Азбука жизни Глава 9 Часть 3 Презентация

Тина Свифт
Глава 9.3. Презентация

http://proza.ru/2021/05/02/722

Так! « Это девушка очень элегантна». Замечательное начало презентации. Молодые люди, сидящие в первом ряду рядом с Надеждой, вызвали у неё торжествующую улыбку.
Жак заметно волнуется. А мне любопытно. Все-таки Annette умница, что предложила в самый последний момент переводчиком своего коллегу Жана Дерёма. Он с интересом посматривает на меня. Отметил так же, как и эти ребята, что я превосходно выгляжу. Не зря же я сегодня посетила салон красоты.
Жан Дерём, кажется, внимательно изучает аудиторию, понимая, что «переводить» мои мысли ему придётся с трудом. Уже подчеркнул оригинальность и неожиданность моих суждений. 
Кажется, начинаю волноваться не меньше Жака. Поставили столик посредине сцены. Зал уже как одно дыхание. Хорошее начало. Значит, моя книга понравилась. Писала в первой книге только о детстве и юности, однако много и «философских рассуждений», как отметил с удовольствием Дерём.
- Вика, начинай!
- Интересное начало. Я уже минут пять на сцене. Все считают, что я организатор презентации.
- Этот сценарий мой. Хочется оригинальность внести. Посмотри! С каким нетерпением ждут твоего выхода зрители.
- А я по сценарию не умею работать.
- Это для тебя работа?!
- Мне хочется отработать достойно те деньги, которые присутствующие потратили на билеты.
- Они тоже, Вика, на это рассчитывают. Посмотри в зал!               
Дерём, я вижу. Вика, соберись! Нет желания сегодня быть серьёзной. Сейчас какая-нибудь дама или господин зададут вопрос о морали или политике.
Светловы и родители Франсуа смотрят на меня спокойно. Значит, они уверены во мне, что справлюсь. Подружка заметно волнуется, а Франсуа кроме интереса ничего не испытывает, зная, что я по природе своей улитка.
- Мы поняли, Вика, что тебе этот спектакль нравится, но не забывайся, и не подводи Жака. На нём «лица нет». Не надо никаких спектаклей.
Жак немного говорит по-русски, и значение слов Дерёма «лица нет» осознал. Кажется, Жан собрался.
- Начинай, Вика! Только никакой самодеятельности!
- Уже волнуюсь.
- Отойди от столика поближе к зрителям вправо, чтобы меня было видно. Начинай! 
- Вика, пощади Жака! Не надо импровизаций больше.
- Вы посмотрите, какие аплодисменты! Пусть думают, что я старалась долго учить приветствие на французском языке.
Жан Дерём довольный улыбается. Франсуа показал жестом, что начало замечательное.
- Я впервые перед такой большой аудиторией, поэтому волнуюсь.
Снова аплодисменты. Дерём ещё не перевёл мои слова. Возможно, в зале достаточно много людей, которые знают русский язык. Не удивлюсь, если здесь половина зала моих соотечественников.
- Вика, что ты делаешь? Зачем говорила на французском языке в микрофон?
- Браво! Продолжайте по своему сценарию.
- Посмотрите, как молодые люди, сидящие в первом ряду возле Надежды, оживились! Они знают русский язык.
Жак сел рядом с Франсуа. Хорошее начало. Кажется, успокоился. А жаль, что нет в этом зале Ромашова с Кирилловым. Они бы поддержали меня.
- Вот тебе и первая реплика из зала.
- Переведите её мне на русский язык в микрофон.
Ребята в первом ряду уже улыбаются над переводчиком, но в зале тишина. Значит, все ждут моего ответа. Не забыть бы и не перейти на французский, если основная часть зрителей догадаются, что я знаю французский язык, могут потребовать, чтобы я говорила на французском. Но я без Дерёма могу провалить презентацию.
Пауза затянулась. Все ждут, понимая, что на вопрос можно ответить двояко. Всё же для меня это вопрос. Попытаюсь. Надежда волнуется.
- Люблю ли я правду? Я себе часто задаю такой вопрос в жизни, но в творчестве – никогда!
Жану Дерёму понравилось моё начало.
- Когда я говорю правду? Тогда, если я уверена, что меня поймут. А вот в творчестве я всегда правдива. Автор должен уважать читателя. То, что пишу я, любой, из присутствующих в этом зале, возможно, себе говорит каждый день. Иначе бы вы не пришли на мою презентацию книги. У кого-то, возможно, только любопытство, а кому-то хочется и откровенной беседы.
Кажется, выкрутилась. Дерём переводит слово в слово. И всё-таки Жак уже осмелел и жалеет, что согласился с Annette. Я с Жаком пока согласна. Интонации Дерёма не похожи на мои. Однако кто знает, какие вопросы из истории Франции мне могут задать, а Жан всю свою жизнь преподавал историю в Сорбонне, может помочь мне в трудный момент.
- Вика, замечательный вопрос: «Как Вы относитесь к тем событиям в России, которые произошли в августе 1991 года?»
- Пожалуй, я отвечу так: «Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма».
Франсуа не удержался и зааплодировал. Жан Дерём с улыбкой переводит мои слова. Помнит слова из древнейшей книги Ветхого Завета!
Кажется, аудитория меня принимает с симпатией. Мест свободных нет.
Жак уже успокоился, и мне легче дышится. Я невольно, когда отвечаю на вопросы, смотрю на него.
- Вика, зрители принимают Вас тепло. Вот и первая записка: «Как Вы относитесь сегодня к событиям в России?»
- Я могу сейчас напомнить замечательные мысли Перикла?
- «Я держусь того мнения...
- Да! Прочитайте записку.
Зрители с симпатией наблюдают за нашим диалогом с Жаном Дерёмом и терпеливо принимают паузы. Всё же спокойнее, когда рядом со мной профессор истории. Он сдерживает мои эмоции.
- Спасибо за хороший вопрос. Позвольте мне вспомнить мудрые мысли правителя Греции, времени её расцвета, Перикла: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идёт по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке государства. Ибо если гражданин сам по себе благоденствует, между тем, как отечество разрушается, он всё равно гибнет вместе с государством».
- Браво!
Франсуа не удержался. Его в зале многие поддержали. Светловы и родители Франсуа довольны. Надежда расслабилась. Как она боялась моих импровизаций. Милая моя подружка, зачем мне чужая зубная боль. Не надо опускаться до обличения слабости других. Всё равно они этого не поймут. Опыта в таких вопросах у меня достаточно. Нельзя изменить психологию обывателя. Бездельники, имеющие небольшой набор знаний, и пытаются менять мир. У разумного человека нет времени, он дорожит каждой минутой, поэтому хочет одного, чтобы ему не мешали творить. Настоящей жизни без творчества не бывает.


http://proza.ru/2021/05/02/1463