Совершенно секретно! Дело лётчиков. 10

Вячеслав Полежаев
Глава 10. 1941.

На аэродроме Ваенга-2 две эскадрильи готовы были к взлёту на сопровождение штурмовиков. И тут по рации неожиданно прошёл приказ:
- «Пион», «Пион», я – «Ромашка», как слышите меня? Приём!
- «Ромашка», я – «Пион», слышу вас хорошо.
- «Пионы», с Севера в направлении аэродрома замечены «лапотники» около тридцати единиц.
- «Ромашка», я – «Пион», вас понял! «Пионы», взлетаем.
Пара за парой эскадрильи поднялись в небо. На высоте три пятьсот заметили аккуратный строй «лапотников», летящих в направлении нашего аэродрома. Несколько в стороне и сзади от них несколько «ишачков» и «чаек» завязали бой с «мессерами».
- Ваня, видишь «мессеров»?
- Вижу, командир.
- Давай, помоги нашим, а мы займёмся «музыкантами».
- Понял, командир! Выполняем.
- Первая, идём на «лапотников».
И завертелось-закружилось. Я не мог следить за Второй, а Первая постаралась! Двенадцать «Юнкерсов» упали на землю, остальные начали сбрасывать свой смертоносный груз где попало. Среди наших Соколов было четверо раненых и два самолёта сели на вынужденную.
Вслед за нами на посадку зашли Вторые.
- Ну, как у вас, Ваня?
- Двое наших и один «ишачок».
- Кто из наших?
- Двое ведомых, Симахин и Ракшин.
- Жалко ребят! Совсем молодые парни…
- Да, жалко.
По краю поля подъехала машина с поваром.
- Лётчики, подходите. Не стесняйтесь!
- Чем кормить сегодня будете?
- Сегодня у нас вареники с творогом.
- Ого! Гуляем сегодня!
Только успели пообедать – ракета. Первая побежала к своим машинам. Боевые будни трудно описывать. Каждый вылет связан с риском, потерями, победами. К ним привыкаешь, хотя трудно назвать это привычкой. Ведь потери – это друзья, которые не вернулись из боя. Когда возвращаются все – это счастье, а когда кто-то не возвращается – его провожают сурово, по-военному.
Полёты тоже разные бывают: сопровождение штурмовиков, торпедоносцев и бомбардировщиков, защита караванов, атака противника, как истребителей, так и бомбардировщиков и штурмовиков. Будни. Сколько их бывает на войне? Кто их считал?
В мой кабинет вошёл капитан НКГБ в сопровождении двух автоматчиков. Солдаты встали по сторонам двери, а капитан прошёл к столу, сел на стул и закинул ногу на ногу.
- В чём дело, капитан?
Он скривил лицо, как от лимона, и сказал шипящим голосом:
- А это ты мне сейчас сам расскажешь, подполковник, в чём дело.
Я выдержал долгую паузу и тихо сказал:
- Встать!
Капитан опешил:
- Что?
- Я сказал: встать!
Он, сидя на стуле, наклонился над столом одним ухом кверху:
- Вот тут я не понял, подполковник! Мне послышалось, или ты мне что-то сказал?
Я повысил голос:
- Я сказал: встать, когда со старшим по званию разговариваешь!
- Ага! Значит, не послышалось! Так вот, подполковник, сейчас ты вызовешь сюда тех, кто бросил на произвол судьбы вашего капитана Алимова, чтобы он утонул в море, а потом мы с тобой ещё побеседуем. Ты понял меня?
- Вот я кого позову!
Я показал ему кукиш. Он весь покрылся бордовыми пятнами и начал хвататься за кобуру:
- Да я тебя… да ты у меня… по законам военного времени…
В это время в дверях показались трое лётчиков. Увидев происходящее, они быстро скрутили автоматчиков. А капитан уже выхватил наган и направил его в меня. Я заломил ему руку, забрал револьвер, а его самого толкнул к автоматчикам.
- Что? Нападение при исполнении! Да я ж тебя в тюрьме сгною!
- Не бросайся словами, капитан, которые выполнить не сможешь.
- То есть, как это не смогу?
- А вот так вот. Ты сейчас в моей власти, без оружия, без поддержки. Что ты можешь? Только грозить и плеваться ядом.
- Да ты у меня кровью плеваться будешь…
- Хватит, капитан. Теперь говори, что ты хотел узнать у лётчиков?
Долгих пять минут капитан бесился, не понимая, как лётчик смог его разоружить! И, главное, как он посмел это сделать! Когда весь пар из него вышел, он заговорил.
- При вашем налёте на немецкий крейсер был сбит торпедоносец.
- Ну, было такое. Что дальше?
- В самолёте находились четыре лётчика.
- Это экипаж самолёта. Дальше.
- Вы уверены, что весь экипаж погиб?
- Самолёт упал в море, никто из экипажа не спрыгнул. Какие ещё доказательства тебе нужны?
- У меня есть доказательства, что капитан Алимов и сержант Бестимеев живы.
- То есть, как живы?
- Их подобрали немцы с эсминца. Теперь они находятся в немецком концлагере.
- Капитан, спасибо за такую добрую весть! Но наш полк разделили на два, теперь мы – истребительный полк, а смешанным командует подполковник Сафонов. И фамилия у капитана не Алимов, а Акимов.
Капитан сказал раздражённо:
- Да, какая разница, Алимов, Акимов. Главное, что они живы.
- А что за доказательства у тебя есть?
- Немцы над позициями нашей пехоты скинули листовки. На них призыв сдаваться и фото лётчиков, которые, якобы, перешли на сторону немцев со своим самолётом. Мы послали туда разведгруппу. Которая подтвердила сведения, но не смогла освободить их.
- Капитан, ты зачем сюда пришёл? Наказать тех, кто был на том задании или предложение есть?
- А у тебя есть предложение?
- У меня – да, а у тебя есть?
Мы посмотрели долгим взглядом в глаза друг друга.

Валериан Александрович Фролов, Командующий Карельским фронтом, склонился над картой, разложенной на столе.
- Сколько километров до строящегося аэродрома?
Сафонов сказал:
- Сто пятьдесят, товарищ Командующий.
- Совсем рядом. И не боятся.
- Они считают, что мы про него не знаем.
- Какими силами идёт строительство?
- Рядом со стройкой они построили концлагерь на триста пленных. Их силами и идёт строительство.
- Взлётная полоса уже готова?
- Да. Мы думаем использовать её для эвакуации пленных, а потом уничтожить нашей бомбардировочной авиацией.
- Хорошо. Кузнецов, разработайте более детальный план операции, согласуйте взаимодействие с диверсионной группой, и действуйте.
- Слушаюсь, товарищ Командующий!

- Борис Феоктистович, твоя задача разгромить периметр концлагеря, чтобы пленные смогли его покинуть. Дальше. Вам в помощь придаются транспортные самолёты, которые заберут всех пленных. Диверсанты останутся за линией фронта, им будет дана новая задача. Вячеслав Валерьевич, за вами будет прикрытие штурмовиков, а потом – сопровождение транспортников до аэродрома. Чтобы ни один из них не упал! В общих чертах задание ясно?
- Так точно, ясно.
- А теперь более детально. Смотрите по картам. Вот концлагерь. Его рота охраны находится в этом бараке. Если уничтожить её, то считай полдела сделано. Зенитные точки не установлены, поэтому будьте осторожны.
- Товарищ генерал, разведчики уже ушли туда?
- Разведка уже два дня там. Они ждут вас. Ракетами они подсветят вам лагерь. Ещё вопросы есть?
- Никак нет, товарищ генерал. Разрешите идти?
- Идите, готовьтесь. Вылет через три часа.