Прощение...

Зухайр Наккаш
***О чем я думаю?...
Бывают же дни, когда фонтаном хлещут эмоции, перемешиваясь друг с другом и образуя абстрактную дождевую тучу, стремящуюся скорее пролиться ливневым беспорядочным дождем…
На днях встретил, случайно, человека, который за всю свою жизнь, известную мне, жил во лжи, зависти, делая самые низменные подлости другим во имя своего, как ему казалось, блага. Его уже седые, редкие волосы, морщинистое лицо, какая-то странная жалкая сгорбленость и, особенно, тусклый взгляд… глубоко поразили меня  не давая покоя и вызывая чувство жалости.
Хотелось спросить его: -«И что? Чего ты достиг, пройдя свое отмеренное время? Чего ты добился проживая так, как ты жил? О чем ты сейчас думаешь, идя упорно по склону бытия? Чему ты научил своих детей и внуков, обрекая их на свой результат достижений?»
Мы поздоровались и, перекинувшись стандартными словами приветствия, разошлись по сторонам. Меня удивило, что мною высказанное ему в лицо мнение о нем, по –мужски,  даже сейчас, через много лет, все еще пятном выделялось в его взгляде. На минуту, мне стало интересно предположить, что те вопросы, которые я мысленно хотел ему задать при встрече…, задавал ли он их себе сам? Упомянутое «пятно во взгляде», говорило об обратном.
Разойдясь, я почувствовал облегчение, ибо в свое время, собравшись мыслями, я простил его…, послав к черту, и освободившись от чувственных тягот, разрушающих мое душевное равновесие в текущей жизни, по наклонной которой я также шагаю, как и все мои ровесники.
Живя в нашем людском мире, руководствуясь своими критериями оценок проявлений человеческой деятельности, мы накапливаем определенный заряд негатива, состоящий из обид, злобы и отжимков несправедливости, который каким-то комом живет у нас под сердцем, каждый раз давая знать о своем существовании, значительно искажая реальную картину действительности. А, ведь жизнь коротка!
У немногих здравомыслящих, способных иногда управлять своим эгоизмом, хватает рассудка и решительности признать свои, когда-то совершенные, ошибки, по отношению к своим близким и чужим людям, осознав, что жизнь отмерена и неизбежный уход из ее пределов подобен готовящемуся ко сну человеку, чей сон будет зависеть от его душевного состояния. И чем спокойней будет душа, тем спокойнее будет сон.
Для того, чтобы прийти к прощению или попросить прощения, необходимо осознать, проанализировать свои действия по отношению к другому, начиная от самых близких для тебя людей и, заканчивая чужим для тебя случайным человеком, встретившимся на миг.
Совершенно не интересно и понятно, если в неиссякаемом потоке эгоизма этого осознания действий нет. Что сделано-то сделано! Интересно другое: как себя чувствует душа, если на еще не скором, но, закате жизни, вдруг просыпается совесть и отчетливо появляется чувство вины по отношению к человеку, к которому проявлена была несправедливость…, нанесена обида? А если эта обида была нанесена очень близкому человеку? А что…, если эта была (его, её) родная мать…, которой теперь уже нет на свете?
Может, действительно достаточно, некоторым, просто прикоснуться к надгробной плите, тем самым попросить прощения…, коль не хватило мудрости сделать это при жизни… Таким образом приобрести покой и умиротворенность. Может… Но, имея рассудок и человеческое сердце, разве сложно не допускать этого при общении, при жизни?
Такие напоминают мне уходящий в туманную даль вагон, со стоящим в дверном проеме человеком, с устремленным назад взглядом, в надежде увидеть появление прощального взмаха руки… того...  близкого человека.
Наблюдаю, но… не понимаю!