Когда я называю себя старой...

Раиса Брайнина
 
 Прошло 8 лет... Перечитываю написанное. Много воды утекло с тех пор. Мир стал иным, события нагромождались, ломали  устоявшийся и казавшийся таким незыблимым мир вокруг меня.
 Но моя ось жизни еще не сломлена, и я  движусь  вдоль нее по спирали, продолжаю  накапливать опыт на отпущенном мне свыше отрезке пути. 
 Возможно, кому-то другому что-то из него пригодится в старости...
02.05.2021.   
 
Итак, 2013 год.
"Совсем недавно я получил письмо от своей американской знакомой Филлис Шлоссберг..."
 
  Владимир  Познер , "О старости"
 http://vladimirpozner.ru/?p=4928

 

Сколько уже  сказано и сколько уже написано о старости!
 
Сколько тайных слёз пролито и сколько угасло тайных надежд
на возрождение молодости тела!

И вот - письмо незнакомой женщины о преимуществах старости...

Думаю,в каждом возрасте есть свои  потери и свои приобретения.

Сейчас, когда мой возраст катится к 80 годам, я не боюсь и
не стесняюсь назвать себя старой.

Хочу я того, или нет, но моё тело стареет независимо от меня.

Единственное, что в моих силах - наружный  косметический ремонт.
Удачно это получается или нет – другой вопрос.
Но всё равно, мне никуда не деться от процесса старения,
мне не обмануть его.

При моём рождении, а, может, уже и при зачатии, Природа задала
моему телу одну основную ось – ось поступательного движения.
 
 
Чтобы я ни вытворяла со своим телом, я буду вращаться вокруг этой оси,
накапливая жизненный опыт, и одновременно перемещаться по ней
к своей старости.
 
Ибо эта ось – основная ось жизни, ось инерции.

А вот душа… Душа, наверное, только вращается вокруг этой оси жизни без поступательного движения к старости,
 
 
Душа обогащается жизненным опытом, но не стареет, нет!
 
А зачем Богу старые, немощные души?

Так что такое старость?

Только ли - старое, немощное тело, которое видят окружающие?
 
Нет, это ещё и молодая душа в этом теле.

Она, эта душа, известна только мне. Её молодость ощущаю только я.

Теперь моё старое тело и молодая душа соперичают во мне за право первой роли.

Вот здесь и нужен  мой опыт, моя мудрость, чтобы достойно сочетать
 этих весьма уважаемых мною соперников.

Думаю, старость – это искусство, искусство балансирования   между
 телом и душой.

Вы скажете, а зачем?  Ведь я стара, я уже могу позволить себе всё!

Могу, конечно...

Я могу без угрызений совести не застилать постель, не мыть посуду,
спать или бодрствовать, когда захочу .
 
Но я могла это делать у себя дома и раньше, будучи молодой.

Я могу наслаждаться  свободой -  катиться по пляжу в мини-бикини,
загорать топ-лес, говорить кому угодно всё, что мне вздумается…

Ведь старость даёт мне  свободу от условностей, и меня всё меньше
волнует мнение окружающих обо мне. Главное, я молода душой!

Однако, заметьте, я всё же не могу громко петь и танцевать,
отбивать чечётку ночью, если я живу в многоквартирном доме.
Что из этого получится, Вы можете предположить.

Старость раскрепощает...  Согласна. Но я - за умеренность во всём,
ибо чрезмерное раскрепощение соседствует с психическими
расстройствами.
 
Где та грань, за которой моё понимание  свободы в старости
переходит в психическое и физическое расстройства?

Можно, конечно, полностью освободиться от всяких представлений
о «пардоне» и изводить окружающих свободой поведения и своей
освободившейся плотью.
   
Но этим грешат  не только старые люди.
   
Есть у старости одно важное приобретение - достоинство седин,
которое неотделимо от понимания того, что мы живём
в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ обществе с определёнными представлениями
о красоте и сдержанности.
               
2013г.

 © Copyright: Раиса Смальченко, 2013
Свидетельство о публикации №113112204077