Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 108

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ТРИ СЕСТРЫ НА ПОБЕРЕЖЬЕ

О том, что Гущи могли представлять церковную ветвь собственников, свидетельствует их оседлость на землях, которые граничили с бернардинскими.

Униатский орден базилиан имел также женскую разновидность. И первыми, кто ознаменовал Завидичи новой фамилией, были сестры: Анна и Регина Гущи, а также София Ленковичева. Повторимся, случилось это в 1645 году, вслед за появлением виленских богомолок.

Точно неизвестно, к какому богословскому разряду их отнести, но базилианское время требовало пересмотра «линии поведения»: католическое бремя на землях с традиционным православным укладом оставляло негативный след. Нужен был компромисс, и соседство базилианок с виленскими монахинями вписывалось в русло укрепления Речи Посполитой на основе флорентийских идей.

Католическому приходу был выгоден сосед, предрасположенный к униатской форме богослужения. Да и время диктовало другие условия. Миновал период, когда Грозный осваивал придвинский сектор, а интересы собственников противопоставлялись - сталкивались, вызывая желание повторить «город, построенный литовскими людьми».

Откуда взялись сестры, объявившись на противоположной стороне Уллы – в восточном секторе Лепельского побережья, точно неизвестно, но связь с Ладосно и черсвятской областью налицо, поэтому вполне возможно, что Гущи были оттуда – из края с сильной православной «начинкой».

Сестринский факт роднит их с героинями известных драматургических произведений Чехова. Воскрешаются классические пьесы великого русского писателя.

Кстати, отмечается, что детство Антона Павловича Чехова протекало в «бесконечных церковных праздниках» (Википедия), а обучался он в греческой школе. К тому же, отец был выходцем из Таганрога, но как он туда попал, неизвестно. Писатель в своих воспоминаниях указывал, что его фамилия «берёт своё начало из воронежских недр, из Острогожского уезда», где «дед и отец были крепостными».

То есть, не исключены предпосылки, что прародители Чехова – с великокняжеских земель. Возможно, исследователи «докопаются» когда-нибудь до корней классика.

Пока же будем говорить о том, что известно.

Несколько лет назад я побывал в бывшем имении под названием «Завидичи». Конечно, средневековых следов там никаких не осталось. Да и помещичий уклад испарился. Только облик водоема – прибрежная полоса вызывает ассоциации с давним прошлым, и природный «колорит» волнует душу чеховской интерпретацией …Плещется озеро. Открытый пологий берег. И далекий горизонт – с таинственными густыми чащами. Окаймляя дальновид, леса как часть пейзажа в целостной картине, где небо, земля и вода – вечные стихии. А дикорастущие деревья, рассыпавшись по берегу – вестники эпохи, ушедшей в прошлое.

Судя по всему, Завидичи состояли из нескольких частей. Это подтверждается картографическими выкладками и архивными исследованиями. На карте 1795 года указаны двое Завидич, а между ними – Козинщина (по данным за 1840 год, это «Казёнщина»): топоним, отразивший смену государственного устройства. В 1891 году, составляя подробный статистический отчет о землевладениях, волостной старшина, помимо «мызы Завидичи», где располагалась центральная усадьба помещика Кусцинского, указывал фольварк Озерцы и застенок Стюденый Угол, также тому принадлежавшие. «Стюденый» - это «холодный», что говорит о некоем трагическом происшествии. И действительно, 7 апреля 1689 года Завидичи горели, об этом пишет автор статьи в Словнике, не уточняя, какая часть из них. Думается - самая крайняя, северо-восточная, носившая название «Угол». А из-за пожара слово трансформировалось: на некоторых географических изданиях можно прочитать - «Уголь». Огненный инцидент превратил то место в «Стюденый Угол».

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): один из загородных берегов большого Лепельского озера.


02.05/21