Портреты к биографии Артистки балета - часть 3

Владимир Варнек
1. Иоганн Баптист Лампи старший.  Портрет Н.Б. Юсупова. Х.м.  72х57 см. 1790. Государственный Эрмитаж.
2. Антуан Жан Гро. Конный портрет Б.Н. Юсупова в татарском костюме. Х.м. 130х97,5 см. 1809. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Продолжая разговор об артистке балета Е.И. Колосовой (1780 –1869) и ее портретах, решил одну из четырех запланированных миниатюр посвятить человеку, которого в биографиях балерины обычно называют ее покровителем, т.е. о князе  Юсупове Николае Борисовиче (1751 – 1831). 

Нужно сказать, что эта задача  вначале показалась мне непростой, поскольку в интернете насчитал более ста материалов о нем, в том числе, и на сайте проза.ру [1-7]. Поэтому «придумать» что-то новое о нем показалось вначале делом  бесперспективным.  Но выход нашелся, поскольку кроме интернета имеются хорошие книги, которые меня часто выручают, когда пишу свои миниатюры для прозы.ру. 

Так и сейчас, вспомнил о книге В.В. Вересаева «Спутники Пушкина» [8], автор которой написал, на мой взгляд, статью-шедевр с элементами биографии князя Н.Б. Юсупова, которую мне потребовалось лишь превратить в небольшое эссе – вступление к миниатюре. Начало и конец его обозначены кавычками, и будем считать, что я просто процитировал известного писателя, сообщив во введении к миниатюре элементы биографии князя Н.Б. Юсупова: 

«Был он потомком владетельного ногайского князя Юсуфа-Мурзы, сыном князя Б.Г. Юсупова, московского губернатора, потом президента Коммерц-коллегии.  Был близок к царскому двору. В молодости много путешествовал за границей,и его радушно принимали при французском дворе <…>. Вернувшись в 1780-е годы в Россию, стал управляющим театрами и Эрмитажем, а позже - министром уделов при Александре I. Состоял верховным маршалом в комиссиях о коронации трех императоров – Павла I, Александра I  и Николая I. Последние десятилетия жизни являлся начальником московской Кремлевской экспедиции.

Все должности были не очень крупного размаха, да и в них Юсупов не проявил какой-нибудь исключительной деятельности. Однако он носил наивысший в России чин действительного тайного советника первого ранга, имел все самые высокие русские ордена. В то же время, Юсупов не был таким крупным государственным деятелем, которого власть  уже и не знает, как наградить. Все его заслуги заключались в умении быть приятным царедворцем.

Богат был Юсупов колоссально, владел сорока тысячами душ крестьян, и нельзя было найти не только губернии, но и уезда, где бы у него не было поместий. В молодости был он красив и пользовался огромным успехом у женщин. В селе Архангельском у Юсупова была комната, в которой, по слухам, находилось собрание трехсот портретов красавиц, благорасположением которых он пользовался.  С дамами Юсупов был отменно вежлив и при встречах с ними он непременно раскланивался.

Знаменитое подмосковное село его Архангельское представляло из себя чудо красоты, и уверяют, что Юсупов питал большую любовь ко всему хорошему, умному, прекрасному. Казалось бы, он мог явиться культурнейшим центром, собиравшим вокруг себя выдающихся деятелей искусства. Но этого не было. Был он знаком в свое время с Фонвизиным, бывал у него и Пушкин. Но действительной потребности в общении с крупными умами и талантами Юсупов не ощущал и в одиночку наслаждался красотою, которой себя окружил.

Князь П.А. Вяземский говорил, что «на улице его вечный праздник, а в доме вечное торжество торжеств. <…>. Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно». А граф Ф.В. Ростопчин сообщал, что Юсупов был любителем искусств, женщин и …шутов; он только и делал, что бегал от скуки, имел множество слуг, ненужных любовниц, попугаев и обезьян».

Сделав такое вступление, напомню, что примерно в 1794 году в «сети» любителя искусств и молоденьких подающих надежды танцовщиц попала и 14-ти летняя дочь фигуранта сцены Женя Неелова, ставшая в дальнейшем Колосовой, в результате чего в 1795 году у нее и появился  сын Саша, определенный «отцом» в какой-то немецкий пансионат. Можно думать, что подобные ситуации в жизни стареющего князя бывали и в последующие  годы (см. далее).

Конечно, своя семья у него тоже появилась.  В 1793 году Н.Б. Юсупов  вступил в брак   с Татьяной Васильевной Энгельгарт, вдовой М.С. Потемкина и племянницей князя Г.А. Потемкина.  От брака с ней появилось трое детей –
Борис (1794 – 1849), гофмейстер и почетный опекун (был женат с 1827 г. на Зинаиде Ивановне Нарышкиной);
Николай (10.12. 1795 – 18.03.1796); -родился в том же году, что и сын Александр от сожительства с Е.И. Колосовой.
Мария (17.03.1802 – ?). 
В итоге единственным наследником стареющего князя остался сын Борис, проживший 55 лет. 

Ну а у самого главы семейства в 1812 году вновь появилась на содержании талантливая балерина Колосова, ученица Дидло, которой было 18 лет, Только имя у нее было теперь другим (Екатерина Петровна). О ней поведала отрытая недавно из земли мраморная плита в селе Спас-Котово (ныне город Долгопрудный), где похоронен князь Н.Б. Юсупов. 

На плите надпись латинскими буквами - имя балерины и даты её жизни. От Юсупова у Екатерины Петровны родились два сына, Сергей и Петр Николаевичи. Князь придумал им фамилию Гирейские - в память о крымских ханах Гиреях, предках князей Юсуповых. Е.П. Колосова умерла всего 22-х лет от роду, а сыновья её запечатлены на картине Никола де Куртейля 1819 года, хранящейся в Архангельском. Петр умер семи лет, а Сергей Николаевич безбедно жил, в основном, за границей [9].

Борис Николаевич Юсупов (1794–1849) после смерти отца унаследовал, кроме земель, фабрик, дворцов, усадеб, художественных коллекций, еще и колоссальные долги своего отца. От него потребовались многие усилия, личное участие в управлении имениями, чтобы восстановить доходное хозяйство — основу роскошной жизни аристократического семейства.

Ко времени вступления в наследство Борис уже был дважды женат. Первым браком на княжне Прасковье Павловне Щербатовой (1795–1820). Она умерла молодой, во время родов. В 1827 году князь Юсупов женился во второй раз на Зинаиде Ивановне Нарышкиной (1810–1893), фрейлине Высочайшего Двора. В том же 1827 году у них родился сын Николай, единственный наследник. Красота Зинаиды Ивановны восхищала многих современников. Веселую светскую жизнь она удивительным образом соединяла с умением объединять семью и хранить ее культурные традиции.

К  миниатюре приложены  портрет князя Н.Б. Юсупова кисти знаменитого художника Лампи Старшего и детский портрет его сына,  Бориса Юсупова, который создан французским художником Антуаном Гро. Он был заказан его отцом во время пребывания в Париже в 1808 году. Юный князь представлен на вздыбленном коне в восточном костюме с луком в вытянутой руке. Такая иконография должна была напоминить о древности рода, ведущего свое начало от ханов Ногайской Орды. 

Лицо модели писалось по привезенной в Париж миниатюре. Большеформатный «Конный портрет князя Б.Н.  Юсупова» работы Гро – пример эпического парадного романтического портрета, в полной мере выражал желание заказчика прославить наследника древнего рода. Этот портрет выделяется в ряду других работ семейной галереи, он всегда находился в парадных залах юсуповских дворцов и включен во все каталоги коллекции.

Замечу в заключение, что на этом портрете мы вновь видим накидку из шкуры леопарда, которая была изображена в предыдущих миниатюрах на портретах балерины Е.И. Колосовой.  Это еще раз позволяет заключить, что на портрете  кисти А.Г. Варнека она изображена не в театральной роли, а  в том одеянии, в котором ее хотел видеть заказчик портрета.

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. Татьяна Шмидт. Юсуповы. Проза.ру
2. Людмила Коншина. Юсупов Николай Борисович. Проза.ру
3. Людмила Коншина. Юсуповы. Проза.ру
4. Людмила Коншина. Проклятие рода Юсуповых. Проза.ру
5. Людмила Коншина. Юсуповы. Невероятные истории. Проза.ру
6. Людмила Коншина. Князь Юсупов и тайна века. Проза.ру
7. Людмила Коншина. Убийство Распутина и Юсупов. Проза.ру
8. В.В. Вересаев. Спутники Пушкина.  Захаров. М. 2001. С. 345.
9. Георгий Блюмкин.  Царская дорога. (Главы книги см. в интернете).

03.05.2021.