Бабушка все знала

Майя Мельцер
Бабушка Надя очень любила своего единственного внука Сему. Она была мамой Семиного папы, которого Сема никогда в жизни не видал. Дело в том, что когда Сема родился, он орал с утра до ночи, а Семин молодой папа работал шофером на автобусе и постоянно хотел спать. Однажды он чуть было не сбил какого-то деда, потому что заснул за рулем. В общем, в конце концов папа не выдержал и уехал на заработки на какие-то там «севера». И там он так затерялся среди сугробов,  что ни разу про себя ничего не написал и никаких денег от него Семина мама не видала. И маме срочно пришлось устраиваться на работу. Ведь надо же как-то кормить и одевать Сему, и за квартиру заплатить…  Вот и отдала мама Сему в ясли на пятидневку, а в пятницу вечером забирала его домой на выходные. Однажды приехала из деревни бабушка Надя, узнала про эту «пятидневку», поругала Семину маму и велела собирать внука в дорогу.
В общем, забрала бабушка Сему в свою деревню Верховое, так он там и жил до самой школы. Сначала мама приезжала в деревню почти каждые выходные, а потом стала приезжать все реже и реже. А однажды она приехала с каким-то чужим дядькой. Семе и бабушке он как-то сразу не понравился, потому что он все время курил и говорил плохие слова. И бабушка Надя сказала Семиной маме, чтобы она этого дядьку больше не привозила.
Ну вот так пока они и жили. Сема помогал бабушке ходить за водой с маленьким ведерком, пас вредную козу Феню, ходил с бабушкой в лес за грибами и ягодами. А еще бабушка Надя научила Сему собирать лечебные травы. Этими травами она лечила всю деревню, и все за это ее уважали и любили. Бабушка научила Сему, как не заблудиться в лесу, как запоминать каждый кустик и тропинку, чтобы потом вернуться обратно из лесу.
А вот чего Сема терпеть не мог, так это собирать с картофельной ботвы колорадских жуков. Их надо было собирать в банку, поливать керосином и сжигать. Вот этого Сема очень не любил.
Да, вот еще, самое главное. Была в деревне в бывшем помещичьем доме библиотека. Сема с бабушкой ходили туда каждую неделю. Сема очень любил, когда бабушка читала ему про Чука и Гека, про Буратино, про Винни Пуха, про Гулливера, про Незнайку, и еще много чего она ему читала.  А потом как-то незаметно Сема и сам научился читать. И тут уж он прямо не вылезал из библиотеки. Больше всего на свете он любил читать о путешествиях и о пограничниках.  А еще обожал книжку «Три мушкетера». Эту книжку бабушка подарила Семе, когда ему исполнилось семь лет.
Время шло очень быстро. Пришлось Семе возвращаться в город к маме. Слава Богу, что противного дядьки у нее больше не было. И стал Сема ходить в школу. Учился он хорошо, но в школу ходить не любил. Сема все мечтал, что вот начнутся летние каникулы, и он поедет к любимой бабушке в деревню. А бабушка Надя все писала, что очень скучает по Семе, ждет его не дождется, а еще его ждет щенок Тяпа. Бабушка не дала его утопить. И теперь Тяпа живет у бабушки, очень счастливый, и тоже ждет, когда Сема приедет на каникулы.
А годы шли и шли. Сема закончил восьмой класс и снова поехал к бабушке. Работы в деревне всегда хватало, и бабушка бывало не нарадуется, как споро у Семы все получается. Вот только ее тревожило, что внучок не водится с дачными мальчишками.
«Пошел бы ты к дачным, побегал бы с ними», - бывало скажет бабушка.
«Да ну их, бабуля, они матом ругаются и курят. Не о чем мне с ними разговаривать. Пошли лучше в лес, я там такую земляничную поляну нашел», - вот и весь разговор.
А однажды Сема спросил бабушку: «Бабуля, а вот у тебя во дворе насыпной погреб. А почему ты туда никогда не ходишь? Там еще такой здоровенный ржавый замок висит. Что у тебя там заперто?»
«А что там, Сема, делать-то? – отвечала бабушка. – Пусто там, и порожки сгнили. Стара я стала, чтобы туда лазить. У нас с тобой подпол на кухне хороший, так что нечего в этом старом погребе делать».
«А ты, бабуля, ключ от замка на погребе потеряла?»
«Да висит он там в сенях, возле дверей», - отвечала бабушка Надя.
На том и закончился этот разговор. Но как-то не давал этот погреб Семе покоя. И ключ этот, что висел на гвоздике в сенях, так и лез в руки.
И вот однажды в субботу поехала бабушка со своим соседом дядей Федей на базар в город. А Сема остался с Тепой остался один хозяйничать. Походил, походил Сема по двору… Потом, сам не зная почему, зашел в сени, снял с гвоздя ржавый здоровенный ключ, подошел к погребу, вставил ключ в замок… И тот неожиданно легко открылся. Сема отворил двери погреба. Старые ступеньки вовсе не сгнили. Сема спустился по ним вниз. Блиндаж это, что ли? На столе горела коптилка из боевого снаряда, а на стуле висела гимнастерка с петлицами на воротнике. На петлицах были какие-то кубики. На топчане лежал человек с перевязанной рукой. Почему-то Сема не удивился. А человек сказал: «Ну наконец-то вернулся! А мы уж не знали, что и думать. Как там на станции? Докладывай».
И Сема опять не удивился. И стал докладывать, что видел. Как немцы сгружали минометы, четыре пушки, полевую кухню и еще овчарок двадцать штук.
«Да, - сказал человек, - Надо нам отсюда уходить. Ну никак мы не выберемся из окружения! А тут еще ранение мое… Ты вот что, отдохни денек, а потом видно будет. Ваня, покорми его, что у нас там есть…»
Вошел солдат Ваня и поставил перед Семой котелок с кашей. И Сема ел эту кашу и заедал ее куском черного хлеба.
«Ну иди, отдыхай пока», - сказал человек на топчане. И Сема тихонько вышел из погреба, закрыл дверь на замок, а ключ повесил на старое место.
На следующий день бабушка собралась навестить свою подругу на другом конце села. Сема этому очень обрадовался. Как только бабушка вышла за калитку, Сема схватил ржавый ключ, побежал к погребу и с каким-то страхом открыл замок. Дверь со скрипом отворилась, и Сема спустился по абсолютно целым ступенькам вниз. На столе, как и вчера, горела коптилка из снаряда, на старом стуле висела гимнастерка с петлицами, а на топчане лежал человек с перевязанной рукой.
«Ну наконец-то вернулся! – сказал человек. – А мы уж не знали, что и думать. Как там на станции? Докладывай».
И Сема опять ничему не удивился и стал докладывать, что видел, как немцы сгружали минометы, четыре пушки, полевую кухню и двадцать овчарок.
И все лето Сема тайком бегал в погреб, и все отправлял бабушку поспать. А она особенно не возражала, потому что стала сильно уставать. А однажды прилегла бабушка на лежанку, да так и не проснулась. Сема страшно испугался, заплакал и побежал к соседу дяде Феде. Дядя Федя позвонил Семиной маме в город. Приехала мама, отпели бабушку Надю в церкви и похоронили на деревенском кладбище. А Сема с мамой заперли дом и уехали в город.
Ну что было потом… Сема закончил школу с золотой медалью и поступил в пограничное училище. Училище он закончил с отличием и уехал на дальнюю границу Родине служить. Однажды Сема получил отпуск и поехал в деревню посмотреть, что там с домом. А дом как стоял, так и стоит. Только дядя Федя стал совсем старенький. И ржавый ключ от погреба висел на старом месте.
Сема открыл замок и вошел в погреб. Он посветил фонариком и увидел на столе клочок бумаги. А рядом лежала зеленая пограничная фуражка. Сема посветил фонариком и прочитал: «Дорогой Семен! Мы уходим. Может быть, прорвемся. А ты молодец, что стал пограничником. Береги бабушку. Она все знала. Честь имею, капитан Иванов».