Литературный ликбез 5

Сергей Мельников
Альтернативная история – жанр фантастики, в котором даётся иное развитие истории, если бы события развивались иначе.
Родоначальником альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, который описал возможное против Римской империи и империи Александра Македонского, если бы он не умер в 323 году до н. э. Как и положено патриотически настроенному писателю победу он отдавал Риму.
В альтернативной фантастике героями являются наши современники, которые, попадая в прошлое своими действиями, основанными на знании современных технологий, изменяют прошлое тем самым меняют и будущее. Порой это может произойти и случайно, как в рассказе Бредбери «И грянул гром» когда путешественники в эру динозавров, случайно раздавили бабочку, тем самым значительно изменив будущее.
В этом жанре весьма популярна тема паралелльной реальности, в которой и действуют герои произведения. Так же к этой теме близок жанр так называемых попаданцев, когда герои, в следствии каких - либо событий оказываются в прошлом, но при этом ни каких изменений будущего не происходит. Эти попаданцы гармонично вписываются в прошлое, овладевают навыками выживания в том времени и довольно неплохо там устраиваются.
Для того что бы написать книгу в этом жанре, необходимо хорошо изучить реалии того периода истории, быт, одежду, оружие, верования, обычаи и тому подобное, чтобы погрузить читателя атмосферу того времени.


Новелла – от итальянского «новость». Это малый повествовательный жанр, небольшой рассказ. Он не определяет чётко авторскую позицию, действие ограничено, как правило, тремя лицами. Это небольшие истории, для них характерны остросюжетность, неожиданный финал. Иоганн Гёте писал: «Новелла - не что иное, как случившееся неслыханное происшествие».
Жанр новеллы зародился в эпоху Возрождения, на основе народных сказок, басен и различных коротких историй. В 1290-х годах появился сборник, написанный неизвестным автором, состоящий из коротких рассказов «Новеллино» или «Сто древних новелл».
Самым знаменитым сборником новелл является «Декамерон» Джованни Боккаччо, содержащая небольшие рассказы, довольно шаловливого содержания, которые рассказывают семь девушек и три юноши, спасающиеся от чумы за городом.
Жанр новеллы продолжили писатели 18-19 веков, такие как Гофман, Эдгар По, придавая им некий налёт таинственности и мистики. Такие же писатели как Проспер Мериме, и его последователи, старались дать реалистическую картину в своих новеллах.
О. Генри в своих новеллах в юмористическом тоне описывал жизнь простых людей, так же этим жанром увлекались Герберт Уэллс, Артур Конан Дойл.
В русской литературе классиком жанра новелл считается Бунин, особенно его сборник «Тёмные аллеи».


Повесть – средняя форма литературного произведения. Старинное значение этого слова на Древней Руси значило «весть о каком –то событии».
Так знаменательным произведением Древней Руси, рассказывающее о возникновении государства, о различных племенах Древней Руси, первых правителях изложено в «Повести временных лет».
Были и другие произведения этого жанра на Руси, такие как «Повесть о Петре и Февроньи Муромских», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань» и прочие.
Свой классический вид повесть приобрела во второй половине 19-го века. Действие в повести происходит в узких временных рамках и ограниченном пространстве, нет чёткого разделения на главных и второстепенных героев произведения, при чём количество действующих лиц не многочисленно.
Часто название повести соответствует имени главного действующего лица «Бедная Лиза», Карамзина, «Повести Белкина» Пушкина, «Господин Прохорчин» Достоевского. Так же может использоваться в названии ключевой сюжет, как «Муму» Тургенева, «Степь» Чехова, «Повесть о настоящем человеке» Полевого.


Ода – от греческого «песнь» жанр лирического произведения, торжественная песнь посвящённое какому-либо значительному событию, царствующей особе, или герою, совершившему подвиг.
Жанр оды зародился в Древней Греции, где одой называлось любое лирическое стихотворная форма, сопровождающаяся музыкой.
Позже, во времена жизни Пиндара (552/518  - 448/438 до н.э.) ода стала исполняться хором прославляя победителей Олимпийский и других спортивных игр.
В древнеримской поэзии наиболее знаменитым автором од был Гораций:
Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро
Ты смягчил людей первобытных нравы
Тем, что дал им речь и благой обычай
Ввёл состязаний.

Вестник всех богов, я тебя прославлю
Песней. Ты творец криворогой лиры,
Мастер в шутку все своровать и спрятать,
Что бы ни вздумал.

Ты малюткой раз Аполлона стадо
Ловко скрыл, угнав. «Не отдашь коль…» — грозно
Тот стращал, — и вдруг рассмеялся: видит —
Нет и колчана.

Ты Приама вёл незаметно ночью:
Выкуп ценный нёс он за тело сына,
В вражий стан идя меж огней дозорных
Мимо Атридов.

В край блаженный ты беспорочных души
Вводишь; ты жезлом золотым смиряешь
Сонм бесплотный — мил и богам небесным,
Мил и подземным.

— Истмийская ода. Эпод Е[2]
В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).
Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро
Ты смягчил людей первобытных нравы
Тем, что дал им речь и благой обычай
Ввёл состязаний.

Вестник всех богов, я тебя прославлю
Песней. Ты творец криворогой лиры,
Мастер в шутку все своровать и спрятать,
Что бы ни вздумал.

Ты малюткой раз Аполлона стадо
Ловко скрыл, угнав. «Не отдашь коль…» — грозно
Тот стращал, — и вдруг рассмеялся: видит —
Нет и колчана.

Ты Приама вёл незаметно ночью:
Выкуп ценный нёс он за тело сына,
В вражий стан идя меж огней дозорных
Мимо Атридов.

В край блаженный ты беспорочных души
Вводишь; ты жезлом золотым смиряешь
Сонм бесплотный — мил и богам небесным,
Мил и подземным.
В Средние века оды были весьма популярны, особенно во времена Возрождения, когда резко возрос интерес к древнегреческой культуре.
Так же, как и в Древней Греции и Древнем Риме оды характеризуются возвышенным стилем, торжественностью, преувеличением достижений, призывами к высоким идеалам, подвигают людей к совершению героических дел и подвигов.
Во Франции великими сочинителями од считаются Шенье, Лебрен-Пиндар, в Германии Клопшток, Шиллер. В эпоху романтизма в Европе были весьма популярны оды, написанные Байроном
В России оды писали Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Державин.
Так Ломоносов посветил своё произведение на одно событие русско-турецкой войны:
«Ода на взятие Хотина»
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Которой завсегда журчит
И с шумом вниз с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.


Поэма – от греческого «делать, творить», крупное или среднее лирическо-эпическое произведение, может быть героической, романтической, любовным, сатирической и тому подобным стилевым отличием.
Поэма зародилась в глубокой древности, самым знаменитыми поэмами того времени считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в Древнем Риме весьма б популярна была «Энеида» Вергилия.
В Средневековье существовали свои поэмы, в основном, посвящённые рыцарским подвигам, воспеванию прекрасной дамы, которой служит рыцарь.
На востоке была популярна поэма Шота Руставели, написанная в 12-м «Витязь в тигровой шкуре».
В эпоху Возрождения была написана поэма Данте «Божественная комедия», которая отошла от героического жанра, в ней рассказывается о духовной сущности человека.
Признаками поэмы являются описание крупного события, действия происходят на протяжении ни одного года, герои являются яркими историческими или вымышленными личностями, пафосное изложение.
Кроме рифмованной формы изложения поэмой могут называться и прозаический произведения. Так, «Мёртвые души» считаются поэмой в прозе, а в названии произведения Макаренко слово поэма встречается в названии - «Педагогическая поэма».


Эпистолярная литература – от греческого «послание». Эпистолярный жанр родился в глубокой древности, когда люди овладели письменностью. Письменность стала ещё одним, довольно важным элементом человеческого общения.
Уже в Древней Месопотамии люди писали друг другу письма на сырой глине, с помощью тростниковой палочки.
В Древнем Египте с помощью изобретённых там иероглифов на папирусе фараоны слали послания другим царям:
Переписка с царём Вавилонии Кадашман-Энлилем I
Отношения с царем Вавилона не были столь безоблачными. Не все были согласны отдать своих дочерей за фараона. Так вавилонский царь Кадашман-Энлила ответил грубостью:
«Ты просишь в жены мою дочь, но с тобой живёт моя сестра, которую дал тебе мой отец. Никто не видел её с тех пор, и неизвестно, жива она или мертва. Ты принял моих посланников, присутствовали все твои жены, и они говорили: „ Вот ваша госпожа. Она перед вами.“ Но посланники не узнали её. Они не могли сказать, является ли эта женщина, стоявшая рядом с тобой, моей сестрой или нет»
Но не только фараоны писали царям, но и простые люди слали письма друг другу:
Феон приветствует отца Феона
Хорошо сыграно. Ты не взял меня с собой в город. Если не хочешь брать меня с собой в Александрию, я не буду писать тебе писем и не буду говорить с тобой больше и не буду желать тебе здравствовать. Если ты поедешь в Александрию, я не возьму у тебя руки и не поздороваюсь с тобой больше никогда. Если не хочешь взять меня, так и будет. Моя мать уже сказала Архелаю: он меня раздражает, забери его. Ты отлично разыграл все. Послал мне подарки, большие, всякую чепуху! Меня обманули в двенадцатый день, когда ты уплыл. В общем, пошли за мной, пожалуйста. Если не пошлешь, не буду ни есть, ни пить больше. Вот так.
Желаю здравствовать.
18 число месяца тиби.
В Древней Греции так же был популярен письменный жанр, вот что пишет Александр Македонский Аристотелю:
"Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы ПРЕВОСХОДИТЬ ДРУГИХ не столько могуществом, сколько ЗНАНИЯМИ о высших предметах. Будь здоров"
В Древнем Риме эпистолярный жанр становится самостоятельным литературным видом. Некоторые письма были написаны так, чтобы с ними ознакомилось как можно больше людей они имели философское или воспитательное значение.
В Средние века грамотность основывалась на знании латинского языка. Поэтому переписка велась на латыни и только в конце Средних веков начали появляться письма на различных других национальных языках.
В Новое время в Германии эпистолярный жанр после реформ Лютера письма пишутся на немецком языке. Хотя первоначально такие письма были весьма у громоздки и неудобочитаемы, постепенно люди всё более изысканными и сентиментальными.
Во Франции общество было более развито и потому стиль письма был не лишён определённого кокетства, игривости. Так же были письма знаменитых людей как Рабле, Монтескье, Дидро и прочих, в которых они излагали свои взгляды на жизнь, историю, политику и предназначались для широкого круга читателей.
В Англии эпистолярная литература представлена такими писателями как Свифт, Байрон, Вальтер Скотт и они отличаются простотой, ясностью и характерны для каждого из них.
В Италии долго не был сформирован единый язык, жители различных областей говорили на различных диалектах или на классической латыни. И только когда Де анте опубликовал свои произведения такие как «Пир», язык в Италии стал формироваться как единый на основе тосканского диалекта.
При этом и менялся эпистолярный жанр, становясь боле лёгким, разговорным.
При раскопках в Новгороде было найдено много письменных источников, написанных на бересте. Среди них были и примеры различных посланий.
Так одна женщина пишет своему любовнику:
Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался… и примчался. …Хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость!
В более поздние времена грамотность среди простых людей была редким явлением, особенно среди женщин. Учили грамоте, в основном дочерей дворян, купцов, бояр, царевен. Особо не обучали изящности письменной речи, но страстное желание получить весточку от мужа говорит о искренней страсти, потому их письма  были максимально информативны, как, например, письмо жены Петра Первого:
Предражайшему моему государю-радости, царю Петру Алексеевичу. Здравствуй, мой свет, на многие лета! Пожалуй, батюшка мой, не презри, свет, моего прошения: отпиши, батюшка мой, ко мне о здоровьи своем, чтоб мне, слыша о твоем здоровьи, радоваться. А сестрица твоя царевна Наталья Алексеевна в добром здоровьи. А про нас изволишь милостью своей памятовать, и я с Алешенькою жива. Женка твоя Дунька.
Искусство переписки в России - древняя традиция. Как только славяне научились писать, они начали делиться мыслями и чувствами с близкими. И конечно же рассказывать о любви... Знаете, кто был предшественницей пушкинской Татьяны?
Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался… и примчался. …Хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость!
 Страстному, полному недоумения и обиды письму – более восьмисот лет, это обрывок берестяной грамоты, найденной в Новгороде. В неровных строчках, испещривших кору, раскрывается беспокойная душа женщины, чистому листу проще доверить сокровенные чувства. Недаром в самых разных культурах эпистолярный жанр считался одним из немногих, необходимых даме искусств.
«Записочками» о ежедневных нуждах, семейных тяготах и важных делах русские женщины пробавлялись испокон веку. Пожалуй, их письмам недоставало изящества – в лучшем случае боярышень и купчих учили грамоте – зато искренности было хоть отбавляй.
Предражайшему моему государю-радости, царю Петру Алексеевичу. Здравствуй, мой свет, на многие лета! Пожалуй, батюшка мой, не презри, свет, моего прошения: отпиши, батюшка мой, ко мне о здоровьи своем, чтоб мне, слыша о твоем здоровьи, радоваться. А сестрица твоя царевна Наталья Алексеевна в добром здоровьи. А про нас изволишь милостью своей памятовать, и я с Алешенькою жива. Женка твоя Дунька.
В своём письме Екатерина Вторая к Вольтеру сухо сообщает о своих успехах:
М.г., если вы скажете, что я надоедлива со своими письмами, то будете совершенно правы; но пеняйте за это сами на себя. Вы неоднократно выражали желание получить известие о поражении Мустафы; ну, так знайте же, этот победоносный турецкий император потерял теперь всю свою Молдавию. Яссы взяты; визирь в страшном смятении бежал за Дунай.
Расцвет эпистолярного жанра пришёлся на пушкинское  время, да и сам Пушкин не был чужд этого занятия. Достаточно вспомнить его письмо Татьяны к Онегину:
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжёлый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Гоголь использовал эпистолярный жанр в своём публицистическом сборнике «Выбранные из переписки с друзьями»:
1846
III
Значение болезней
(Из письма к гр. А. П. Т.....му)
...Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. Никогда ещё телесные недуги не были так изнурительны. Часто бывает так тяжело, так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всём составе тела, что рад бываешь, как Бог знает, чему, когда наконец оканчивается день и доберёшься до постели. Часто, в душевном бессилии, восклицаешь: «Боже! где же наконец берег всего?» Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь – ничего уже не издаёт душа, кроме одних слез и благодарения. О! как нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлёк из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть.
Многие письма знаменитых людей были опубликованы, это раскрывает их внутренний мир, думы, заботы. Мы можем читать письма Тютчева, Некрасова, Майкова, Полонского и прочих.
Со временем, развитие техники, эпистолярный жанр начинает приходить в упадок, потому как можно поговорить по телефону, приехать в гости на авто или поезде. Хотя в некоторых случаях он используется в виде политических произведений как «Двадцать писем к другу» Светланы Аллилуевой, или разнообразные открытые письма, нам печатанные в различных СМИ.
В настоящее время, эпистолярный жанр выражается через различные социальные сети или через электронные послания.


Рассказ – меньшая по объёму, чем повесть или роман, форма художественной прозы.
Рассказы возникли из коротких, порой поучительных народных сказаний, отличаются немногочисленностью действующих лиц и, обычно, одной сюжетной линией, рассказывающей об одном событии.
Так как рассказ является малой формой литературного произведения, то он имеет свойственные для него ограничения.
Это временное ограничение, то есть действие происходящее в рассказе ограничивается небольшим временным отрезком, хотя в его суть могут вплетаться и долгосрочные события, но, они имеют второстепенное значение.
Ограничение по количеству действующих лиц, обычно это главный герой и всё события концентрируются на его поступках, переживаниях, восприятии окружающего мира и его внутренней сущности.
Ограничение действия, то есть события происходят в каком - то определённом месте.
Композицией рассказа является некое событие, вокруг которого и происходит действие, описываются поступки героя, его размышление и прочее.
 В рассказе должны быть чётко прописаны все детали повествования, так как это может привести к неожиданному финалу.
Главная задача рассказа при его малой форме оказать на читателя максимальное воздействие, заставить сопереживать вместе с действующими лицами, задуматься о своей жизни, взглянуть на жизнь другими глазами.
Не зря мастер рассказа Чехов писал, что краткость сестра таланта, чем подчеркнул главную сущность такого литературного жанра как рассказ.


Сказка – название этого литературного жанра происходит от слова «казать», имеющее значение перечень, список, точное описание. Так, во времена крепостного права существовали так называемы «Ревизские сказки», в которых велась перепись податного сословия, с целью изыскания подушной подати.
В сказках излагаются различные события, основанные на фантастических сюжетах, присутствует волшебство, борьба зла с добром.
Существует несколько видов сказок, так, есть сказки участием животных. В таких сказках звери приобретают человеческие черты, умеют говорить. Есть сказки как с одних животных, «Сказка о лисе и зайце», где хитрая лиса выживает наивного зайца, но на помощь ему приходит медведь, или скака о Емеле, в ней действуют как люди, так и животные, волшебная щука.
Кроме этих сказок с участием животных есть сказки где действуют люди или различные фантастические существа, Баба Яга, Кощей Бессмертный, колобок и другие.
В сказке бывают вставленный особые словесные формы, начало сказки начинается обычно словами «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».
Середина сказочного сюжета может сопровождаться фразой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», а финал подчёркивается «И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
В сказках действие происходит порой по нарастающей, так в сказке про репку, количество действующих лиц увеличивается при чём их возможности уменьшаются, но всё же всеобщими усилиями они добиваются результата.
В сказках порой выражены различные процессы, которые были понятны, но их невозможно было объяснить. Так в «Сказке о царевне –лягушке», героиня говорит царевичу: «Ложись спать, утро вечера мудрёнее».
Здесь есть намёк на особую психотехнику, работы с подсознанием, когда человек сталкивается с проблемой, но может её решить только тогда, когда в работу мысли включено подсознание, находящая выход, когда человек находится в полусонном состоянии.
Во многих сказках главным действующим лицом является Иван царевич. Этот тип сказочного героя появился во времена царствования Василия Третьего, отца Ивана Грозного и восходит к легенде что у царя Ивана Грозного был брат, от сосланной в монастырь Соломонии Сабуровой, жены Василия Третьего.
Роман – литературный жанр, обычно прозаический, характеризуется развёрнутым содержанием с участием одного или даже нескольких главных лиц, отличающийся большим объёмом, большим историческим отрывком времени, сложностью и многообразным содержанием.
Литературный термин «роман» возник в середине 12-го века от позднелатинского словосочетания «на романском языке» и первые такие произведения стали известны под названием «рыцарский роман».
Существует несколько видов романов: философский, нравственно-психологический, фантастический, исторический, полемический, социальный, детективный, идеологический, автобиографический, сатирический, биографический, приключенческий, трагический.
В романе присутствуют множественные сюжетные линии, описываемые довольно подробно, кроме вымышленных героев, для придания реальности повествования могут включаться и различные исторические лица, и события, в которых различные герои принимают участие. Так же для романов характерно то, что присутствует п описание жизни людей из различных социальных групп.
В романе наиболее полно применяются различные приёмы повествовательного действия: размышления героя, его монологи, диалоги с другими участниками произведения, описания переживаний, природы, согласованность душевных переживаний и природных явлений, передаётся оценка героем тех или иных действий или событий, взаимоотношения людей, их духовная гармония или дисгармония и прочее.
Роман, обычно, имеет большой объём, иногда выходит в нескольких томах, где события имеют логическое продолжение, с теми событиями что происходили в ранее изданных книгах.
Поэтому роман является самым сложным литературным жанром, в которых автор должен, при описании событий, хорошо разбираться в той атмосфере временном промежутке, взаимоотношениях, между различными социальными группами. Так важно знать такие подробности как то, какую одежду носили люди, чем пользовались как в повседневной жизни, так и в особых случаях, их привычки, образ жизни, религию, даже чем питались и многое другое.


Трагедия – от греческого «козлиная песнь». Это драматическое произведение, отражающее личную или общественную катастрофу, напряжённую борьбу страстей или идей, оказывающее на читателя потрясающее воздействие, обычно имеющее губительный финал как для главного героя, так и для некоторых второстепенных участников действа.
Этот жанр возник в Древней Греции из обрядовых песен, сопровождавших обряд принесения козла в жертву в честь бога Дионисия.
Первым трагиком в Древней Греции считают Фесписа. В его произведениях участвует один артист и хор. Именно Феспис придумал менять маски по ходу произведения, выражающие различные эмоции. Позже, в произведениях Эсхила введён второй, а Софоклом третий артист, что позволило гораздо больше оживить действие придать ему более яркие краски.
Герои трагедии сталкиваются в своей жизни как с действиями людей, так и с внешними факторами, которые изменяют их жизнь приводя к их гибели.
Позже, с принятием христианства основой трагедии является нарушение закона божьего, что ведёт к страданиям и гибели героев. \
В Новое время появляется новый образ трагического героя. Он восстаёт против социальной несправедливости, свергает социальные лицемерные нормы поведения, но гибнет, в силу невозможности противостоять тому социальному строю, который окружает его.
 В настоящее время жанр трагедии не утратил своего эмоционального и психологического значения и не важно, в каком времени происходит действие трагедии.



Фольклор – от английского «народная мудрость». Включает в себя устное словесное музыкальное творчество различных народов мира. Кроме этого в это понятие входят всё народное творчество как в духовной сфере, так и в материальной, язык, верования, обряды, ремёсла, сказания.
Термин, обозначающий народное творчество, был предложен в 1846 году Уильямом Томсомом. Этим словом он обозначил культуру народа, выраженную как её художественную составляющую, предания, песни, танцы и прочее, так и материальную – особенности жилья, утвари, одежды отдельных народов.
Даже среди единого народа наблюдаются различные виды фольклора. Наиболее широкий пласт народного творчества представляет традиционная крестьянская культура.
Именно среди крестьян максимально сохранилась традиция, идущая из глубины веков. Это можно объяснить сравнительной изоляцией крестьянства от других групп населения, его консервативностью. Размеренная жизнь крестьянства, нелёгкий труд вызывает желание иногда устраивать праздники, на которых поются песни, слышанные в детстве от родителей и дедов, предания, услышать старинные песни и посмотреть на такие же старинные танцы.
В городах, где жизнь более стремительна и разнообразна старинные предания более активно смешиваются с новыми веяниями и появляется городской фольклор. Особенно популярны в городском фольклоре детские сказки страшилки, призванные детей быть послушными, иначе с ними произойдёт нечто страшное и пугающее.
Так же существуют и другие виды фольклора, студенческий, солдатский, туристский и прочие.
Их основой является та атмосфера, в которой происходят те или иные события с участниками этих, как правило, ограниченных социальными рамками групп.
Материальные фольклорные особенности отдельных народов связаны с условиями жизни. Так, кочевые племена не могут иметь постоянные жилища, им приходится переходить с места на место вслед за своими стадами.
Земледельческие культуры, наоборот привязаны к одному месту и им необходимы прочные дома. Которые служили бы им жилищем несколько лет.
Так же и с одеждой, в жарких странах популярны лёгкие накидки, в северных, тёплые одежды. Одежда служит не только средством укрыть тело от жарких лучей или согреть в холода, но и определяют социальный статус человека, его положение в обществе, семейное положение и прочее.
Фольклор - это не застывшее монументальное сооружение, он меняется вместе с жизнью людей, появляются новые песни, танцы, предания, в материальной культуре так же происходят изменения, в связи с ростом опыта и общения между народами.


Эпопея – от греческого «слово» и «творю». Ему родственным понятием является эпос, рассказывающий о героических событиях. В это понятие входят такие произведения в стихах или прозе, рассказывающие о выдающихся реальных или мифических национально-исторических событиях, запечатлевшихся в памяти народа.
Основу эпопеи составляют былины, сказания, песнопения, в которых воспевается удаль и смелость отдельных личностей, родов, народов. Они передавались устно, как народная память использовались для воспитания подрастающего поколения, призванного защищать родную землю, сохранять обряды и обычаи своего народа. Эти основы эпопеи объединялись одним сюжетом, который развивался по мере описываемых событий как мифологических, так и исторических.
Первой эпопеей, дошедшей до нас в литературной форме, считается созданный шумерами в 18-17 веках до н. э.
При раскопках Ниневии в середине 19-го века уже в нашу эпоху была обнаружена клинописная библиотека царя Ашшурбанипала, в которой и находился Эпос о Гильгамеше. Объём произведения около 3 тысяч стихов.
В этом эпосе рассказывается о правителе города Урука, славном и сильном воине и диком человеке по имени Энкиду, слепленный из глины богиней Аруру. Межждлу ними происходит поединок, но никто не может стать победителем и они решают стать победителями. Вместе они побеждают своих врагов, но боги лишают жизни Энкиду.
В отчаянии Гильгамеш отправляется в скитания, в результате оказывается на острове бессмертных, где получает в подарок цветок вечной жизни. Однако коварная змея похищает цветок съедает его и сбросив кожу опять становится молодой.
В этой эпопеи рассказывается история всемирного потопа, который позже был изложен в Библии.
Классической эпопеей являются произведения Гомера «Иллиада» и «Одиссея».
 В первой из них рассказывается об осаде греками города Троя, по-гречески Иллион. Война возникла из - за того, что что принц из Трои похитил у греческого царя Агамемнона его супругу Елену Прекрасную. Разгневанный царь решил отомстить и объединив греков двинулся войной на Трою. Осада длилась 10 лет, но взять Трою удалось только хитростью, Одиссей предложил построить огромного деревянного коня, внутри которого спрятались воины и преподнести в дар троянцам. Ночью воины покинули коня и захватили Трою.
В «Одиссее» рассказывается о мытарствах Одиссея, после того как он покинул Трою и отправился на родной остров Итаку. Много опасностей ожидало его в пути, злой кровожадный циклоп, чудовища Сцилла и Харибда, чары волшебницы Кирки.
По возвращению домой его ждала новая неприятность: в его доме поселились незваные гости, которые набивались в мужья к его жене Пенелопе. С помощью своего сына Телемаха он уничтожает наглецов и вновь становится правителем Итаки.
Самым объёмной эпопеей является киргизский Эпос о Манасе. Он состоит из 3 частей «Манас», «Семетей» и «Сейтак». Вся трилогия состоит из 937 тысяч строк и рассказывает о том, как киргизы объединились, чтобы дать отпор многочисленным врагам.
Известен так же Эпос Карело-финского народа «Калевала». Он начинается с рассказа о сотворении мира, состоит из 50 песен, и рассказывает о богатыре Калеве, родоначальнике многих богатырей, их подвигах и странствиях.
Эпопея может быть выражена не только в эпосе, но и в художественной литературе.
Отличительным признаком эпопеи является её монументальность, большое количество действующих лиц, так в «Войне и мире» их более 500, детальное описание происходящих в душе переживаний, характеров героев, их действия, рассуждения, отношения к различным историческим событиям в длительном временном промежутке.
Примерами эпопей в литературном прозаическом изложении  могут быть «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, «Доктор Живаго» Пастернака.



Эссе – от   французского «попытка, проба, очерк». Большой энциклопедический словарь определяет эссе как жанр философской литературно-критической, историк-биографической, политической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Признаками эссе является наличие конкретной темы или вопроса. Предложения в эссе отличаются краткостью.
Эссе выражает индивидуальную позицию и впечатления субъекта по конкретному поводу или вопросу, но при этом не претендует точную трактовку затронутой темы.
Эссе отличается новаторством, креативностью, выраженной в философской, историко-биографической, публицистической, литературно-критической, научно-популярной или беллетристической манере.
Эссе состоит из вступления, в котором излагается суть проблемы, факты, тезисы, при чём подкреплённые примерами и заключение, где подводится общая черта, выражающая отношение к проблеме, её острота, но при этом нет путей решения, проблема только освещается.
Виды эссе:
Философские.
Литературно-критические
Исторические.
Художественные
Исторические
Духовно-религиозные
Научно-популярные и др.
По литературной форме эссе бывают:
Рецензии.
Лирические миниатюры
Заметки
Дневники
Письма
Биографии
Рассуждения
Дискуссии и др.
Различают так же эссе:
Описательные
Повествовательные
Рефлексивные
Критические
Аналитические
Духовные и др.
Объём эссе должен быть не большим не более 10 страниц, где, как правило, вступление 1 страница, основная тема 3-5 листов, заключение 1 страница. В этом небольшом по объёме текста и должна быть изложена затронутая автором тема. Кроме этого в эти 10 листов включаются титульный лист и перечень используемой литературы.
В эссе излагается одна проблема, ему не свойственна многоплановость.  Темой для исследования в эссе может быть какая –либо ситуация, критическая ситуация в обществе, историческая проблема, но тема должна быть односложна, например, правление Ивана Грозного, но при этом Смутное время не должно затрагиваться.
Изложение в эссе должно быть не только краткими предложениями с приведением примеров, но изложено как можно более простым языком.
Стиль изложения должен быть близким к разговорному, без изобилия научных терминов, с использованием средств эмоциональной выразительности, эпитетов, метафор, сравнений, таких слов как несравненный, безумный, беспредельный, жестокий и прочее.
Примеры эссе:
Альберт Камю «Миф о Сизифе»
Марина Цветаева «Мать и музыка»
Фридрих Ницше «О пользе и вреде истории для жизни».
Герберт Уэллс «Об уме и умничании» и пр.