Бухара вчера, сегодня, завтра... 7

Голиб Саидов
            Со времени своей последней поездки в Бухару (в 2019 г),  я лишился многих близких мне людей. Связано ли это напрямую с возникшей пандемией коронавируса, сказать сложно, ибо некоторым моим близким родственникам на момент смерти перевалило далеко за восемьдесят. И одним из них был мой дядя, который в далёком 1978 году, будучи работая заведующим бухарским райОНО, поможет мне устроиться (после института) в одну из школ с/с Лоша, где я по идее должен буду преподавать в узбекской школе предмет «черчение и рисование». Полагаю, нетрудно представить себе, КАК мы находили с вверенными мне учениками общий язык. Особенно если учесть, что по узбекскому языку в школе у меня стояла твёрдая «тройка». Так что основы сурдоперевода мне знакомы ещё с тех лет.
           Естественно, что я не мог не почтить память своего дяди. Тем более, что двоюродных сестёр и братьев у меня столько, что и не сосчитать. Как и полагается в таких случаях, не обошлось и без памятного общего фото.


          А затем я вышел во двор и застал там типичную картину: мой кузен самолично готовил плов. Как вскоре выяснится, всю вот эту конструкцию он приготовит сам, по своим собственным чертежам. Учтя при этом самые мельчайшие детали и нюансы своей передвижной (на колёсиках!) установки. Тут тебе и казан, и плов, и барбекю, и шашлык-машлык! Ну, чем вам не печь Емели: «по щучьему велению. по моему хотению»?
         Ну а про плов... я даже боюсь начинать... Плов - это не блюдо, плов - это философия. Тема её неисчерпаема. Про плов можно говорить часами. В Узбекистане каждый первый мнит себя настоящим профессионалом и гуру от плова. И вообще, взявшись за эту тему, я рискую навлечь на себя праведный гнев миллионов своих земляков. Ибо, как скажем в Бразилии, за проигранный матч футбольной сборной может легко смениться правительство, так и здесь, мне следует ходить на цыпочках и взвешенно произносить каждое своё слово, дабы свои же не закатали б меня в асфальт.


      
         Так, пообщавшись с двоюродным братом, я пришел к выводу, что мы с ним практически одинаково готовим плов: к примеру, оба используем сбалансированную смесь различных масел; оба предпочитаем закладывать морковь как можно позже с тем, чтобы она сохранила свою форму.
         - А какой рис ты используешь для плова? Не «лазер» ли? - поинтересовался я.
         - Нет, «лазер» выходит суховат. - отозвался кузен - Я предпочитаю «аланга».
         У каждого специалиста существуют свои тонкости и свои маленькие секреты, разведать которые не так-то просто. Настоящие плововары могут охотно слушать своего оппонента часами про то, КАК следует правильно готовить настоящий плов, уважительно поддакивать и причмокивать... И в то же самое время, как бы усмехаясь в усы, настоящим ассом этого дела считают только себя.
         Так, чуть позже, в разговоре с другим плововаром выяснится другая правда.
         - Что? «лазер» сухой? - переспросит он меня. - А какой «лазер» он использовал?
         - Ну, не знаю... - откровенно признаюсь я.
         - То-то! Их ведь существует несколько видов...
        Так что не всё так просто. Ну, прямо-таки, как в «Красном треугольнике» у А.Галича:


Ты мне лазаря не пой, я ученая,
Ты людЯм все расскажи на собрании!


          Дальше - больше. Это уже в гостях у своей старшей племянницы, которую я за весь вечер сумел узреть лишь дважды: в первый раз, когда, едва переступив порог их гостеприимного дома, застал её на кухне, и во второй раз - когда она вышла меня провожать, всучив мне огромный пакет с подарками.
          Помнится, что я тогда ещё рассмеялся, пообещав, что обязательно напишу про то, как бухарские хозяйки встречают гостя: пока гость ест, пьёт и веселится, бедная хозяйка носится по кухне, готовя первое, второе и десерты... Ну где ещё такое встретишь?


         Зато, мне здОрово повезло в тот вечер. Оказывается, в этот день у соседей была свадьба и мне посчастливилось, застать бухарский обряд «домот-бари» - сопровождение жениха к дому невесты. Я даже на эту тему сварганил на скорую руку короткий репортаж: ежели кому будет интересно, даю ссылку - https://golibus.livejournal.com/307993.html
         Таким образом, ещё один день пребывания на родной земле оказался насыщенным и плодотворным.


         Побывать в Бухаре и не посетить могилу её патрона - комплекс Бахауддин - конечно-же, было бы непростительно. Не случайно в мусульманском мире за ним закрепилось устойчивое поверье, гласящее - «троекратное посещение могилы ходжи Бахауддина равносильно совершению хаджа в Мекку и Медину».


        Ходжа Бахауддин Накшбанд родился в селении «Касри Хиндувон» («замок Индийцев»), которое расположено на расстоянии 12 км к северо-востоку от Бухары. Впоследствии, получивший наименование «Касри Арифон» («замок просветлённых»). Как несложно догадаться, название сменилось после того, как здесь прожил свою жизнь (1318 - 1389 гг) и был погребён святой Бахауддин - основатель одного из распространённых в суфизме братств - ордена Накшбандийя.
        Как повествует одна из многочисленных легенд, как-то дед Бахауддина, услышавший о приезде в Касри Хиндувон шейха Баба-Самаси, прихватив небольшие дары, принёс 3-х дневного внука в присутствие шейха Самаси. Увидев младенца, Баба Самаси возвестил: «Это наше чадо, мы принимаем его в сыновья» и, обратившись к своему муриду Амир Кулалу, сказал: «Я не раз говорил вам, что из этой земли исходит дух мужа. При нашем приближении сюда аромат этого духа усилился, я сказал тогда, что тот муж должно быть пришёл в мир. Упомянутый мной человек – вот это дитя. Я уповаю на то, что он станет совершенным наставником своего века». После этого он поручил Саиду Амир Кулалу духовно–нравственное, сокровенное суфийское воспитание Бахауддина Накшбанда.


         В настоящее время, комплекс Бахауддина отреставрирован, облагорожен и обсажен многочисленными деревьями. Одних лишь персиков тут посажено более 4500 штук.
         Глядя на это великолепие, невольно возвращаешься в своё прошлое, в 60 - 70-е годы, когда всё здесь находилось в таком запустении и разрушенном состоянии, что о скором возрождении не могло быть и речи. Помню, как мы тайком с родителем (папа ведь, был «партейный товарисч»!) посещали ежемесячный зикр, проходивший в доме деда. Религия в те времена находилась в загоне и была под запретом. Впрочем, ничего не надо было запрещать: все мы - пионеры, комсомольцы и партийцы - вскормленные советской пропагандой и идеологией, не не нуждались ни в каких богах. А вот в Гагарина верили! И знали, что Земля круглая, а не плоская...
         Кто тогда мог предполагать, что не пройдёт и 30 лет, как маятник истории повернётся вспять и все ломанутся в полупустые мечети, синагоги и храмы, сразу по мановению волшебной палочки, превративших в правоверных, праведных иудеев и истинно православных. И самое интересное то, что первыми их них станут те, кто ещё вчера с пеной у рта доказывал, что никакого бога нет и в помине. Могли ли мы себе тогда представить, что попы и муллы будут разъезжать на «меринах», ходить на яхтах и летать на бизнес-джетах.
         Как говорит одна моя знакомая художница, работающая в реставрационной мастерской: «Я ненавижу всю эту братию, но они таки-и-е деньги платят...» И я её прекрасно понимаю.


        Прошу прощения: как всегда, несколько отвлёкся...
        Так вот, возвращаясь к Бахауддину. С утра мы с братом решили посетить это святое место, комфортно и быстро проехав по идеально гладкой трассе, соединяющей этот комплекс с городом. Как всегда, здесь толпы паломников и туристов не только из бывших республик Центральной Азии, но и со всего мира.
        Как и полагается, первым делом, мы двинулись по длинной аллее в сторону могилы матери Бахауддина, где также, имеется своя мечеть, свой маленький минарет, и отдельный хауз-пруд. Отдав должное памяти матери святого, мы вновь прошлись по той же самой аллее, но уже непосредственно к месту, где покоится сам шейх.
         На территории комплекса расположен и музей суфизма, где можно ознакомиться не только с экспонатами, но и послушать лекцию на эту интересную тему.


           Суфий — это отшельник. Известно, что они могли совершать различного рода чудеса, однако, сами по себе они не могли их производить. Только посредством глубокой медитации (зикр) они могли продвигаться по духовной лестнице. В основе лежит учение, называемое «тасаввуф», то есть то, что мы с вами называем суфизмом. В суфизме есть такое слово, как «тарикат», которое означает «Путь», «школа», «братство» или «орден». У каждого такого братства имелись свои члены — суфии или, иначе говоря отшельники. Каждый суфий имел свою профессию. Учитель Баховаддина Амир Кулол являлся гончаром.В частности, в музее представлены гончарные изделия которым свыше 1300 лет. Как можно заметить из представленных экспонатов, 1300 лет назад в доме бухарцев были водопровод и канализация, печи для выпечки хлеба (танўр), стеклянные изделия, а также медицинские инструменты. Это было время Авиценны.
          Как было уже сказано выше, у каждого суфия была своя профессия. Отец Баховаддина — Саид Джалолиддин — являлся ткачом. Тут же, представлены некоторые виды тканей. Сам же Баховаддин делал орнаменты-оттиски  («накш») на таких тканях. Поэтому его и прозвали Накшбанд.
          Вообще, следует отметить, что это очень обширная и глубокая тема, которую невозможно описать в рамках данного очерка. Кому интересно, может сам покопаться в интернете, где несложно найти всю исчерпывающую информацию на эту тему.
          Здесь мы также, пробыли некоторое время и, выполнив все необходимые процедуры, вышли через боковую дверь к огромному некрополю, который возник из-за желания правителей, быть похороненным рядом с усопшим патроном Бухары. Таким образом, ансамбль Бахауддин принял характерные для XVI в. формы сочетания некрополя с обрядовым зданием; в 1544 г. Абд ал-Азиз-ханом I захоронение шейха было оформлено в виде наземного склепа — дахмы с мраморной резной оградой поверху, а поодаль — крупнейшее из известных здание ханака.
          Мать правителя Абулфейз-хана (1711—1747) на свои средства приказала построить мечеть с двумя айванами (террасами), а в XIX веке визирь Насрулла-хана Хаким Кушбеги построил ещё одну мечеть. Минарет построен в 1720 году.
           Со временем, некрополь разросся до сегодняшних размеров и носит своё название, как «Дахмаи Шохон» («Некрополь правителей»). Здесь покоятся останки многих правителей из династий Тимуридов, Шейбанидов, Аштарханидов и Мангытов.