Неожиданная безысходность

Анатолий Бызовской
В организации обслуживающей газовые магистрали, здесь в Приполярном Урале - свой двухсот километровый участок. И обслуживание этого участка, связано с проведением всех технических и профилактических работ. И бригады, связанные этим газопроводом, на участки работ - выезжали на технике, предназначенной для передвижения по бездорожью.

Это довольно старого выпуска вездеходы - «ГТТ» и «ГАЗ – 71.» Особого комфорта, там практически при езде нет. И многочасовые поездки превращались в испытания для рабочего люда. Но, как-то мирились, другого пока ничего не было. И вот на – «Заре Великой перестройки», начали расформировывать воинские соединения. И в Геологические организации начала поступать эта спец - техника, предназначенная для езды по бездорожью.

 И эта организация получила новейший тягач – «ВИТЯЗЬ».
После продолжительных дебатов, доверили эту технику самому лучшему водителю и специалисту своего дела – звали этого счастливчика - Геннадий и работал он в этой организации уже восемь лет. Доверие такой техники Геннадию, было заслуженно и обоснованно.
Тягач-вездеход - Красавец! Мощь, комфорт, проходимость. Кроме водительского салона, где кроме водителя могут находиться еще два пассажира. А за кабиной водителя, салон для пассажиров. В салоне: разборные столики, можно с комфортом пообедать, даже диван, где на стоянке можно отдохнуть. А, в грузовом отсеке, можно перевозить, довольно приличное количество груза. Все было хорошо, Геннадий, быстро освоил эту новую технику.


Это был у него уже второй зимний сезон, и кажется для него уже нет ничего непонятного в эксплуатации, и обслуживании, этого красавца – «ВИТЯЗЯ». Февраль месяц, холодные дни еще не ушли, а метели заметают снегом все «пробитые» раннее дороги. Дни пока еще довольно короткие, и они, возвращаясь с работ, уже в темноте, по небольшой лесной просеке срезали часть пути, чтобы быстрей выбраться на основную дорогу.

Впереди попалось озеро, но тягач – «плавающий», а за зиму лед на озере толстый и этот современный вездеход, должен держать. И они спокойно пересекли это озеро. Но противоположный берег крутой, и «Витязь» под большим углом стал подниматься вверх - тягач имел приличную длину.

 И эта особенность видимо в дальнейшем сыграла - роковую роль. Встав под углом, поднимаясь на верх, - весь вес, оказался на задней оконечности тягача, и он по всей видимости - лед у берега, где он гораздо тоньше - занесенный снегом – надломил. Но экипаж, этого даже не почувствовал.

 На следующий день, Геннадий, на своем «Витязе,» этим же коротким путем выехал на работы. В этот день стоял мороз минус 32 градуса. В кабине, с ним находились два человека, а в пассажирском салоне, еще ехала бригада из шести человек.
 
Геннадий, вел свой тягач, по вчерашнему следу и ни, что не предвещало беды. Они подъехали к спуску на озеро, включив пониженную передачу – он стал плавно спускаться на лед и когда уже носовая часть тягача была на озере, а это основная тяжесть – лед не выдержал. – И «плавающий» тягач под углом, кабиной вперед ушел под лед.

 У берега, осталась торчать, только задняя оконечность кузова. Все произошло так неожиданно и быстро, что никто не успел даже среагировать.
 Геннадий попытался открыть верхний аварийный люк, но над ним был лед озера. Вода заполняла кабину, вздохнув в себя последний раз воздух, он у себя под ногами, попытался открыть, аварийный запасной люк, и это у него получилось.

 Он выбрался с кабины под днище тягача, там пространство набито льдом. И он в этой каше изо льда, уже задыхаясь, карабкаясь среди льдин - выбрался из-под тягача. Но над головой, был лед озера, и он, задыхаясь, все-таки смог еще добраться до пролома и вынырнуть среди льдин. Он добрался до берега – стоял, пытаясь все это как-то осознать, и понял, что помочь кому-то он, уже никак не сможет.
 
Первая мысль - Нужна помощь! На улице 32 градуса мороза, до основной трассы, где возможно помогут, не менее восьми километров. И он, бросился бежать изо всех сил, хотя видимо уже понимал - что помочь его товарищам, уже не смогут.

 Он добежал обмерзший, замерзающий до трассы - его подобрали, довезли до его организации. Через несколько дней – «Витязь» был доставлен в свой гараж. Со временем он был восстановлен. Но Геннадий, работать на нем, уже не смог, уж больно сильны были воспоминания, и впечатления от потери товарищей.

А, двери пассажирского салона, вездехода, рабочие открыть не смогли -  они были снаружи - расперты, почти метровой толщиной озерного льда.