Тема кавказа в произведениях историков турции и др

Сацита Асуева
В Турции историю кавказских народов знают лучше, чем сами кавказцы. Так сложилось в результате того, что и в России, и в СССР история народов Кавказа намеренно фальсифицировалась, приводилась в соответствие с господствующей национальной доктриной. Один из примеров – концепция добровольного вхождения Чечении в состав России. Полноценные труды,  отражавшие истинное прошлое народа, систематически уничтожались. Обучающиеся в турецких вузах чеченские студенты с восторгом  рассказывали   мне о неожиданных возможностях, открывшихся  им  в  этой стране, имея  в  виду  богатство  источников, посвящённых  истории   Кавказа и, в   частности, чеченского народа. Наряду со старинными книгами, немало трудов  современных турецких  кавказоведов, среди которых известный  писатель-историк  Тарык Джемаль Кутлу, чеченец по происхождению,  Ахмет Хазер Хызал, черкес; генерал  в    отставке   Исмаил Беркок, кабардинец; профессор Шериф Баштав;    Бексултан Батырхан,   ингуш;   полковник  в отставке,     переводчик    Мехмет Кетей; Васфы Гюсар, адыгеец; профессор общественного права Аныл Чечен и многие другие.  А вот выдержка из книги одного из  современных    авторов   –  Харунхана  Ремзи  Озтюрка «Судьба серханов» (2000 г.), посвящённая этнической структуре чеченцев.
  «...Древнейший из кавказских народов – чеченцы –   принадлежат к кавказской расе. Более того, некоторые  историки утверждают, что населяющая Кавказ белая раса является их продолжением.
   Чеченцы  делятся  на  3 группы: чеченцы (нохчи), ингуши (галгай) и туши. В чеченской   литературе     часто     встречается     название    «вайнах».  Это самоназвание этих трёх ответвлений (наш народ).
   По мнению языковедов, чеченский язык с точки зрения происхождения относится  к  иберо-кавказской  языковой   семье.  Корни  этого   языка встречаются  в  письменных   источниках  таких восточных государств, как Мутанни (ХIV – ХI вв.до н.э.),
Урарту (ХI – VI вв.до н.э.). Говорится, что этническая   структура  чеченцев   происходит  от хурритов, проживавших  в  111-11 вв.   до   н.э.   в  передней Азии и на Кавказе.   В произведениях   и письменах хурритов отражены как культура, так и прежние верования чеченцев. Чеченцы часто встречались в I в. до н.э. на юге Кавказа и в Месопотамии. В   наиболее активном взаимодействии чеченские язык и культура находились с хеттской,   этрусской,  баскской и населявшими Кавказ другими цивилизациями.
  Первое  чеченское    государство   было  построено   в  IV   веке  до н.э. на   Северном   Кавказе  и   носило   название  Дзурдзукетия.  В  III в. до н.э. принцесса Дзурдзукетии стала царицей Грузии.
   Чеченцы  принимали  участие    в   создании    государств   Серир  (V-IХ вв.),  Алания (Х-ХI вв.),  Симсим (ХIV в.).   Первый    алфавит     чеченцы заимствовали из древней  Месопотамии. В ХI в. чеченский алфавит был схож с   грузинским. Позднее, в   ХVIII в.,   в  Чечении на передний план выходит алфавит "аджаб", схожий с арабским.
   Найти  памятники    древней    чеченской   литературы   сложно, поскольку русские    в   1944 г.   почти   полностью   уничтожили   памятники  чеченской  письменности».
   И  возвращаясь  уже  в  наше время,  писатель  продолжает:
   « Ельцин   сам  возглавил  противников  Союза и  советовал этот путь всем остальным. Не  он  ли  кричал,  стоя   на   танке,    «Берите себе столько независимости, сколько сможете  проглотить?» Но когда Абхазы и Чеченцы, приняв   сказанное   всерьёз,  переходят  к  действиям,  развергается  ад, и гражданское население убивают, без
разбора на своих и чужих.
   Запад, который  восстал  во  время суда над лидером кровавой организации в  Турции;   европейские   лидеры   и   организации,   трясущиеся   над   этим психопатом,   подобным   Пол   Поту,   наблюдают геноцид в Чечне, сохраняя неимоверное  безмолвие.
   Этикетка «исламист, приклеенная чеченцам Москвой, с лёгкостью вызывает желаемый эффект. Более  того,  кажется, ещё немного, и станут благодарить Россию за то, что  спасает их  от этого бедствия, возникшего вблизи Европы. Так же, как во время первой войны "наградили" Россию, введя её в Евросовет. И как позже IMF поддержал Ельцина открытием широких возможностей кредитования. И сегодня бесстыдно дают Москве советы: «Не слишком пережимайте». И то, с неохотой. Что это  значит,   не  пережимать с геноцидом? Может быть, «убивайте  так, чтобы не очень больно?» После которой сотни тысяч убитых наступает  это  «слишком»? Интересно,  мог  бы Запад смириться с бомбардировкой   днём и ночью Диярбакыра (район компактного проживания курдов.  Отмечено  автором - С.А.) ?  В  Турции  о  таком и подумать нельзя.
   Но в столице Чечении,  Грозном,  в  результате  бомбардировок  камня  на камне  не  осталось.  В  нынешнюю  же  войну  достаточно увидеть, в каком состоянии  находится село   Элистанжи. От  этого горного селения, что на юго-востоке Чечни, почти   ничего не  осталось.  Свежие  могилы и  всё  ещё сопротивляющиеся смерти раненые. Самолёты, 7 октября подвергшие село бомбовому  дождю,  сравняли  всё  с  землёй...»
    Проблемами чеченской истории   занимались   и  продолжают заниматься учёные   многих    стран   мира,  специализирующиеся  в  различных областях науки. Одной   из  них  является профессор славянских языков и литературы Калифорнийского университета, Беркли, Джоанна Николс.
   «Хотя я  и  не  являюсь этнографом  или историком, я попыталась свести воедино общую информацию о Чеченском народе и его языке для того, чтобы увеличить осведомлённость  общественности   об  их ситуации и истории,  и чтобы    придать    человеческое лицо этому народу великих достоинства, утончённости   и   мужества,    который  заплатил  дорогую цену за своё сопротивление   завоеванию   и  ассимиляции»,  - пишет она во вступительной части своей статьи «Кто такие чеченцы?».
   «Чеченцы  очевидно находились    на   или   поблизости  от   их нынешней территории  примерно  6000 лет,  а возможно и намного больше; существует довольно беспрерывная археологическая    продолжительность в течение последних 8 тысяч лет в центральном Дагестане, предполагающая, что нахо-дагестанская языковая семья является коренной.
    Кавказские  нагорья    были   относительно   густо  населены и процветали в античные времена. Начиная с позднего   средневековья  до 19 века фаза всемирного похолодания, известная, как Малый Ледниковый период, вызвала наступление ледников и укорочение  cезонов, способствующих выращиванию урожая    на альпийских    нагорьях,   ослабляя  экономику нагорий, вызывая миграцию в долины и покидание высокогорных селений.
    Этот период экономических трудностей   совпал  с завоеванием Россией Кавказа,  которое длилось с конца 1500-х по середину 1800-х. Исходя из всей письменной истории и предыстории,    Чеченский   (да   и  Ингушский) народ никогда   не    предпринимал    сражения   иначе,   как   в   целях самозащиты. Завоевание  Кавказа    Россией   было   трудным  и  кровавым,  и Чеченцы и Ингуши,  с  их  обширными  территориями и контролем над ущельем, были главными  мишенями   и  наиболее упорно защищались. Россия разрушала плоскостные   селения и депортировала,  высылала или вырезала гражданское население, вынуждая горные районы капитулировать.
    Многочисленные беженцы мигрировали или были высланы в различные мусульманские страны среднего востока, и по сей день существует чеченское население в Иордании и Турции. С тех пор было множество чеченских восстаний против российской и советской власти, так же, как противостояние коллективизации, антирелигиозным кампаниям и русификации. В 1944 г.Чеченцы и Ингуши, вместе с Карачаевцами, Балкарцами, Крымскими Татарами и другими национальностями были в массовом порядке депортированы в Казахстан и Сибирь, потеряв, как минимум, четверть и, возможно, половину своей численности в пути.
   Они были «реабилитированы» в 1956 г., а в 1957 г. им было позволено вернуться. Они потеряли землю, экономические ресурсы и гражданские права; с тех пор, как при советском, так и при пост-советском правительствах, они были объектами (официально или неофициально) дискриминации и подвергались публичному шельмованию. В последние годы Российские СМИ рисовали чеченскую нацию, как убийц и бандитов, ответственных за организованную преступность и уличное насилие в России. В конце 1992 г. российские танки и войска, посланные на Северный Кавказ под предлогом миротворчества в этническом конфликте между ингушами и осетинами по поводу традиционно ингушских земель, политически приданных Северной Осетии после депортации 1944 г., насильственно удалили ингушское население из Северной Осетии и разрушили находящиеся там ингушские сёла; там было много смертей, и сообщается, что в Ингушетии сейчас находится до 60 000 беженцев, что составляет четверть всего ингушского населения.
   Напоминая  сегодняшнее  вторжение  в  Чечню, уже за недели до начала акции Ингушей  в   региональных   СМИ   стали   описывать   (ложно), как вооружённых до зубов и готовящихся к крупномасштабной и организованной атаке на осетин. И   российские военные очевидно предприняли этническую чистку   по   собственной, по крайней мере частично, инициативе. (Мои единственные источники   информации   для   этого   параграфа   –    это российские и западные репортажи.  Хельсинки  Вотч  готовит    доклад  для публикации в 1995 г.) Нынешнее  вторжение   в   Чечню   принесло страдания всем жителям Чечни, включая   Русских,   но    только   Чеченцы  стоят лицом к лицу с опасностью этнической   чистки,  полной  экономической   разрухи и потери языкового и культурного наследия.» ...
  «...Чеченская социальная структура и этническое   самосознание зиждятся на принципах чести семьи и   клана,  уважении к старшим, гостеприимстве, формальных  и полных достоинства отношениях между семьями и кланами, и вежливом и   официальном    публичном  и  личном   поведении. Родство и клановая  структура патриархальны, но женщины имеют полное социальное и профессиональное равенство, и перспективы финансовой независимости эквивалентны мужским. Учёные, писатели, художники и интеллектуалы в общем хорошо сведущи в   культурах  как исламского,  так и европейского миров.   И   можно  сказать,  что в целом это общество расценивает оба эти наследия,  как    свои   собственные, наряду с исконными северо-кавказскими художественной и интеллектуальной традициями.   

Социальная организация
   До   российского  завоевания   Чеченцы   были   независимым   народом   со своими   собственными     языком    и    территорией,   но    без  формальной политической   организации.  Селения   были автономны, как кланы. Селения имели   обязательства   по    взаимозащите   в   периоды   войн, и кланы имели отношения    взаимной     поддержки,     объединявшие    их   в  более крупные конфедерации кланов (которые в основном совпадали с диалектами). Каждый клан возглавлялся уважаемым     старейшиной.   Там  не было социальных классов или различий в рангах кроме возраста, родства и заслуженной чести.»