Третья поэтика 8

Сергей Сметанин
Урок 8

Первым средством поэтики А.С. Пушкин называл инверсию. Безусловно ему нельзя отказать в гениальности. Инверсия — перестановка местами частей произведения. Вроде бы, не это ли и есть сама суть редактирования, ведь в грамматике, в отличии от арифметики, перемена мест слагаемых даёт иной результат. Следовательно есть выбор: из двух — трёх вариантов неизбежно один оказывается лучшим, чем остальные, и, выбрав его, мы поменяем качество произведения, сделаем его лучше.
Но разве не имеет отношения к качеству художественного произведения такое средство, как повтор его части? Вот отрывок из русской хороводной песни:

— А мы просо сеяли, сеяли.
— А мы просо сеяли, сеяли.
— А мы просо вытопчем, вытопчем!
— А мы просо вытопчем, вытопчем!    

Попробуем убрать повторы, мыслимое содержание слов останется абсолютно тем же: сообщение о высевании проса, шуточная угроза испортить работу. Но тем же ли будет результат? Вот он:

— А мы просо сеяли.
— Вытопчем!

И всё! Смыслы обмениваемых сообщений остаются теми же, но нет задорного ритма, образуемого повторами, отсутствуют вариации ритма вызванные разным количеством ударных и безударных слогов, исчезает желание двигаться, напевая простые слова на бесхитростную мелодию, исчезает сама песня.

Повтор является первым звукоорганизующим средством поэтики. Именно принцип повтора позволяет самыми разными способами реализовать возможности поэтических средств. Что как не фонетический повтор создаёт анафору, эпифору, омонимическую рифму? Что как не повтор создаёт живописные орнаменты аллитераций? И любая рифма не есть ли частный случай эпифорической аллитерации? Не повтор ли делает запоминающимися самые причудливые из эпитетов?
А то как с помощью эпитета выстраивается наиболее гибкая и богатая на изменения речевой мелодии звуковая матрица мы рассмотрим в следующем уроке.

Урок 9 http://proza.ru/2021/05/03/854

Подробнее о третьей поэтике в приложении Бусти.ту  boosty.to/ruspoetry