Дневники и стихи юности. 1960 год, Киев, КПТС

Евгений Семёнович Ржевский
(На фото - Владимирский собор. За ним справа - здание КПТС, слева высотка Крещатика)

Зима на исходе. Мне 18 лет. Живу в Киеве, по прежнему учусь в КПТС, читаю классическую литературу, философию и эстетику, изучаю радиофизику и телевидение. Веду дневник, ищу нравственный идеал.

А за окнами тает и течёт снег. Он как обтрёпанная тряпка лежит у края тротуаров. Деревья слились в серую улыбку и ждут весну. Повсюду лужи. В из зеркале дрожат деревья. Весна приближается. Солнце светит как-то по особенному весело, в воздухе носится неясный шум улиц, смешанный с голосами птиц. Киевляне сменили фасон одежды - напялили синие плащи из болоньи  и галоши.

08 февраля 1960 г.

5-го мая - День радио и печати. А что такое радио? "Это газета без бумаги и расстояний" (В. Ленин).

Диалог с другом Гопацой:
- Витя! К тебе девочки пришли!
Витя смущённо улыбается и шутит:
- С гармошкой?

22 февраля 1960 г.
 
“Две прошедшие недели – времена упадка сил и духа. Работоспособность – нулевая. Час в день я уделяю учёбе, остальное время – тягучие раздумья о том, чем бы таким важным заняться. Сказались дни безделья - каникулы.
 
Сегодня началась третья неделя после каникул. Объявляю её испытательным сроком. Я должен себе показать, что не увяз в рухляди мелочей. Кроме того, меня обязывает личное обязательство окончить семестр на отлично во что бы то ни стало!. Я должен его выполнить.

Итак, за дело. Меньше внимания на побочные происшествия, обиды и случаи.
Спорт, учёба, Эстетика.”

"Обиды мешают дело делать. Останавливаться около них – даром время терять (Максим Горький)”

24 февраля 1960 г.

"Факт - ещё не вся правда.  Он требует осмысления и выделения в нём того, что несёт правду.
 
02 марта 1960 г.

“Когда совестливый человек ненадолго оступился в нравственном смысле, его мучат переживания. Иногда ему достаточно услышать чьё-то случайное слово, созвучное с переживаниями, и он становится прежним. А если он ставит прежде собой достойные цели, то добьётся их. Но бывают и поражения…”

04 марта 1960 г.

Оригинальность не признак таланта, а его суть.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. А кто ничего не делает, тот истукан.

08 марта 1960 г.

- Девочки! Кто же подарил вам утёнка? Наверное, мальчики. Сегодня же праздник.
- Нет, это мы сами.
- Так у вас самообслуживание?!
В ответ - общий хохот.

15 марта 1961 г.

Комендант общежития вошёл в комнату студентов, огляделся и заявил:
- Ваша комната в антисанитарном состоянии.
Мальчики отвечают:
- Мы не хуже других - у всех такое!
 
17 марта 1960 г.

“Апатия. Не хочется что-либо делать. Ходил бы на тренировки (гимнастика) и работал бы в телеателье допоздна (курсовая практика). Питаюсь кое-как. Стесняюсь ходить в столовую с мастерами телеателье. Они покупают шницель, а я прошу картофельное пюре без масла.”

“Увидел фотографии советских солдат Зиганшина и Поплавского, опубликованные в газете Правда. Они 49 дней дрейфовали в Тихом океане без еды на платформе. Съели кирзовые сапоги. Их спасли американские моряки, отвезли в США. На фото солдаты, уже переодетые в гражданское, в галстуках, улыбаются и стоят рядом с мэром Нью-Йорка. Оно и понятно. Солдатская форма истрепалась, а сапоги они съели.
Я спросил друга Валерку Мякушко что он об этом думает. Тот ответил: ”Вот это да!  Игра стоила свеч”. Я снова спросил: “А ты хотел бы быть на их месте…?”. Валерка помялся и буркнул: “Я не хочу отвечать на этот вопрос”. 

Сейчас, в 2017-м я понимаю отказ Валерия отвечать на мой вопрос. Он мне не доверял и готовился к комсомольской карьере.

В юности Валерий был красив и тщеславен. Неплохо рисовал. Ходил в оперный театр, посещал Дом моды, восторгался девицами - моделями. Желал cсам стать моделью и дизайнером – это сулило лёгкий успех и славу.

На старшем курсе на Валерия обратил внимание выпускник КГУ Шевченко Секретарь Комитета ВЛКСМ Жуйвода. Ему был нужен верный помощник. Сам он уже готовился перейти на работу в райком КПСС. Я с удивлением узнал, что иногда они вместе пили водку где-нибудь в подворотне. Жуйвода обещал Валерке выхлопотать для него после защиты диплома киевскую прописку, должность лаборанта в КПТС и участие в комсомольской работе.

02 апреля 1960 г.

Гигантская башня электростанции укрылась шапкой белого дыма. Он тянется вверх и тает в небе. Трубы соседних заводов кажутся микроскопически маленькими и теряются вдали, убегая толпой в даль за многоэтажки Воздухофлотского шоссе. Между ними высятся башни строительных кранов. Киев работает, строится, дышит.

13 апреля 1960 г.

Интеллект - это прежде всего мыслительные способности человека.

18 апреля 1960 г.

Валерка Мякушко - бирюк. Он стал каким-то безразличным к окружающему миру.Опустил руки
23 апреля 1960 г.

Упасть - это не только приятные минуты полёта, но и риск разбиться.

25 апреля 1960

“Только что сдал первый государственный экзамен - итог учёбы. Впереди дипломная работа. В голове сумбур. Результат удивительный. Шпаргалками я не пользовался, хотя писал их. Мне казалось, что к экзамену я не готов и провалю его. Но преподаватель задал мне лишь один вопрос. Услышав мой ответ, он прервал меня, поставил в зачётку какую-то оценку и отправил на волю. В коридоре я с удивлением увидел в зачётке пятёрку.”

“Уровень материального благополучия сильно влияет на духовный мир человека. Нищета угнетает, порождает сомнения и неуверенность.  А достаток делает человека парадно идейным и благодушным".

Я – нищий. Живу на повышенную стипендию – 25 руб. в месяц*.. Иногда неделю живу на похлёбке из свёклы и капусты. Ещё и спортом занимаюсь. 
В 1960-м году 25 руб. – это 3000 руб. в 2017-м

11 мая 1960 г.

Я говорю другу Рудюку:
- Точность бывает лишь в сберкнижке. Да и то не всегда.
В ответ он меленько и быстро смеётся.

ВОСПОМИНАНИЕ О ДРУГЕ РУДЮКЕ.

Он был очень интересный человек. Мы с ним вместе служили в ГДР, в одной дивизии. Я был в Хильрау, Дрезден, а он где-то рядом. Иногда виделись и вели интеллектуальные разговоры.

Он был очень нервным до дрожи в голосе - армейская дисциплина его угнетала. Какое-что время он провёл даже в больнице. Я поделился с ним планами поступать в МГУ на физфак. Он высказал свою затаённую мечту стать биофизиком. Но руководство дивизии приглашало нас поступать в военную академию. Он согласился. Я - нет. Его судьбу я не знаю. Жаль.   

09 сентября 1960 г.

"Моё лето прошло на реке. Загорел и стал похож на цыгана.
С удивлением узнал, что Борис Кизнер, отец моего школьного друга Гриши – самодеятельный композитор. Он опубликовал в областной газете кантату “Пiсня про героя соцiалiстичнiй працi Оксану Шуверу”. А вот я увлекаюсь иной музыкой – канцонеттой Мендельсона в исполнении гитариста Иванова-Крамского".

ОКОНЧАНИЕ КПТС

"Наконец-то определилась тема моей дипломной работы: “Проект радиорелейной линии между двумя городами”. Нужно узнать, что есть на эту тему в плане СССР на семилетку.” Эта тема определила моё распределение по диплому. Я решил временно вернуться в Сибирь и выбрал работу на радиорелейной линии Газпрома в Анджеро-Судженске Красноярского края. Но судьба распорядилась иначе. Родине нужны были специалисты связи в Советской Армии и меня призвали. Прощай юность, прощай политех и университет.

ВОСПОМИНАНИЯ О ДРУГЕ

Судьба моего друга Гриши Кизнера сложилась трагично. Он был чувственным и ранимым. В школе учился на отлично. Во всём старался быть первым. О окончил лётное училище. Служил на “точке” ПВО в пустыне за Каспием. Уволился с военной службы по болезни, окончил МАИ и работал в заводском АСУ в Махачкале. В 90-е уехал в Израиль. Там наступила развязка – работы по специальности не было, в семье произошёл конфликт. Гриша убил жену, тёщу и застрелился сам.   

КНИГИ

В нашей воинской части есть большая библиотека и читальный зал. Обычно он пуст. Я читаю книги "Соль земли" Маркова, "Белые берёзы" Бубенцова, "Искатели" Гранина.
Читаю также биографию Ленина, Историю КПСС, Диалектическую логику, воспоминания о Марксе и Энгельсе. Планирую также прочитать "Песня под звёздами" Собко, "О произведениях Фридриха Энгельса" Кедрова, "Техника кино и телевидения".
Систематически читаю Литературную газету.

продолжение http://proza.ru/2021/05/02/924