Мои женщины Январь 1964 Страшное кино

Александр Суворый
Мои женщины. Январь 1964. Страшное кино.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация: Советский кинофильм «Королевство кривых зеркал» (СССР. К/ст. им. М. Горького. 1963). Киноактриса Лидия Вертинская в роли Анидаг (Гадина). Один из образов моей Феи красоты и страсти. 

В субботу 11 января 1964 года в нашей Суворовской средней школе №1 закончились зимние каникулы и нас собрали по «пионерской эстафете» в школе на два урока: «труд», на котором мы, ученики 4-го «А» класса, вместо поделок провели классное собрание пионерского отряда, чтобы настроиться на 3-ю четверть и позаниматься с «отстающими учениками». «Отстающие» согласились «позаниматься» только из-за обещания нашего классного руководителя Серафимы Ивановны Яковлевой сводить нас в кино во Дворец культуры и отдыха Черепетской ГРЭС.

Мы с удовольствием согласились на культпоход в кино и все вместе, веселясь и балуясь, смотрели кинокомедию для детей «Барбос в гостях у Бобика». В Туле этот фильм показывали ещё 1 января 1964 года, а к нам в город Суворов его привезли только вчера. Позже (во время работы над этой новеллой) я узнал, что сценарий этого фильма написал известный детский советский писатель Николай Носов, режиссёрами фильма были Виталий Мельников и Михаил Шамкович, а актёрами - лхасский терьер «Мишка», дворняга «Люкс», болонка «Амишка», боксер «Эро» и сиамская кошка «Тау».

По сюжету фильма «пёс Барбос сторожит дом и живёт на улице, в старой конуре, а пёсик Бобик живёт в квартире со своим хозяином. Однажды Бобик увидал из окна Барбоса и пригласил его к себе в гости, потому что хозяина в этот время дома не было. Барбос пришёл. Бобик его угостил всем, что было в доме, а Барбос, непривычный к обстановке в городской квартире, всё опрокинул, уронил, поломал. Псы наелись до отвала и даже искупались в ванной, а потом оба заснули в постели хозяина, который некстати вернулся и прогнал собак веником.

С этого фильма, практически, началось моё «хождение в кино», потому что с этого года я стал ходить в кинотеатр города на дневные киносеансы один, без сопровождения моего старшего брата Юры, либо с кем-то из школьных друзей, например, с моим младшим другом Толей Азаровым. Смотреть детские фильмы днём было не очень-то интересно, а на «взрослые» фильмы нас женщины-кассиры и бабки-контролёрши не пускали…

«Кучкуясь» возле касс кинотеатра, мы, четвероклассники, поджидали кого-нибудь из «взрослых» ребят и просили их купить нам билеты на дневной сеанс «взрослого» кино. Иногда нам покупали билеты и мы, дождавшись третьего звонка, уже почти на титрах, сунув контролёрше на входе наши билеты, проскальзывали в тёмный зал и стремительно занимали в зале свободные места. Когда нас пытались прогнать бабки-контролёрши, мы показывали им свои билеты, и они от нас отставали. При этом зрители, как правило, шумели на них и говорили: «Вы нам мешаете смотреть кино!».

Конечно, когда фильм был уж очень и совсем «взрослый», как правило, заграничный, то нас всё же выгоняли из кинозала, но чаще всего оставляли в покое и мы жадно смотрели «запрещённое кино». Иногда это было страшное кино, то есть фильмы драмы, фильмы трагедии, фильмы ужасов…

Не знаю почему, но именно в это время я начал воспринимать кинофильмы как-то иначе, чем раньше. Раньше, год-два тому назад, я смотрел кино со жгучим любопытством и запоминал почти весь фильм так, что мог его снова посмотреть по памяти во сне. Теперь я как бы «вживался» в фильм, отрешался от жизни, от зала, от людей и как бы сам становился героем фильма, участвовал и переживал вместе с ними в самом кино.

Если, например, что-то в кинофильме было смешным, то у меня от смеха вибрировало в животе, и весь организм реагировал на смешное взрывом ощущений; если в кино было что-то «переживательное» или «душещипательное», то у меня на глазах наворачивались слёзы и я начинал внутренне содрогаться от рыданий. Если в кинофильме было какое-то напряжение, опасность, риск, то я весь сжимался от стража, паники или злости; если же в фильме показывали «любовь» и поцелуи, то во мне были почти те же ощущения и чувства, как в моих эротических снах. Но особенно остро я переживал и ощущал «страшные сцены» в кино…

Несмотря на то, что мне уже как-то расхотелось учиться, я всё ещё был в «хорошистах» и «отличниках» и мои мама и папа не возражали, если я просил у них «денежку на кино» и бегал на дневные сеансы в кинотеатр Дворца культуры и отдыха Черепетской ГРЭС. Наш папа считал, что «кино – это самое важное из всех искусств» и поощрял меня в моём стремлении посмотреть как можно больше фильмов. Он только хотел, чтобы я видел «правильные» фильмы и «не растрачивал своё время на что-то пустое, пустопорожнее и никчемное». При этом он соглашался с моим старшим братом Юрой, который резонно говорил: «Чтобы узнать что-то пустопорожнее или никчемное, нужно сначала это увидеть, ощутить и понять».

Вот так в январе 1964 года я, практически еженедельно, а то и чаще, смотрел разные кинофильмы. Я ещё начал активно ходить в кино потому, что на эти сеансы ходили Валя Антипова со своими подружками и ребята из её окружения. Я ещё не был допущен к ним «в компанию», но некоторые из её окружения уже садились в зале вместе со мной или рядом, особенно Славка Юницин, потому что иногда я комментировал и высказывался об увиденном фильме, и это вызывало у ребят интерес. Валя редко участвовала в открытых обсуждениях кинофильмов, но я знал, что она в «тесном окружении» выдаёт свои суждения, которые считались «непререкаемыми». Мы опять с ней «соревновались»…

Кроме походов в кино, я активно начал смотреть фильмы по телевизору в так называемое «детское время», то есть днём, до прихода папы с работы. Все вечера телевизор был во владении и распоряжении нашего папы, который смотрел все программы телевизионных новостей, даже если там показывали и вещали одни и те же новости. Только наша мама иногда могла изменить этот порядок, установленный нашим папой и заставить его переключиться на кинофильм или телепередачу, одинаково интересную всем членами нашей семьи. При этом она это делала как-то очень мягко и просто.

Мама устало садилась в своё кресло, устраивалась поуютней в своих мягких цветастых подушечках и мягким голосом говорила: «Серёжа, включи нам какой-нибудь фильм» (или концерт, или спектакль, или передачу). Папа «зверски» взглядывал поочерёдно на маму, потом на нас с Юрой, обиженно откидывался на спинку дивана и включал нужную программу Центрального телевидения. Некоторое время он сопел носом, но потом увлекался фильмом, концертом или спектаклем и смотрел их вместе с нами, а мама, сделал общее хорошее и доброе семейное дело, тихо «кемарила» в своём кресле…

Правда, были некоторые телепередачи, которые мы были обязаны смотреть все, потому что это были «мамины передачи», например, с красавицей Элеонорой Валериановной Беляевой, ведущей программы «Музыкальный киоск» (1 января 1964 г. 15:00 1-я программа ЦТ СССР), с Аллой Мелик-Пашаевой, телеведущей программы «Здоровье». Эта программа стала «табу» для всех нас с февраля 1969 года, когда вести программу «Здоровье» начала замечательный врач и ведущая, очень скромная, умная, достойная, милая и красивая женщина Юлия Белянчикова. Более 20 лет она бессменно вела эту телепрограмму и стала практически своей в каждом доме советских людей, одной из самых популярных телеведущих на советском телевидении.

Да, в советское время на телевидении были красивые и умные женщины, актрисы и телеведущие, в которых влюблялись, которых любили, которыми гордились, которых искренне уважали, с которых брали пример как внешнего фривольно-эротического, так и душевно-духовного поведения…

Мой брат Юра тоже имел «свои» телепередачи и телепрограммы, но чаще всего он был с друзьями на улице, поэтому днём я «царствовал» с телевизором. Мне только надо было «скоренько» сделать домашние задания, показать сделанное маме или папе, а потом либо читать, либо смотреть телевизор, либо исполнять домашние задания моей мамы. Помогать маме по дому и домашним делам, - это тоже было одно из моих увлечений, потому что я не только хотел умело, как папа, забивать гвозди, пилить, строгать и чинить электроприборы, но и готовить еду, нарезать и намешивать салаты, готовить яичницу с колбаской, варить «лёгкий картофельный супчик» или «куриную лапшичку», гладить бельё и рубашки, даже штопать рваные носки, а то всё, мама и мама…

Так в среду 2 января 1964 года я в 11:30 смотрел по 1 программе ЦТ кинофильм «Васёк Трубачёв и его товарищи», а в 19:00 всей семьёй мы смотрели по телевизору кинофильм «Девчата». В четверг 3 января 1964 года в 11:30 я смотрел телевизионный спектакль «Разведчица Таня Бауэр», а в 17:30 телепередачу для школьников «Умелые руки». 4 января 1964 года в 11:30 был телеспектакль «Приключение не удалось», а в 17:50 мы всей семьёй смотрели телевизионный журнал «Здоровье». В эту пятницу после папиных телевизионных новостей в 21:30 мы опять все собрались в большой комнате, чтобы в 22:00 посмотреть передачу из Киева «На огонёк» («Голубой огонёк»).

В городском кинотеатре во Дворце культуры и отдыха Черепетской ГРЭС в эти дни показывали болгарский художественный фильм «Конец Никотианы» (сеансы в 11:30, 13:15, 15:00, 16:45, 18:30, 20:15 и 22:00). Это была экранизация романа болгарского классика Димитра Димова «Табак» о судьбах тех, кто работал или был связан с табачной фирмой «Никотина» (начало 30-х – конец второй Мировой войны). Фильм мне был не очень-то понятен и почти не запомнился.

В субботу 5 января 1964 года в 11:30 я с удовольствием посмотрел по телевизору художественный фильм «Отряд Трубачёва сражается» и загорелся идеей также организовать дружбу мальчиков и девочек в нашем классе, как в отряде Васька Трубачёва. Заботиться друг о друге, переживать друг за друга, бороться друг за друга! Хороший был фильм!

В 16:45 нашим семейным телевизором полностью владела наша мама и смотрела свой любимый «Музыкальный киоск» с неотразимой и ослепительной красавицей Элеонорой Беляевой. В 19:00 мы с братом Юрой сомтрели телевизионный фильм из ГДР «Случай в дороге», а в 21:30 наш папа в одиночестве без помех смотрел свои «Телевизионные новости». Зато после них мы с Юркой «бесились» и вовсю танцевали-плясали на радость нашим родителям под музыку и танцы телевизионного «Эстрадно-танцевального вечера» в 22:00.

В субботу в городе показывали новый художественный фильм «Знакомьтесь, Балуев» (СССР, Ленфильм, 1963) о строителях трассы газопровода и их руководителей, советском инженере Павле Гавриловиче Балуеве, который, как настоящий коммунист-герой, всего себя отдаёт ответственному и важному для всей страны делу. Не то, что некоторые…

Во вторник 7 января 1964 года, в день моего рождения, в городе показывали фильм из Эстонии «Под одной крышей» (дети до 16 лет не допускаются). Эта кинодрама тоже была экранизацией повести писателя Ганса Леберехта о трудной жизни в современной советской колхозной эстонской деревне. Зато в 11:30 я с превеликим удовольствием посмотрел по телевизору художественный мультфильм «Двенадцать месяцев» (Союзмультфильм, 1956). Вот тут-то я впервые заметил, что сильно переживаю, смотря фильмы на экране или по телевизору…

Я почему-то остро, сверх внимательно и «впившись» глазами в экран телевизора переживал всё, что там происходило, как будто это было со мной. Я возмущался, когда капризная королева приказала в ночь перед самым Новым годом принести ей корзину подснежников. За это она пообещала насыпать ту корзину полностью золотом. Злая мачеха со своей дочкой-злыдней послали в лес за подснежниками скромную и трудолюбивую падчерицу. В морозном и вьюжном лесу девочка набрела на огонёк костра, вокруг которого сидели «двенадцать месяцев».

Братья-месяцы помогли девочке: месяц Апрель «превратил зимнюю поляну в весенний луг, на котором зацвели подснежники». Девочка набрала полную корзину цветов, вернулась домой и отдала корзину с цветами мачехе и её дочке-злыдне. Те, жадные до золота, поспешили к королеве, но королева потребовала показать ей ту поляну в лесу с подснежниками. Королева, злая мачеха и дочка-злыдня приказали девочке вести их в лес, но братья-месяцы по справедливости наказали королеву, мать и дочь-злыдню. Они окутали королевский поезд в лесу снежным бураном, потом навлекли на них летний зной, а напоследок затопили их санный поезд осенним дождевым потоком. Злую мачеху и её дочку-злыдню братья-месяцы превратили в злых тявкающих собак, а девочку-падчерицу наградили «всеми дарами лесной природы». Ура! Наши победили!

Вечером даже телеспектакль «Рассказ о простой вещи» в 19:00 меня не впечатлил, потому что я читал книгу о Платоне и всё пытался выяснить для себя, что же такое «платоническая любовь». Как мне хотелось хоть на минуточку стать тем волшебным братом-месяцем, чтобы совершить какое-нибудь чудо, спасти от чего-нибудь (или от кого-нибудь) мою фею Валю Антипову и она тогда, возможно, влюбилась бы в меня и тоже полюбила бы меня это самой «платонической любовью»…

В среду 8 января 1964 года мы с братом и нашим папой совершили семейный культпоход в кино и посмотрели в кинозале Дворца культуры и отдыха Черепетской ГРЭС замечательный художественный фильм «Всё остаётся людям» (СССР, Ленфильм, 1963), в котором играл знаменитый советский киноактёр Николай Черкасов. Ранее я видел его в фильмах «Депутата Балтики», «Александр Невский» и «Иван Грозный». Это был потрясающий актёр и человек! Я смотрел фильм «Всё остаётся людям» так, как хотел и как рассчитывал мой папа, то есть изнутри фильма, как будто я сам был этим смертельно больным учёным и актёром, который всё содеянное им оставлял людям…

- Вы говорили об отсутствии святого за душой, - сказал священник герою фильма академику Дронову, создателю суперсовременного двигателя.
- Это вы говорили об отсутствии… - ответил смертельно больной учёный.
- Сейчас не время и не место…
- Место и время, - твёрдо сказал Дронов. – Конечно, утешать битых дело, возможно, и благородное… А кто же будет бороться? Создавать?

- Бороться и создавать, - повторил он. – Для того и живём. Иначе зря родился, напрасно существовал и навсегда умер.
- А «того света» нет, - устало сказал учёный. – Даже легендарного!
- Нечего там человеку делать! – обратился учёный к своей коленопреклонённой перед ним жене. – Не за что ему бороться. Дурная, дезертирская легенда…
- Ибо обещает безделье за терпение. Чепуха! А? – обратился он к жене.

- Человеку надо сказать, - доверительно проговорил умирающий Дронов. – Те, кто говорят тебе: «Терпи! А на «том свете» получишь сполна», обманывают тебя. Ты умрёшь и не притянешь их к ответу.
- Помни! Всё, что удалось тебе свершить на Земле, это вся твоя жизнь.
- Это единственно честный и смелый разговор с человеком. Тогда человек начинает думать: «Мало сделал», «Неужели для этого только и родился?», «Как живу?», «Не гоняюсь ли за символами?», «Не рву ли куска у других, чтобы самому иметь два?», «Для чего?», «Зачем?» и «Глупый я человек…».
- Неужели я не знаю, что «туда», с собой я ничего не возьму. «Там» ничто…

- Всё остаётся людям, - сказал умирающий учёный, обводя взглядом всё вокруг и всех его окружающих людей.
- Дурное… и хорошее.
- И в этом оставшемся моё забвение или… бессмертие.

Этот фильм произвёл на меня потрясающее впечатление и на всю жизнь «врезал» в меня эти слова и это понимание: «Всё остаётся людям. Плохое и хорошее. И только от тебя, от твоей жизни, твоего поведения, твоей борьбы, твоего труда и созидания зависит, получишь ли ты позорное забвение, всеобщее беспамятство или благодарную память и истинное бессмертие». Эти слова и эти мысли пришли ко мне сами собой, из моей души и от моего разума, без подсказки моих друзей «внутренних голосов» и я, мимоходом, отметил и удивился, что «породил» их сам. Сам!

Кстати, в четверг 9 января 1964 года в кинозале Дворца культуры и отдыха Черепетской ГРЭС в 21:00 была проведена конференция кинозрителей, руководства ГРЭС, партийных, советских и государственных руководителей города Суворова и Суворовского района, директоров и учителей суворовских школ, главных специалистов организаций, учреждений и предприятий, а также приглашённых на это мероприятие уважаемых людей, на которой состоялось обсуждение и обмен мнениями по поводу этого фильма «Всё остаётся людям». Папа говорил, что на этой конференции каждый мог выступить, и он очень хотел это сделать, но всё же постеснялся. Наша мама сказала, что «папа поступил мудро», но я бы обязательно выступил!

Фильм «Всё остаётся людям» показали в дни школьных зимних каникул и к началу плановых уроков в понедельник 13 января 1964 года он уже потерял свой «эффект новизны» среди ребят-школьников. Все ребята говорили о новом болгарском фильме «На тихом берегу» (Болгария, 1963) о борьбе наших чекистов с империалистическими шпионами.

В фильме болгарская девушка-скрипачка по имени Долли много лет жила за границей. Она приехала на пароходе в родной город погостить и тут её встретили болгарские «чекисты» - полковник Тинко Видеев, потому что контрразведчики перехватили шифровку о том, что на пароходе «Москито» прибудет шпионка Долли. На самом деле Долли – это подруга детства полковника – Дора Ламбрево. За два дня, проведённых на родине в общении с другом детства, многое дали пережить и понять шпионке империалистического Запада.

Ещё в городе показывали венгерский фильм «Наследство казначея Стамбула» (1962), экранизация романа Мора Йокаи «Золотой человек». Этот фильм тоже взбудоражил наших ребят на спор, как бы они поступили на мечте главного героя этого фильма.

По сюжету некий Михай Тимар работает шкипером грузового судна «Святая Варвара», совершающего рейсы по реке Дунай. Однажды, один из пассажиров сообщил Михаю, что его настоящее имя Али Чорбаджи и что он был главным казначеем турецкого султана, который решил ограбить его и прекрасную дочь казначея, Тимею, забрать к себе в гарем. Казначей принял яд, умирает и просит Михая жениться на его дочери, чтобы спасти от турецкого султана.

Михай женился на Тимее и начал мучиться «угрызениями совести»: «Принимать ли султанские сокровища, сворованные султанским казначеем в приданое своей дочери, или нет?». Михай традиционно считает, что «Коль богат — значит, вор». Но жажда наживы и богатства сильнее и Михай, умело используя богатство своей жены, становится богачом, «золотым человеком».

Михай Тимар живёт с Тимеей припеваючи и «замаливает» свой грех стяжательства, строя больницы, помогая беднякам, но власть золота и наживы в нём сильнее даже на острове, на котором он и Тимея оказываются, в конце концов, и где живут вольные счастливые люди…

Дома наш папа, слушая наш спор с братом Юрой, молча поставил в нашу радиолу «Латвия» одну из самых любимых пластинок с песней Фёдорова Шаляпина из оперы Гуно «Фауст» - Куплеты Мефистофеля». Сквозь шипение заезженной пластинки Фёдор Шаляпин мощно с «похахатыванием» пел:

На земле… весь род людской!
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!

В умилении сердечном,
Прославляя истукан,
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном,
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!

Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь, изменяет
Он небес закон святой!

В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
      
Многие слова Фёдора Шаляпина в песне были плохо различимы, и наш папа наизусть прочитал нам с Юрой текст этой арии Мефистофеля. Он разъяснил нам, кто такой Мефистофель и Сатана, в чём их богоборческая миссия и значение для нас, людей.

Папа сказал нам, что жажда наживы, погоня за богатством, стяжательство, скупость, стремление к показному комфорту и роскоши есть «корень и источник всех пороков» в жизни человека. Богатство порождает лень, властолюбие, страх потерять это богатство и комфорт, который, в свою очередь, заставляет богачей гнобить и душить всеобщую человеческую свободу, равенство, братство и счастье ради их выгоды, прибыли, безмерного увеличения их богатства.

- Став богатым, человек теряет разум, - сказал нам наш папа. – Он становится рабом своего богатства, несчастным и беспомощным существом, охваченным страхом потерять своё богатство и стать голым и нищим, поэтому настороженным и озлобленным против всех, кто хоть как-то может посягнуть на его богатство; готовым убить, разорить, уничтожить всякого и любого, кто ему будет мешать «богато жить».

- Истинное богатство не в том, что человек накопил, не в барахле, которым он себя окружил и украсил, - сказал нам наш папа. - А в том, что он создал, что сотворил хорошего и доброго в жизни, что осталось людям, как результат его борьбы, труда и творчества, что дало ему долгую и добрую память в потомках. Это вам понятно, сыны мои?
- Да, папа, понятно, - с разными интонациями ответили мы с Юрой. Наш папа почувствовал эту разницу в интонациях и горестно вздохнул…

В последние дни зимних каникул детям нашего города показали новый художественный фильм «Королевство кривых зеркал» (СССР. Киностудия им. М. Горького, 1963), который я уже несколько раз смотрел в кинотеатре и по телевизору, поэтому я отказался с друзьями по улице ещё раз идти на этот фильм, но зато по телевизору с интересом ещё раз посмотрел художественный фильм «Испытательный срок» (СССР, Мосфильм, 1960) про двух молодых комсомольцев - Зайцеве (артист Вячеслав Невинный) и Егорове (артист Олег Табаков), которых в 1923 году «распределили» по комсомольской путёвке на работу в советскую милицию.

Даже я заметил, что этот фильм не только о жизни и судьбе двух молодых парней, но о борьбе в них двух разных подходов к жизни и к людям. Один (Зайцев) считает, что «подозревать нужно всех подряд, и никому нельзя верить», а другой (Егоров) считает, что «во всём надо разбираться досконально, с доверием и верой в человека». Этот фильм очень хорошо показывал, как в людях, примкнувших к честным коммунистам и комсомольцам в органах государственной власти, проявляются «буржуазные пороки» - трусость, жадность, подлость и предательство.

Странно, но в понедельник 13 января 1964 года перед уроками и на переменах все девчонки и даже ребята обсуждали сюжет и перипетии приключений героинь фильма «Королевство кривых зеркал», сбиваясь, жестикулируя и спеша, пересказывая друг другу сюжет фильма о том, как капризная девочка Оля «вечно не слушалась свою бабушку, ленилась, и однажды встретилась в волшебном зеркале со своим собственным отражением - девочкой по имени «Яло» (зеркальное отражение имени Оля).

Этот фильм-сказка, конечно же, был интересным, захватывающим, приключенческим, и девочка Оля-Яло была точной копией Вали Антиповой, но я как-то с «прохладцей» отнёсся к восторгам моих одноклассников, особенно к возбуждённым репликам Вали Антиповой. Мне они казались уже какими-то «детскими, детсадовскими переживаниями». Мне больше по нраву был мальчик Гурд (Друг), заточённый в башне крепости злой и красивой карточной королевы Анидаг (Гадина) в исполнении прекрасной Лидии Вертинской. Я запомнил эту артистку ещё в роли «Птицы-Феникс» в фильме «Садко» (1952 год) и она не раз являлась мне во сне в облике моей Феи красоты и страсти...

Именно она – прекрасная, холодная, высокомерная, независимая и властная Птица-Феникс в облике актрисы Лидии Вертинской (жены знаменитого эстрадного автора и певца Александра Вертинского и мамы известных актрис Марианны и Анастасии) – являлась и представлялась мне в 60-е годы моей Феей красоты и страсти, которую я любил и воспринимал именно «платонической любовью», то есть духовно, мысленно, «фантазийно». Только при этом она представлялась мне иногда в полуобнажённом виде…

В 50-60-е годы XX века в городе Суворове кинофильмы показывали по «остаточному принципу», то есть сначала в Туле, областном центре, а потом в районных городах, в посёлках и деревнях. Туда ездили так называемые «кинопередвижки» - специальные автобусы или грузовики ГАЗ-51 с оборудованием для показа звукового кино. Широкоформатного кино нам не показывали, потому что не было ещё такого оборудования, но в кинозале Дворца культуры и отдыха Черепетской ГРЭС уже показывали широкоэкранное кино. Ходить на такие «широкие фильмы» считалось особым «шиком». Одним из таких фильмов, на который ходили все «уважаемые люди» нашего города, был широкоэкранный цветной художественный фильм «Путь на арену», в котором блистал известный и всеми любимый артист цирка Леонид Енгибаров.

Леонид Енгибаров был «грустный клоун», но как он веселил своим искусством и образами зрителей! Он прожил всего только 37 лет, но остался навсегда в благодарной памяти советских людей, и в моей памяти. Его Весенняя песенка» из этого фильма сразу же прочно запомнилась мне, потому что была созвучна с моими мыслями и переживаниями.

Не могу никак я осмелиться
Подойти к тебе в заветный час.
Мне и верится
И не верится
В то, что ты
С меня не сводишь глаз.

А в садах весна, как метелица,
Осыпает лепестками нас...
Мне и верится
И не верится
В то, что ты
С меня не сводишь глаз.

Радость встреч с тобой не измерится,
В целом мире нет счастливей нас...
Мне и верится
И не верится
В то, что ты
С меня не сводишь глаз!

«Весенняя песенка». Музыка К. Орбелян. Текст Г. Регистан. Исполняет Белла Дарбинян (за кадром).

По Центральному телевидению весь январь 1964 года по вечерам (19:30) показывали разные «киноповести» - художественные фильмы, сюжеты которых были либо нормальными, либо скучными, либо занудными. Эти «киноповести» смотрелись и воспринимались с трудом. Особенно раздражало то, что эти «киноповести», как правило, заканчивались ничем, то есть либо внезапно, обрываясь «на полуслове», либо с расчётом, что зрители «додумают» концовку фильма-повести сами. Таких фильмов по телевизору в 1964 году было много, и они проскакивали мимо моего внимания. В четверг 16 января 1964 года я только с удовольствием посмотрел по Первой программе ЦТ киноповесть «Валерий Чкалов», потому что это был действительно интересный фильм.

В воскресенье 19 января 1964 года вечером (19:30) показывали киноповесть Третий тайм», поздно вечером (21:40) телевизионный художественный фильм «Хозяйка Медвежьей горы», а в кинотеатрах города – всё те же «Путь на арену» и старый американский антифашистский комедийный фильм 1942 года «Быть или не быть?». Моей мятущейся душе не было «пищи» для размышлений…

Только во вторник 21 января 1964 года, в день памяти В.И. Ленина, на экраны города вышел новый художественный фильм «Непридуманная история» (СССР, Мосфильм, 1963), на который дружно и обязательно шли практически все жители города Суворова, потому что этот фильм снимался в нашем городе и в фильме показывали наши дома, наши улицы, наших городах и нашу Черепетскую ГРЭС.

Этот фильм был снят по мотивам рассказа Ильи Зверева «Что человеку надо», который я не читал, но фильм смотрел с особым интересом и любопытством. «Что же надо человеку в жизни?» - думал я до и после этого фильма. К сожалению и этот фильм был снят в стиле «киноповести» с неясным окончанием и не давал ответов на этот вопрос, хотя многое из этого фильма мне запомнилось на всю жизнь. Самое главное, мы с моим братом Юрой, с мамой и папой «разошлись во мнениях» по поводу этого фильма, поведения и поступков его героев. Мы с мамой сочувствовали общительной, свободолюбивой и независимой молодой сварщице Варваре (актриса Жанна Прохоренко), а наш папа и Юра сопереживали красавцу Анатолию (артист Георгий Епифанцев), мужу Варвары, который хотел больше всего «уютно-меблированной семейной жизни».

Только крохотная роль артиста Ролана Быкова в этом фильме, который на собрании трудового коллектива всё время строго, сурово и с подозрением задавал риторический вопрос: «А если бы он вёз патроны?!», объединила всю нашу семью в весёлом смехе и воспоминании об этом и других интересных эпизодах фильма. Особенно смешон был главный герой фильма, страстный здоровяк, который, на фоне труб нашей Черепетской ГРЭС, захотел помочь старику поднести до рынка большой мешок, в котором оказался гусиный и куриный пух…

Родители не разрешили мне посмотреть чехословацко-венгерский фильм «Воскресенье в будний день (1962), так как в городе упорно говорили, что это «заграничный буржуазный фильм про лёгкое поведение женщин». Ребята в нашем классе и на улице, наоборот, хвалили этот фильм, потому что в нём были красивые «заграничные» девушки – красавица Яна Брейхова «как две капли воды очень похожая на нашу Вальку Антипову». А меня на это кино не пустили!..

Вместо этого, говорят, «страстного кино», мне пришлось по телевизору смотреть вместе с родителями в четверг 23 января 1964 г. кинокомедию 1937 года «Богатая невеста» с Мариной Ладыниной в главной роли. На следующий день в пятницу 24 января 1964 г. мы смотрели все вместе кинокомедию 1961 года «Взрослые дети» с Алексеем Грибовым и Зоей Фёдоровой в главных ролях. Опять «киноповести»…

В воскресенье 26 января 1964 года мы тихо, скромно, спокойно, но очень дружно и по особенному душевно отметили за ужином день рождения нашей мамы. Потом все вместе с удовольствием посмотрели в 21:40 по телевизору замечательный фильм 1954 года «Анна на шее» с блистательной и красивой актрисой-феей Аллой Ларионовой. Это была классическая экранизация одноименного рассказа Антона Павловича Чехова. Я с интересом и внимательно смотрел этот фильм о скромной бедной девушке, которая, по необходимости вышла замуж за богатого старика, но затем сумела превратиться в весёлую, красивую, взбалмошную, слишком игривую и даже «разбитную светскую красавицу».

Эта «игрица-тигрица» в балах и флирте с мужчинами забыла свою прежнюю жизнь, своих родных и близких. Прекрасная, весёлая, умная и хитрая Анна всё время виделась мне на экране в образе моей Феи красоты и страсти, в облике Вали Антиповой, с её жизненным кредо: «Пока я молода, я беру от жизни всё!». Такой она мне и приснилась поздно вечером, когда я почти полностью заснул.

Озорно играя и сверкая глазами и белозубой улыбкой, Анна-Валя-фея танцевала в моём сне, крутилась передо мной, порхала в своих пышных платьях, юбках и школьных фартучках и никак не давалась мне, чтобы я мог что-то ей умное сказать, возразить, остановить, схватить. Так я и уснул-провалился в сон-омут потустороннего веселья, праздного шума и музыки, как говорится: «Не сытый, не пьяный и не солоно хлебавший». Упорхнула от меня моя страстная фея…

А во вторник 28 января 1964 года в город привезли и начали показывать кинофильм из ГДР, который сильно взбудоражил, нарушил спокойствие и даже возмутил весь наш город Суворов. Это был немецкий художественный фильм «Шайка бритоголовых» (ГДР, 1963). Сначала этот фильм показывали даже днём и я, услышав от брата и его друзей на улице восторженные комментарии, успел его увидеть на дневном, то есть «детском» сеансе, но для этого мне пришлось тайно «прогулять» пару уроков в школе. Мне за это очень сильно «попало» от учителей, от классного руководителя, от завуча, от папы и от мамы, но мой брат Юра, который поддался на мои уговоры и помог мне посмотреть этот фильм, всё равно называл меня «героем».

Со времён знаменитого американского фильма «Великолепная семёрка» (1960), который мы с братом смотрели в 1962 году, новый «западный» фильм о банде бритоголовых мотоциклистов в ГДР смотрелся как откровение, как открытие, как нечто запредельное для нас, советских ребят и парней, комсомольцев и молодых коммунистов. Мы такого кино не видели, не знали и даже не представляли себе. Может быть, поэтому этот фильм о бритоголовых хулиганах оказался таким зажигательно-притягательным и породил бритоголовых подражателей «на нашей улице»…

С самого начала фильма странная, даже страстная музыка завораживающе действовала на нас, «читающих» с экрана немецкий шрифт, немецкие слова, немецкие фамилии и имена артистов и создателей фильма. В этом фильме всё было немецким, не тем немецким, чтоб было в ГДР, а тем «немецким», что осталось в нашей памяти с прошедшей войны. Даже у меня, 11-летнего мальчишки, чёрно-белый рубленный, смахивающий на свастику, шрифт и музыка вызывали нечто, подобное страху и неприязни. Однако было очень интересно смотреть это кино.

В школе мы изучали немецкий язык, поэтому я достаточно легко ориентировался и воспринимал немецкие имена и фамилии, успевал их прочитать на экране и даже гордился немного тем, что могу это делать. Поэтому все эти «гюнтеры» и «вилли» скользили у меня в мозгу, не вызывая чувства неприязни. Я ждал от этого фильма чего-то такого, что было запретно, запрещено, закрыто от нас.

Фильм начался с того, что восемь мотоциклистов, заняв всё полотно дороги, мчалось прямо на нас, а перед ними в легковушке ехала женщина в белом костюме. Мотоциклисты окружили эту машину и начали ей сигналить, чтобы она остановилась. Потом они обогнали малолитражку. Женщина нервно закурила сигарету и остановилась, потому что мотоциклисты встали на своих мотоциклах в одну линию и перегородили ей путь. Женщина вышла из машины, подошла к мотоциклистам, но те не оборачивались к ней. Только один улыбчивый, в шлеме и очках, косо глянул на сердитую женщину, что-то скомандовал. Все мотоциклисты рванули вперёд.

Потом показали мальчика, играющего на природе. Людей на походном бивуаке у берега моря и женщину в купальнике, выходящую из палатки. По лесным дорожкам гуляют девушки в купальниках, но они разбегаются в стороны, потому что в лагерь туристов приехала банда мотоциклистов.

Потом показывают какую-то стройку, куда приехал тоже на мотоцикле какой-то лысоватый мужик. Он разговаривает с прорабом стройки, зовут какого-то пожилого Краниха, но тут вдруг рушится железобетонная опора и межэтажное перекрытие. Шум, гам, вой сирены. Все, кто был на стройке, бросаются к месту аварии. Мчатся спасательные машины, а на берегу моря вокруг транзисторного приёмника веселятся ребята.

Один из парней подходит к девушке и предлагает ей потанцевать. Она соглашается, и они танцуют что-то похожее на рок-н-ролл. При этом в танце девушка и парень толчками соприкасаются своими «грудями», что для меня и для всех нас в кинозале было вовсе необычно. Потом девушка и парень начали совершать акробатические кульбиты, как в спортивном танце рок-н-ролл. А потом девушка широко расправила свои прямые ноги и в танце парень «надел» её на своё «сокровенное тайное место»! Ничего себе!? Вот это да!

Когда один из парней заметил, что танец всё больше становится «откровенным», он выключил транзистор. Окружающие молодые люди запротестовали. Парень, который танцевал с девушкой, снова включил радиоприёмник и продолжил танцевать с девушкой, которую звали Викки. А в это время на стройке накрывали простынями лица погибшей под обрушившимися строительными конструкциями юной девушки и пожилого мастера.

Следователь допрашивает прораба и инженера о причинах аварии. Те уверяют, что чертежи и организация строительства были правильными, а конструкции строила бригада некоего «Кинга», которая сейчас где-то около Магдебурга отдыхает в отпуске на курорте. Прораб и инженер сообщают следователю, что вся документация по стройке, все журналы и сводки работ были у погибшего мастера Краниха. Инженер и следователь открывают шкафчик мастера Краниха в бараке строителе.

Выясняется: управляющего на стройке нет, документов необходимых нет. Пропали. А в это время бригада строителей развлекается тем, что смотрят под музыку как борются на песке в одних плавках два парня. Падает опрокинутая бутылка пива. Бригадир по прозвищу «Кинг» командует: «Хватит!». Одному из борцов Кинг назначает 25 отжиманий на руках. Все смотрят, а одна из девиц спрашивает у парня, кто есть кто. Тот называет прозвища ребят: «Прыщ», «Вонючка», «Кинг» и предупреждает девушку, что Кинг – дикарь.

Следователь приходит на свою съёмную квартиру и его встречает хозяйская немецкая овчарка, дочка хозяйки и её мама, хозяйка дома. Следователь готовит себе покушать и разговаривает с собакой, как с человеком. Ему непонятно, как и почему обвалился каркас здания. Странно, что со стройки исчезла вся строительная бригада и все документы.

В лагере на курорте поздний вечер. Гремит музыка, парни пьяны. Девушка хочет познакомиться в Кингом. Какой-то писатель возмущается шумом, ему это мешает стучать на пишущей машинке. Писатель просит Кинга успокоить ребят. Тот приказывает всем сидеть тихо, а сам подставляет писателю подножку и тот падает на землю. Ребята расходятся спать в палатках.

Утром следующего дня следователь Черник помогает уборщице в строительном управлении и исследует шкаф в комнате мастера Краниха. В его чемодане ничего нет. Пусто. В это время комиссия на стройке выясняет. Что в основании опор обрушившегося здания много лишнего песка, а балки не были скреплены специальными соединениями. Специалисты пришли к выводу, что это «халтура» строителей.

На берегу моря люди загорают, играют в волейбол, купаются, отдыхают. Дети играют у моря в песке. Парни в плавках перешагивают через загорающих девушек, шутят и заигрывают с ними. Сильные парни отбирают у слабых шары и вместо них играют в кегли. Другие хулиганы растаптывают песчаный город мальчишек на пляже. Третьи срывают на песок полотенца с кабинок, примеряют на себя чьи-то бюстгальтеры. Отбирают у пацанов мяч и занимают место отдыха трёх красивых девушек в бикини.

Писатель заступается за девушек и требует, чтобы хулиганы покинули место отдыха девушек. Двое вскакивают, чтобы уйти, а некий «Опа» грубо и нагло сопротивляется. Писатель даёт Опе по морде и хулиганы уходят. Девушки благодарят писателя, а к тому приходит женщина, которая ехала в легковушке по дороге.

На стройке рабочие возмущаются перерывом в работе из-за расследования аварии и гибели девушки и мастера. Коллектив почти не знает ребят из той бригады, которая сейчас отдыхает на Балтийском взморье. В это время уборщица находит под матрацем кровати мастера Краниха нужные документы. Уборщица принесла на собрание коллектива пропавшие документы. Управляющий зачитал настоящие фамилии виновников смерти двух людей и аварии на стройке.

Бригадир Кёних, он же «Кинг», сидит под деревом, а девушка-красавица делает ему пилочкой педикюр на ногах. Парочку видят парни из бригады. Опа недоволен, что «его девушка» теперь с Кингом. Кинг со всеми разбирается и прогоняет. Белокурая девушка под впечатлением.

Следователь, лейтенант полиции, исследует комнаты, в которых жили члены бригады Кинга. Пусто. Они даже книги не читали. Следователь находит странные спички. Потом едет к родителям одного из парней. Солидные люди ссорятся при следователе, обвиняя друг друга в том, что они испортили их сына, который живёт своей жизнью. Другая бабушка рассказала следователю, где может отдыхать с бригадой её внук.

Бригада парней весело обсуждает вопрос, как и где достать деньги на очередную пьянку-гулянку. Парни приходят к бригадиру и один из них предлагает постричься всем на лысо. Кинг показывает всем фото актёра Бруно, он абсолютно лысый. «Лысые круче всех! - кричат парни. - Мы банда бритоголовых из Банзина!».

Следователь выяснил, что Кинг был в Легионе и спички и эмблема на них – Легиона. Вот откуда у Кинга шрамы и властность лидера. «Легион – наша отчизна» - написано на гербе этой военизированной организации. Следователь готовится выехать на машине на тот курорт, где отдыхает бригада Кинга.

Тем временем Банда бритоголовых откручивает ниппели с колёс машины Писателя, чтобы отомстить ему за поражение на пляже. Другие бритоголовые наблюдают за «подвигом» троих членов банды. Опа закапывает ниппели в песок.

Следователь прощается с девушкой-соседкой Марианной, берёт своего пса и уезжает на курорт – арестовывать Кинга. А банда бритоголовых весело гуляет и шумит в кафе на курорте. Их просят вести себя тише. Белокурая девица прыжком садится рядом с бритоголовыми. Писатель спрашивает ребят, кто спустил воздух из колёс его машины. Бритоголовые вместе с крутой девицей издеваются над Писателем. Девица вместе с курящим Кингом танцует твист, но он небрежно бросает её в танце.

Танцующие парень и девица имитируют половой акт… Подруга Писателя узнаёт в Кинга с его шрамом поперёк переносицы. В кафе входят полицейские. Все шумят. Назревает драка. Банда бритоголовый врывается в участок полиции и освобождает задержанного братка. Банда и примкнувшие к ним молодые люди шумят, дубасят в здание полицейского участка. Двое залезают на крышу. Все скандируют: «Шериф, отпусти пацана!» «Мы банда бритоголовых!».

Полицейский и Писатель говорят с Опа и договариваются встретиться завтра утром у машины со спущенными колёсами, но в окно через стекло уже влетает камень. Это уже перебор… Мама Марианны нашла телеграмму, из которой ясно, что Кинг в кемпинге № 9 на приморском курорте. Следователь Черник с собакой выезжает туда.

Кинг приказывает всей банде уезжать из кемпинга. Останется только Опа, который за всех и за всё ответит своей головой. Бритоголовые уезжают в ночь на своих мотоциклах. Им навстречу едет следователь Черник с собакой. Мотоциклисты догоняют Писателя на дороге и заставляют его бежать. Один из них сбивает Писателя и наезжает на него. Банда уезжает с места трагедии.

Один из банды бритоголовых задерживается и его видит подъехавшая на машине подруга Писателя. Бандит отталкивает женщину и та ударяется головой о бампер машины. Это была певица Вальтруад, возлюбленная одного из бандитов.

В лагерь банды бритоголовых приезжает парень со стройки, их сообщник, и сообщает о том, что здание, которое строила бригада Кинга рухнуло, погибли два человека – мастер Краних и девушка одного из бандитов. Оказывается это Кинг приказал согнуть трубу, из-за которой рухнуло здание. Банда собирается бежать.

Люди на дороге оказывают помощь Вальтруад и Писателю. Приезжает полиция и скорая помощь. По следам выясняется, что Писателя сбили мотоциклисты. Певица говорит, что уже трижды встречалась с бандой бритоголовых и хорошо их запомнила. На всех дорогах в округе начинается поиск лысых мотоциклистов. Громкоговорители сообщают о поиске девяти молодых людей на мотоциклах, семеро из которых с бритыми головами.

Банда бритоголовых сидит в сарае в лесу. Они планируют бегство на мотоциклах на Запад. Кинг сообщает, что они поедут к Балтийскому морю и там переправятся в Швецию как политические беженцы, что подтвердят их лысые головы. Члены банды не согласны с Кингом. Один из них грозит рассказать всем о Легионе. Парни дерутся.

Приехал Сообщник. Привёз продукты и хлеб. Он сообщает, что все дороги перекрыты и их плотно ищут. Кинг уезжает на мотоцикле. Уезжает и Сообщник. Он попадается полицейским и его допрашивает Следователь. Двое членов банды уходят сдаваться полиции. Остальные хотят бежать за границу.

Опа и Пипель пришли в полицию. Их встретила овчарка. Оба парня оправдываются, но только показывают свою глупость и недальновидность. Опа оттолкнул певицу, а Пипель переехал на мотоцикле Писателя и спустил воздух с колёс его автомобиля. Это преступление.

Всех бритоголовых задержали в сарае в лесу. Остались только Кинг и Кабан. Следователи приезжают в рыбколхоз и выясняют, где, когда и как можно спрятаться на рыболовном судне. Кинг и Кабан садятся на один мотоцикл и уезжают. Погоня!

Кинг и Кабан заезжают на полигон. Устраивают засаду на подъехавшего Следователя. На «Волге» подъезжает второй следователь с овчаркой. Они ищут бандитов в развалинах. Кинг и Кабан укрылись глубоко в подвале. Они нападают на Следователя, выбивают у него из руки пистолет. Драка. Кабан берёт Следователя в захват сзади.

Второй полицейский спускает собаку с поводка, она бежит спасать своего хозяина. Кинг выхватывает выкидной нож и направляется к Следователю. Овчарка хватает бандита за руку. Следователь воспользовался замешательством и бьют Кабана. Кабан хочет убежать, но его встречает второй полицейский. «Встать!» - командует Следователь Кингу.

Бритоголовые бандиты арестованы. Следователь возвращается к Марианне. Овчарка лихо перепрыгивает через заборчик и вручает девушке букет цветов. Наши победили! Конец фильма.

Казалось бы, – обычный слабенький фильм, отличный от советских русских фильмов, но в городе вдруг пацаны начали брить «на лысо» головы. Ребята начали ходить группами по вечерним улицам, приставать к девчонкам и прохожим и одеваться не в кожаные чёрные куртки мотоциклистов, а в приталенные ватные телогрейки с перешитыми пуговицами, в короткие кирзовые сапоги «с отворотами» и кепки на своих лысых черепах. Быть «бритоголовым» вдруг стало модным…

Наши городские «банды бритоголовых» были не такие, как в немецком «культурном» кино, а злее, задиристее, страшнее. С некоторыми такими бандами пришлось встретиться моему старшему брату Юре и мне. Вот почему это кино – «Шайка бритоголовых»  - вскоре сошло с экранов города, а в моей памяти оно осталось как «страшное кино». Я ничего не мог поделать против групп и шаек тех ребят с остриженными «на лысо» головами. Поэтому я очень страдал и переживал.

Теперь в моих снах всё чаще были видения драк с этими «бритоголовыми», в которых я, Александр Суворов (!), был не совсем «герой». Даже прекрасная фея красоты и страсти в образе Анидаг и облике Лидии Вертинской в фильме «Королевство кривых зеркал» представлялась мне злой, недоброй, мстительной, жестокой, холодной и ядовитой. От неё в моём сне веяло такой жуткостью, что я дрожал «как осиновый лист» на ветру…