Нехорошее слово

Геннадий Малинский
    Рыночная экономика позволяет предприятию сбросить несвойственные ему функции и сосредоточить усилия на выполнении своей общественной миссии. Таким образом обеспечение второстепенных задач возлагается, через договорные отношения, на специальные профильные компании. Когда-то в в шкафу у директора лежало пыльное штатное расписание, где была предусмотрена ставка уборщицы в размере 70 рублей, что на современные деньги около 6 тысяч. Сегодня рекрутинг и клининг осуществляют сторонние организации.
    Все началось с того, что на боковом фасаде здания кто-то написал нехорошее слово. Тендерный комитет нашего учреждения собрался на первое заседание и объявил в печати (на сайте) открытый конкурс среди клининговых компаний области на устранение со стены дома нехорошего слова. В связи стем что есть минимальный порог выхода на открытые торги в размере 100000 руб, для организации здоровой конкуренции среди клининговых компаний, цена лота была указана в размере 120000 руб. В канцелярию нашего предприятия  поступило 3 пакета с ценовыми предложениями от  потенциальных устранителей нехорошего слова. Тендерный комитет собрался на второе заседание, вскрыл пакеты и определил победителя тендера, предложившего наиболее низкую цену. Законодательством предусмотрено обнародование победителя тендера, а также приостановка процедуры заключения договора, в случае если конкурирующие компании подадут в суд. Так и получилось, ибо конкуренты заподозрили коррупционную составляющую из-за наличия предполагаемых связанных лиц. Мол наш главбух и директор выигравшей фирмы - родственники. Через 2 месяца  юридический отдел учреждения успешно отстоял в суде подписание данного договора. Бухгалтерия собралась перечислять деньги, но тут оказалось, что банк поставщика услуг проходит процедуру предбанкротной санации и его расчетный счет находится под арестом антикризисного управляющего. Тендерный комитет собрался на третье заседание, но не тут-то было. Оказалось, что за это время в государстве изменились правила кодировки услуг и представители тендерного комитета должны пройти специальные курсы с вручением сертификата об окончании. Старый код: 121-567-867. Новый код 121-567/867. Без наличия сертификата тендер на закупку товаров и услуг объявлять запрещено.  Наконец через 4 месяца пришла, уже от другой клининговой компании, пожилая женщина с метлой и стерла нехорошее слово. Понятно что реальная цена такой услуги рублей 20. Уборщица получила 100, а еще 119900 руб растворились в рыночной экономике.  Между прочим они вошли в статистическую отчетность и были засчитаны в сумму валового внутреннего продукта страны. Всем есть работа. Ушло 8 пачек бумаги, потрачено 500 литров бензина. Бухгалтерам, юристам, водителям, курьерам, судьям выплачено 200000 рублей заработной платы. Если бы не рыночная экономика многим из этих людей пришлось бы крутить гайки на каком-нибудь заводе, выполняя производственный план и выпуская что-то общественно-полезное. Страшно представить.


               Диван

       Была середина 80-х. Начиналась перестройка. Хотелось чего-то свежего и нового. Я работал простым завхозом в Отделе рабочего снабжения. Настал конец 1986 года. Подходило время ежегодной инвентаризации. Я листал пожелтевшую советскую инструкцию "О сроках службы мебели и инвентаря". Ее издали еще в 1932-м году, задолго до моего рождения. Напротив меня стоял старый продавленный диван, который исчерпал нормативный срок службы и ждал оправки на свалку. Я взял толстую книгу учета мебели и списал диван. На этом его история закончилась. Потом я подумал, что неплохо бы начислять в бухгалтерии на диван износ. Тогда появятся первоначальная стоимость, остаточная стоимость и сумма износа. Прошел с этими предложениями в райфинотдел. Те послали инициативу снизу в Москву. Там уже все кипело в перестроечной жажде обновления. Все кончилось приказом по Союзу и введением в штаты бухгалтерии нового бухгалтера. Дальше я подумал: "Если мы заштопаем на диване разлезшуюся ткань - значит мы проведем на объект основных средств затраты и можем переоценить диван, добавив к первоначальной стоимости сумму ремонта. Я снова пошел в райфинотдел. Те снова отправили и инициативу в  Москву. Все кончилось дополнением к приказу по Союзу с требованием проводить ежегодную переоценку основных средств и введением понятия "восстановительная стоимость". В штаты предприятий ввели еще одного бухгалтера. Меня заметили. Перевели в Москву. Настало время капитализма. Я подумал, а что будет если мы захотим реализовать на свободном рынке наш диван? Какую сумму денег получим? Я вышел с инициативой введения понятия "справедливая стоимость основных средств". На основании ее государство обязало все предприятия вести еще и справедливую стоимость основных средств. Для этих целей разрешили содержать еще 0.5 ставки бухгалтера.
      Все выглядело очень креативно и современно. Вопросом нововведений учета основных средств стало заниматься целое главное управление, куда меня назначили начальником, а тех советских старичков в нарукавниках, заявлявших что это все чушь, просто убивали вопросом: "Вы против того, чтобы мы знали рыночную стоимость предприятия в случае процедуры банкротства, истребования займа или передачи его в залог?"
      Потом я подумал, что если мы отвезем диван в ремонт, то он как бы выходит из эксплуатации и на время простоя в ремонте на диван не следует начислять износ. В таком случае прерывания начисления износа следует оформлять  "актами вывода и ввода в эксплуатацию основных средств, временно выбывших на ремонт". Авторитет нашего управления был настолько высок, что государство без промедления приняло  инициативу. Теперь в тех предприятиях, где было по нескольку тысяч объектов учета только и занимались тем, что бегали к руководителям подписывать акты выбытия и ввода.
      Потом я подумал, что если диван стоит не дальше метра от окна или выхода на балкон значит он находится в условиях повышенной влажности. Таким образом он изнашивается быстрее. Государство профинансировало работу профильного НИИ по определению воздействия влажного воздуха на мебель. В нормы износа ввели поправочный коэффициент на влажность. Выпустили инструкцию о кодировке инвентарных номеров, где такой объект следовало помечать буквой "В". Это было основанием для бухгалтерии применить поправочный коэффициент при начислении износа. Для этих целей в штат бухгалтерии ввели еще одного бухгалтера.
     Нововведения обросли программным обеспечением, типографиями, томами инструкций, тысячами пачек бумаги. Их претворяет в жизнь целая армия бухгалтеров и программистов. Руководит  процессом Главное управление в составе отделов методологии, отчетности, контроля. 200 человек, 18 служебных автомобилей  Внешне все кажется очень логичным и современным. Никому не пришло в голову, что это никому не нужно, кроме моего стремления занять высокую должность и ничего при этом не делать. Общество тратит огромные ресурсы  на содержание здания, бесполезный фонд рабочего времени, заработной платы, тонны бумаги.
    Скоро я выйду на отличную пенсию. На мое место придет новый человек, не имеющий понятия, что весть этот ком надут из воздуха, что старый диван можно просто выбросить и вычеркнуть его из амбарной книги.