Сюжетная картина. Врубель - Сирень

Ольга Азарова 3
Рубеж 19 - 20 веков - время сложное, противоречивое, характеризующееся появлением в искусстве различных художественных направлений, группировок, новых художественных систем. Многие талантливые художники находили особую, повышкнную эмоциональность в самом линейном и цветовом строе картины, в живописной фактуре, в приемах и манере нанесения красок. В таких случаях структура произведения не только раскрывает смысл изображенного, но и сама создает настроение, является выражением содержания.
  Художники извоекают из цветовых построений как бы неслышимую музыку, звучащую по-разному в зависимости от особенностей и характера этих построений. В картине Михаила Александровича Врубеля (1856 - 1910) "Сирень" (1900) она звучит тревожно и таинственно. Большое квадратное полотно заполнено цветущим кустом сирени. А, при чем же здесь, скажите, сюжетная картина? Или это уже другой жанр? Может быть - натюрморт? И вот тут стоит вернуться к определению по сюжетным картинам.
  Большое место в сюжетной живописи занимают картины, посвященные разным сторонам повседневной жизни. Эту живопись называют бытовым жанром, иногда просто жанровой. По-разному воспринимали и отражали жизнь художники-бытописатели, различными художественными приемами раскрывали они содержание своих картин. А, где содержание у Врубеля в "Сирени"?
  Мне довелось увидеть это полотно в Третьяковской Галерее в зале, посвященному Врубелю. В тот год все наиболее значимые его полотна выставлялись отдельно. Надо сказать, что это было незабываемое зрелище. Впечатлений хватило на всю жизнь. Вначале при виде этой картины поражаешься тому, что на тебя пахнуло дождевой свежестью. Запах мокрой майской сирени ощущаешь, но это на расстоянии. При первом приближении к этой картине начинаешь окунаться в атмосферу сгущенных красок и постепенно разглядываешь уже и широкие мазки, и наслоение красок, а потом... А потом начинается самое интересное, потому что эта картина имеет, так называемое, двойное дно. Постараюсь обьяснить: итак, вначале виден лишь куст сирени. Его густую листву пронизывают не лучи солнца, не дневной свет, а ночной мрак, но это становится ясно, только когда уже подходишь близко к картине. А вначале, это только свежесть обдающего цветочного аромата. И потом становится понятно, чем подчеркивается этот ночной мрак, слабым серебристым светом, неизвесно откуда появляющийся свет высвечивает гроздья цветов и только он, больше нет других источников. И, как бы довершая таинственность, из куста сирени неожиданно вырисовывается хрупкая фигурка девочки, наполовину скрытая черными густыми волосами. Она именно появляется неожиданно для смотрящего. Невероятный эффект! Вначале, только эта сирень, а потом появление таинственной фигурки! Она и выступает из куста, и прячется в него, сливаясь с ним. Невольно у зрителя появляется ощущение какого-то чуда, которое рождается, как в сказке, прямо на наших глазах. Врубель творит эту сказку непосредственно на холсте красками и кистью. Он кладет краски плотными пятнами. От игры соседних цветовых пятен возникают нежные душистые соцветия сирени, ее густая листва, таинственный свет. И вместе с тем эти контрастные цветовые пятна, ложащиеся на холст под разными углами друг к другу и образующие грани подобно кубикам мозаики или, скорее, кристаллам, мерцают и горят, превращая изображение в подобие драгоценностей. Вот и сюжет появился! Сирень и таинственная незнакомка. Врубель творит свою историю, свою сказку и свой художественный мир! Цвета звучат с равной силой и одновременно, образуя цветовые аккорды подобно музыкальным. Эти цветовые аккорды слагаются в единую темно-фиолетовую колористическую гамму, напряженную, настороженную, таинственную. Именно созвучия цветов создают художественный образ в картине Врубеля.