Представители первой кавказской диаспоры семейство

Сацита Асуева
История семьи Инал –  это история, отражающая страницы жизни первой кавказской  диаспоры  в  странах Среднего   Востока и Турции во второй половине XIX века и    подвергшейся  тяжёлым испытаниям на чужбине.   
    В  семье Инал   хранится   старинная  фотография, на которой запечатлено несколько человек. Центральная фигура на снимке  – это прабабушка доктора Халиля  Инала, Салиха. Она    единственная  из  всех   запечатлённых на фотографии,  кто видел и помнил родину, с которой она рассталась в возрасте 18  лет.  Её отец, Гайрбек,  был выходцем из Шатоя. Сподвижник Шамиля, он посвятил   войне   с   русским   царизмом   20  лет своей жизни.  Он был также лицом,  ответственным   за   казну  в  военной   администрации имама. О его заслугах в освободительном движении  Кавказа говорят награды: золотая и серебрянная медали,     которыми     имам    Шамиль    удостаивал   особо отличившихся ратной доблестью. Одна из этих медалей до сих пор хранится в семье, как бесценная память, звено, связывающее Иналов с героическим прошлым их предков.
   Плечом   к  плечу  с  Гайрбеком  сражались  и его братья Осман и Юнус.  Павший   на    поле    брани   Осман  был   предан   земле без омовения,  в окровавленной одежде, как и положено хоронить шехидов. Был тяжело ранен Юнус. Царские войска,  с  их многократно превосходящими силами, сеяли ужас   и  смерть.  В  то время, как мужчины отражали натиск врага на полях сражений, целые  аулы, -  старики, женщины  и   дети,  - сжигались  заживо. В   этих   условиях   единственным  шансом  спасти  семью для Гайрбека была эмиграция в более  спокойную   Сирию.  Однако и здесь им не суждено  было обрести покой. Их словно преследовал злой рок.
   Через 20  лет  они нежданно-негаданно  вновь оказались в центре военных действий. Покинувшая Турцию французская армия    напала  на Сирию. Начались ожесточённые   бои.  Огонь  не   прекращался ни ночью,  ни днём. Мирные жители поселения,   где с семьёй своего мужа проживала Салиха, вынуждены были скрываться в водах протекающей в ложбине реки. Это место было единственным, куда не достигали французские пули. Туда и её, вместе с накануне рождённой дочерью, на руках отнёс муж.
   Ни один из жителей не погиб тогда. Салиха с семьёй бежали в освобождённую Турцию, где наконец осели и обрели относительный покой. Но те долгие день и ночь, проведённые в студёной воде, наложили свою печать на всю жизнь Салихи.
    Вскоре умерла дочь, Рахиме, проведшая вместе с матерью первый день своей жизни в холодной воде. С тех самых пор Салиху  не отпускали мучительные боли. Боль физическую заглушала лишь боль душевная: восемь из десяти детей Салихи умерли в младенчестве. Дольше других прожила дочь Хаджер, успевшая выйти замуж и родить девочку, названную в честь её умершей в младенческом возрасте тёти – Рахиме. Хаджер умерла спустя год после рождения ребёнка. Лишь один из детей Салихи, Махмуд-Решид, пережил свою мать и умер в сорок. Мы видим его на фото рядом с матерью. Рождённая в объятой войной Чечении и не знавшая  ничего, кроме страданий, она, вероятно,  уже не могла разделить понятий «жизнь» и «боль». И, наверное, поэтому, несмотря на невыносимые страдания, ей и в голову не приходило обратиться к врачу. Когда же, после многолетних упорных уговоров, сыну всё-таки удалось отвести её к специалисту, тот был ошеломлён запущенностью болезни и спросил, как давно мучает её недуг. «40 лет», - ответила она.
    Доктор  прописал   ей   на  год два средства.  Боли сняло, как рукой. Она не уставала  удивляться   этому   волшебству   и  как святыню хранила на груди чудодейственный рецепт, ни на минуту с ним не расставаясь. Спустя год, как и   велел  ей    врач,   она снова пришла в больницу, чтобы обновить  рецепт.  Каждый   свой  день без боли она   продолжала воспринимать,  как чудо:  « Я словно заново родилась!». Через два месяца её не стало...
    А   вот   эта  девочка  лет  13-ти на фото – та  самая Рахиме, внучка Салихи, лишившаяся   матери   в   годовалом,    а   отца   –   в  двухлетнем возрасте.  Её воспитала   бабушка. Легко представить, как прелестна была она в молодости, если   и   сегодня,   в   75,   её   кареглазое  лицо,  с тонкой, почти прозрачной, фарфоровой    белой   кожей,   сохраняет   следы  былой  красоты. В её манере говорить,   в   каждом  движении, обаятельной улыбке угадывается природное благородство. Она детально помнит не только то, чему была свидетелем сама, но  и  знает  обо   всех  мало-мальски значительных событиях в жизни семьи, происходивших  задолго    до    её    рождения.    Всё,   что наряду с уроками нравственности, с детства передавала ей бабушка Салиха.
   Кстати, традиция  устной  передачи  истории своей родословной старшими младшим   –   очень   распространённое   явление   среди  народов Кавказа.  К примеру,  в  чеченском  обществе  не   считается благородным человек,  не знающий имён  семи  своих  предков.
   Пусть  жизненный путь Рахиме и не был усыпан розами, она  не   жалуется на   судьбу  и  уверена,    что   прожила  счастливую жизнь.  Её, теперь  уже покойный, муж  Назым Инал был выходцем из Адыгеи, из числа шапсугов, сосланных в Турцию после    окончания   Кавказской   войны  (шепсуги - это одна из этнических   групп,   населяющих Дагестан,   которая    была    практически    истреблена в   ходе   Кавказской    войны.   Сегодня  их численность  составляет  около  3000 человек). Вместе   они воспитали  шестерых  детей – пятерых сыновей и дочь. Все шестеро получили   образование, но главное – выросли порядочными людьми.  Четверо  сыновей  Назыма и Рахиме стали врачами.  Пятый  -  Ибрахим –  избрал профессию  биолога,  а дочь Зейнеп – педагог. Самый старший, Али, - окулист.  Он  живёт и практикует в г. Кырык-Кале.    Младший,  Муса,   -   хирург,  является  главврачом  государственной    больницы    в   г.Адана.   Сулейман   (врач    широкого   профиля)) и Халиль (терапевт) владеют частной   поликлиникой (г.Стамбул), круглосуточно обслуживающей  пациентов. Этот современный медицинский    центр,   оснащённый    новейшим   оборудованием,   отличает   то,    что   цены    здесь гораздо    ниже,   чем   в   других   частных лечебных учреждениях,  причём  малоимущим   делаются    значительные  скидки  или оплата  с них вовсе не взимается. За братьями закрепилась  слава талантливых   знающих  врачей    и идеалистов-бессребренников.   
   Удачно сложилась и семейная жизнь всех шестерых. Али женат на чеченке. Жена Ибрахима – из   шепсугской диаспоры. Жена Сулеймана – турчанка. Супруга  Халиля,  Беррин   (кстати,  тоже врач), – чеченка. А супруга Мусы – черкешенка. Все они   занимаются  активной   трудовой  деятельностью   и воспитывают   детей   –   пятое   поколение  потомков   шатойца  Гайрбека, покинувшего некогда  столь  страстно любимую им Отчизну, чтобы спасти семью от гибели и род от угасания.
  Сохранить родную речь  в условиях чужой языковой среды на протяжении более   полутора  сотен   лет,  особенно  при   смешанных  браках,  тяжело. Это возможно только в местах компактного проживания отдельных языковых групп. Последней носительницей чеченского языка оказалась Рахиме. Однако все   члены   этой   большой   семьи    отлично    осознают     свою этническую принадлежность   и   сохраняют  верность традициям  предков.