Тайна тайн

Женя Гофман
Эта история случилась со мной этой весной. Май выдался очень ненастным и почти каждый день был либо пасмурным, либо дождливым. Солнечных дней было ещё меньше, чем в это прошлом году, а тот май выдался весьма холодным. Я сидел в заброшке и гадал выходить ли мне на улицу или нет: казалось, собирался дождик. Вот уже 3 года я был вовлечен в активный индустриальный туризм, что на более простом языке значит исследование заброшенных мест. Я побывал во всех близлежащих выселенных, разрушенных, закрытых, приготовленных к сносу и недостроенных объектах, какие только смог высмотреть и найти на карте, но всё же исследовал не все их части, например, подвалы или другие подъезды. Однако, в хорошо мне известные заброшки рядом с моим домом я продолжал ходить ради атмосферы, ну или непогоду переждать, как сейчас. Я вспомнил, как водил подругу к этой заброшке, как познакомился здесь с пацанами, и потом от дождя тут прятались… Много-много других разных воспоминаний, и вот снова сижу здесь.
 
Трёхэтажное общежитие для военных, разграбленное, но не до основания: осталась пара кресел, кое-где целые стёкла, полки, какие-то бытовые по мелочевке вещи… Облезлая краска топорщилась на стенах, паутина трепетала у открытого окна, из которого открывался вид на другие заброшки: огромны панельные недостроенные дома, в которых тоже можно было потусить, но там было слишком пусто и жутко. Простояв у окна десять минут и находившись по коридору с кучей запутанной изоляции от проводов, я решил уже спускаться по лестнице, но тут услышал на втором этаже явные шаги. Кто-то сюда пробрался! Казалось бы, чего тут удивительного, это же неохраняемая заброшка прямо во дворе посёлка, но не всё так просто. Пару месяцев назад все открытые входы и окна замотали колючей проволокой, очень крепко и без больших и явных дыр, и только под низом у одного входа осталось небольшое пространство, через которое мог протиснутся не слишком толстый подросток или ребёнок. Я так всегда и попадал в это общежитие с тех пор и даже не понадобилось делать подкоп. Итак, факт: сюда пробрались, и я решил, что это кто-то из местных детей, которые любят сюда лазить, однако, решил проверить мою догадку и осторожно начал спускаться на второй этаж. Шаги прекратились, в коридоре было темно, но я не решился включить фонарик, чтобы не спугнуть того, кто тут ходит. Я пошел вперед и смотрел по сторонам, где были открытые комнаты и вдруг в одной из них я увидел фигуру, сидящую на подоконнике. Я опешил, потому что подумал, что вижу проекцию себя в прошлом, так как называемый сталкер был в капюшоне, который я любил всегда носить, и со стрижкой, как у меня пару лет назад.
 
- О, привет! Ты что тут делаешь?
- Я дождь пережидаю. А ты?
- А я карандаш ищу.

Фигура у окна не была похожа ни на бомжа, ни на умалишенного или искателя закладок, наоборот у него был большой рюкзак и не поношенная новая одежда, как перед поездкой в детский лагерь – сталкеру было примерно 13 лет.

- Да здесь в соседней комнате валяются, я видел.
- Это не те, то – моего брата.

Я подумал, что это кто-то из местных, хотя я их почти всех в лицо знаю, и приходил сюда тусить с братом, зачем-то разбрасывая карандаши.

- Понимаешь, когда все вещи вывезены, расклад немного другой, начальную точку не могу найти… Ну, от которой искать.

Я недоуменно уставился на моего собеседника, пытаясь понять, что же он такое мне впаривает и кто же он всё-таки такой. Я немного поразмыслил и только пришел к выводу, что он хорошо учится в школе, раз так умно выражается.

Сталкер замолчал и начал ощупывать стену напротив окна, пытаясь что-то найти. Я уж подумал было сваливать, так как решил, что он всё-таки ищет закладку, но тут он воскликнул: “Воот он, нашел!!!”

Он вытащил карандаш из какого-то тайного отверстия в стене, а потом подошел к окну и выкинул его со словами «А Толька всё равно мне не поверит». Потом посмотрел на меня и сказал:

- Это друг мой.

А потом прибавил:

- Я здесь раньше жил.

Весь запутанный узел мыслей и событий враз и моментально распался и всё стало ясно. До этого я и не думал даже встретить здесь тех, кто здесь жил и может поведать историю того, что здесь было раньше. Так как заброшенное общежитие всего лишь часть территории бывшего военного гарнизона, на месте которого вырос новый микрорайон, в котором я живу, то для меня представляет величайший интерес узнать каково здесь было до стройки. Я месяцами искал старые фотографии и редкие видео из нулевых, но этого было недостаточно…И тут очевидец!

Сквозь мои мысли какой вопрос о прошлом ему задать, я услышал, как он снова толдычит про этот карандаш:

- Это комната моего друга, я в гости один раз пошел к нему и поспорили, что я смогу в его квартире запрятать свой карандаш так, что он не найдёт, ну так 6 лет уже прошло, он забыл давно, так и не нашёл…никто не нашёл!

- А когда ты тут жил?

- В детстве, конечно. Две тысячи тринадцатый стал последним годом для меня здесь. Потом нас выселили и дали квартиру под Чеховым, жалко было уезжать, но вот я вырос и приехал повидать родной дом.

Я вспомнил про изображения мультяшных птичек и мышат гуашью на стене в одной из комнат и спросил про них.

- А, это девчонка одна жила, Юлька, четыре ей тогда было, родители хотели воспитать в ней любовь к искусству и просили знакомого расписать стены для неё…
Тайну рисунков я узнал. Ну и дальше стал расспрашивать про каменный забор, руины детской площадки, где школа была, про другое общежитие, много ли жило детей рядом с этой воинской частью… Узнал также, к моему удивлению, сталкеру 16 лет, хотя выглядит он на 13…

Никакого дождя не было, а мы провели внутри добрый час, я спрашивал его про факты прошлого, а он – каково тут сейчас, мои наблюдения. У него было много воспоминаний об этом здании и окрестностях, когда они еще не были заброшены, а у меня – наоборот, когда много чего посносили, забросили, поломали, и я рассказывал, как набрёл на это общежитие впервые и принял его за школу, как повел друга сюда и мы облазили тут второй и третий этажи, не решившись на крышу, потом смотрели из окна на заброшенный водозаборный узел, не зная, что это он, и гадали, что же в железных чанах, как моя подруга не хотела сюда идти и говорила, как тут тленно, как другая чуть не упала здесь, интересуясь что же на чердаке, как я познакомился с местными здесь и как впервые слазил на крышу, как припрятал здесь зажигалку, как пережидал здесь много раз проливные дожди и как искал лопату сделать подкоп, а собеседник, в свою очередь, как все друг друга знали, так как всего 2 небольших общежития было, как рано вставали ехать в щаповскую школу, как на пруд ходили купаться в ближайшую деревню и как там лазили по брошенным избам, как карабкались по высоким качелям, которые уже снесли, чтоб посмотреть что за забором, как прыгали с него в сугробы и как бегали возле котельной, которая осталась рабочей до сих пор… Вдобавок, он рассказал мне один секретный код от запертой железной двери в это общежитие, именно через нее он попал сюда со своим походным рюкзаком, который не протиснулся бы под колючей проволокой. Я никогда не додумался бы что эта неприметная дверь всё ещё рабочая. Как удивителен мир!

Почерпав друг у друга весьма интересную информацию, которая была всего лишь историями и субъективным опытом, я проводил своего сталкера до автобусной остановки, и пошёл самым коротким путем через недостроенные многоэтажки в свой микрорайон. Смотря на них, на огромные здания с открытыми разбитыми или закрытыми и пыльными окнами, навевающие нечто мистическое, в голове у меня родилось еще множество вопросов об этих местах, но некому их было задать, я шёл домой и вдруг понял, что так никогда и не получу полной и окончательной информации ни б одной вещи в мире, сколько бы мне людей, текстов, карт, фото и прочих артефактов не встретилось, сколько бы я ни изучал, моё восприятие всё равно останется на месте созерцающего любое событие, место, действие или живое существо как непостижимую и великую тайну.