Правдивые байки из походной практики

Серж Миронов
Как-тось на Чусовой, один товарищ, потребовал готовить ему каждый день на утро манную кашу, любитель хЕров. Так я на него не стал готовить – хочется пускай покупает себе отдельную крупу и котелок и варит отдельно. Тоже мне барин нашёлся! Ничего голод не тётка и через два дня он уже хлебал борщ из общего котла.

Во время сплава по Белой в Башкирии сын (14 лет) нашего товарища Пётр Александрович которого Орлов-старший сплавил нам на месяц похода отказался есть борщ, увидев что в нём плавает лук. Закапризничал, что типа его папа не ест, и он не будет! Ладно, думаю, но класть лук после готовки как-то непринято, навара не будет и стал я очищенный лук класть отдельно в миску, дабы показывая, что в борще ничего нет. Проканало, Пётр Саныч ел мой борщ за обе щёки весь поход, не подозревая, что очищенный лук всего лишь отвлечённый маневр пока он ел тот что в борще. А когда я ему об этом сказал после похода, стал на полном серьёзе жаловаться родителям, что его хотели отравить!

По походе по реке Лобва Пётр Саныч обожрался жаренными опятами, сожрал увлёкшись всю жарку со сковородки и ночью его стало тошнить.

— Дядя Серж меня тошнит, — трёс он меня.

— Ну так иди на улицу, два пальца в рот и…

— Ага, а вдруг меня медведи унесут!

— Ну, тогда под себя…

Потом он так объяснил свою тошноту что, дескать, я ему не дал краковской колбасы и ему поплохело. А его мама, не разобравшись, ругала меня, что я его держал на голодном пайке, хотя его отец был с нами, он бы он-то точно не дал голодать своему чаду.

Граждане алкоголики

Случай на реке Северная Тошемка когда один выпивоха кинулся на меня с топором - спирт ему не додали! Топор у него отобрали и убрали подальше. А на другой день он был тихим и стеснялся вчерашней выходки, славно погуляли сплавщики! Этого тихого алкоголика N своего младшего брательника наш вожак Влад Хандорин взял с собой, думал, одумается, да куда там - тот начал и там зажигать с друзьями. В первый же день на свежем воздухе 10 человек выпили всю водку 10 литров из канистры и 3 литра спирта и стали клянчить у меня ещё три последние. Я не дал, так как у нас несколько человек ушли в горы и по возвращении спирт им пришёлся бы по душе. Вот и представьте противостояние — их 10-ть жаждущих, а я завхоз один.

Пишу всё по чесноку, этому есть свидетель Саша он на титульном фото в заголовке этого отчёта — «слева у обочины дороги в чёрно-голубой куртке». Так что выдумывать мне ничего не надо пишу, как было. После Нугуша мы с Сашей встретились в 2009 году в походе на реку Северная Тошемка где он напился до «крокодильчиков». Он мне тогда под шафе на мой отказ выдать им ещё… говорил, что если бы я им всё объяснил сразу по поводу тех, кто ушёл в горы то они бы меня поняли и тут же просит отлить им литр. Не дал я им ни грамма с тем и ушли, а ведь впереди у нас ещё 7 дней, так что же остальным из-за этих орлов лапу сосать? И по итогу в последний день последние 100 гр. растянули на всех с шуткой — «можно было бы и на литр развести». И опять, а может завхоз у тебя где-нить ещё граммулечка завалялась?

Когда трубы окончательно разгорелись, жаждущие огненной воды стали бегали по лесным избушкам рыбаков может, кто что-то оставил, ага, держите карман шире. И самое примечательное, что в жизни большинство из них вообще не пьют, вот до чего доводит жизнь походная. По этому походу у нас и фильм имеется.

Похожий случай но на реке Тура. Брат нашего руководителя Володи Князева Женя ушёл в посёлок и как его потом не искали он как под землю провалился — объявился дома через два месяца в трениках. Объяснил, что встретил в посёлке мужиков и забухал с ними.

Другой на Конжаке сбежал домой, еле догнали. Он, ожидал, что будет жить не в палатке, а в избе на полном пансионе. Чуть не забыл, затарился он алкоголем основательно и пил один в палатке в тихую, когда это выяснилось он всё уже выпил и был «в порядке».

В 1998 году в бывшем Пионерском лагере на Какве после похода по Конжаковскому массиву случилась и вовсе неприятная история. Расположившись у реки Каква лагерем чтобы помыться и привести себя в порядок, мы собирались немного отдохнуть, что бы на другой день с утра уехать в Карпинск на поезд. И тут жена моего друга Позмогова Андрея закапризничала, сказал, что соскучилась по койке, а в лагере она должна быть. После уговоров чтобы спать в палатке она отправилась на полном серьёзе в тот лагерь — его было видно от моста через Какву. Ну что делать мы за ней. Сторож по всему виду из закоренелых выпивох разрешил ей занять один из корпусов, но за поллитра. Андрей повёлся и отлил ему 100 гр спирта. В общем, мы переехали на кровати.

Ночью к нам завалились сторож и его дружок-тракторист тоже из древних птеродактилей и стали требовать спирт. Я им сказал, что спирта нет выпили! На что посыпались угрозы, а тракторист пообещал нас зарезать и отправился искать нож. Ну, я достал топор, а Андрей свой нож для отпора нападения алкоголиков. Когда они вернулись и, увидев наше вооружение, ушли и до утра не возвращались.

Утром приехали местные мафиози из города и старики-разбойники им пожаловались на нас. Пришёл главный мафиозо, посмотрел на нас и, получив объяснения ушёл. Когда мы собрались уходить, то прибежали старики и стали просить меня чтобы я не сообщал в столичную газету про их выходку. Я удивился — оказывается, их главный сказал, что я типа известный репортёр и им следует извиниться. Я им сказал, что пусть просят об этом моего зама Андрея и тут они просто перед ним расстелились.

- Миленькие пощадите ведь с работы выгонють…

Петровича привёл в наш клуб водников «Волна» с завода РТИ Стас Палыч (погиб на реке Чара по собственной глупости — выпил стакан водки, и его закатало в бочку 4 категории). Петрович во время сплава по Уфе у нас отличился два раза. Утром он был назначен дежурным со мной и когда мы отправились за сухарой для костра, дрова на утро сожгли по неосторожности его коллеги по питейному цеху Палыч и Володя-Самогон он приволок целый чемодан бутылок с самогоном. Но лично я такое пойло не пью, как и остальные кроме «коллег-любителей» Петровича.

Пока ходили по лесу и выбирали сухару для валки, Петрович пропал. Обыскав весь лес по округе, я доложил Князеву. Мы поискали его, а потом подняли всех на поиск. К 12 ч Петрович появился с двумя бутылками самогона — оказывается, он ходил в посёлок за этим пойлом — самогонка у них, видите ли, кончилась!

Второе что он отмочил, чуть не утонул во время празднества Дня Победы в этот же день вечером. Радостно как ужаленный он побегал в одних трусах возле стола и, приняв на грудь, пропал в ночи. Через час мой кобель Конжак стал лаять на реку и, подбегая ко мне звать за собой. Мы пошли посмотреть на «утку», на которую решил поохотиться, моё пёс. Кругом темно, только река прихлёбывает.

Вдруг Конжак как залает и вводу полез на течение, но я успел ухватить его за хвост, после чего его рвущегося к реке пришлось привязать к дереву. Мы осветили фонарями реку и заметили висящего на кустах человека, руки и голову. Сначала мы не поняли, кто это был, но когда он что-то сказал, мы поняли, это был наш Петрович. Несколько раз, бросая верёвку, мы его заарканили за голову и чуть не придушив вытащили на берег. Руки у Петровича так окоченели, что он долго не выпускал обломанные ветви ивы.

После того как его отогрели он сообщил что 9 мая они с друзьями традиционно купаются в реке.

— Ты в следующий раз выбирай ванну по силам, из-за тебя гада чуть собаку не унесло! — негодовал Князев.

И мы пили, но всё проходило весело, иногда с приключениями отдельных лиц без ущерба для других.

Однажды такое приключение случилось и со мной.

В 1995 году мы ходили в третий десяток на Чусовую провести тренировку молодых водников. Пристав к берегу поставили палатки, после чего народ стал заниматься лагерными делами, а я отправился искать воду. После пары часов костровые забеспокоились — ни котлов, ни меня. Пошли искать. Нашли у реки овраг и троих туристов — они лежали рядком на одеяле. Рядом находилась палатка, пустые 3-х литровые банки и мои котлы. В одном из туристов признал меня.

— Вино виноградное «Молдавское» 18 гр, — прочитал Князев на баночной этикетке.

Очнулся я на своём капитанском месте в байдарке в обнимку с веслом. На пассажирском месте сидел Конжак и смотрел на меня. Мы плыли по реке, а в голове моей стоял гул колоколов. Поморщившись от головной боли, я взялся за весло и стал грести, помогая Вершинину Серёге. Собака залаяла, извещая всех, что хозяин на работе. Руководитель меня поздравил с возвращением, а в обед я узнал, что напился с какими-то туристами вчера вечером. И вот до окончания похода не знал, правда, это или нет или меня крепко разыграли. Но на станции Кын увидел смутно знакомых туристов, они мне тайком от Князева дали выпить вина и я всё понял. Больше я так не напивался, ну на Зилиме один разок ну там была уважительная причина, «над костровым тентом лил дождь и все ушли спать», хотя время было детское — 20 часов.

На Сылве напился сам руководитель Князев, я отказался от возлияний сразу помня про прошлогоднее Молдавское вино. А руководитель оказался слаб на это дело и его разбудили когда он спал в детской палатке откуда торчали его длинные ноги. Это его сын Андрей перепутав палатки взял вместо взрослой тройки двойку но детскую длиной 1.5 м.

Все вечера у реки Северная Тошемка у нас были творческие — всем рулила художественная самодеятельность. Раис играл на гитаре — все остальные ему подпевали и, наигрывая на посуде, извлекали симфоническо-эстрадные звуки. После всех ждал жаркий костёр и неизменным салатом, в 20 литровом ведре который готовил я — это была закуска, под огненную воду. Ведро с салатом пускалось по кругу, откуда его черпали ложками.

Главным танцором в самодеятельности был Влад Хандорин инициатор поход в это место. Ранее его родитель работал в этих краях геологом и ходил в начальниках партии. Рядом хребет Чистоп с горами и кручами. Кедровый орех, брусника полянами, хариус в чистейшей реке лишённой какого-либо вредного производства. Сам сплав по реке уставленной живописными скалами, чего ещё надо чтобы провести время с интересом.

Так случилось что после того как все устали пить разведённый спирт и разошлись по палаткам Влад остался спать возле костра. Ничего не предвещало беды, я уж не знаю, чего ему снилось, когда он почувствовал сквозь сон неладное, но когда я проснулся и вылез из палатки, то первое что я увидел, повергло меня в шок. На верёвке висели штаны от красного анорака Влада с огромной дырой в два кулака нашего гиганта Лясика на заднем месте. Оглядев зияющую дырищу я заметил не менее продырявленные трико и труселя тоже весящие и развевающиеся на ветру.

— А как это? — спросил я у сидящего за столом Лясика нашего походного дипломированного врача.

— Сначала спал лицом к костру, потом перевернулся на другой бок, а тут из костра неудачно стрельнуло, капрон и поплыл, ожог второй степени, — ответил он.

— А ты откуда знаешь?

— А я что не врач?

Первая помощь при ожогах второй степени

«К ожогам второй степени относят термические повреждения кожи, не затрагивающие её ростковый слой, а это в свою очередь означает, что кожа способна восстановиться самостоятельно и хирургическое врачебное вмешательство в данном случае не нужно. По этой причине ожоги второй степени отнесены к разряду поверхностных травм.

Внешне ожог 2 степени выражается покраснением и отёком кожного покрова с последующим образованием пузырей, которые заполняются жидкостью. Пациент при этом испытывает острую боль, которая может длиться до трёх дней. Сам процесс лечения ожога 2 степени длится около двух недель».

Оказывается Влад даже не учуял запах жаренного капрона поскольку спал сладко и его анорак купленный в ВЕКе за 5 тыс косых в одночасье лишился штанов — своей нижней половинки.

Зато когда начало гореть мясо он вскочил и как в фильме «Золотые часы капитана Энрико» 1:12:34 начал бегать по лагерю пока его не поймали и не стянули портки.

— И где он?

— В палатке отдыхает.

Подхожу к палатке открываю полог. Боже Влад лежит на перевёрнутой резиновой надувной лодке с огромным пластырем крест-накрест на попе, что даже было непонятно на какой её половине, он был продырявлен. Поскольку сидеть на больном месте он не мог ему помогли, вытащив из одного спасика надувной бублик с приемлемым отверстием…

Позже он так и сплавлялся на катамаране, вот урок на всю жизнь не спи возле костра. Он даже работал временно таксистом на этом бублике, правда, прикрыв его тряпкой, чтобы пассажиры ничего не поняли, ведь основная его работа это ставить евро окна. С такой раной много не наработаешь. Расстройство, одним словом.


...

Последние три случая это больше «производственные» издержки чем проблемы с последствиями…