретическими".

Я всегда поддерживал ту точку зрения, что мы - сыновья и дочери Бога Единого, то есть так, как учил когда-то пресвитер-священник (или, может, он был все же учителем-апостолом?) Петр.
Но победила в диспутах да соборах та точка зрения, что Бог, оказывается, триедин, а мы - всего лишь его рабы. Вот так я впал в "ересь".
Это осталось моим личным мнением и моим  убеждением. Противоречие помог бы разъяснить сам Человек, идущий на Крест, но, увы, я Его, к сожалению, здесь не встретил.
Придется ждать другого случая. Может, Он уже побывал здесь, а я Его просто не заметил?
Эх, знать бы мне точно, когда представится очередной случай увидеть Его и где именно?
Но я боюсь даже спрашивать здесь кого-либо об этом. Побить могут, как еретика, причем, камнями.
А это уже не  смешно."

(Предыдущая часть III здесь: http://proza.ru/2021/03/21/943
Последующая часть тут: http://proza.ru/2020/08/20/811).