Прощание

Аркадий Шакшин
 
С Михаилом Притомским, бывшим начальником отдела культуры, я был знаком с 1980 года. В тот год я закончил Башкирское республиканское культпросветучилище по специальности культурно-просветительная работа и получил квалификацию клубный работник, режиссёр клубных мероприятий и приехал в село Иглино, чтобы устроиться на работу в Районный Дом культуры, по направлению Министерства культуры республики.

   -Здравствуйте, молодой человек, – произнес заведующий отделом культуры, вставая из-за стола и направляясь ко мне на встречу с протянутой рукой, когда я зашел в кабинет своего будущего начальника.
-Ждём, давно вас ждем, как из печки пирога, - широко улыбаясь произнес заведующий.
  -Михаил Пахомович, заведующий отделом культуры Иглинского района, ваш будущий руководитель.
 Алексей,- скромно произнес я, удивляясь теплому приёму своего будущего начальника.
Алексей, а по батюшке, как? - переспросил Михаил Пахомович.
Григорьевич, Гришкой завали моего отца, - тут же дополнил я своё полное имя.
  -Присаживайтесь, Алексей Григорьевич», -произнес заведующий, указав мне присесть на стул напротив себя и сам присел за свой рабочий стол. Каких – то несколько секунд мы   сидели молча, изучая друг друга. Михаил Пахомович был, как и я, не большого роста. Он был одет в серый костюм, белую рубашку, в полоску, с серым галстуком в тон костюму. На чисто выбритом скуластом лице, сквозь очки, на меня смотрели серые глаза. В них была какая-то искорка и живинка, что говорило о его добром характере, жизнерадостности и доброте.
-Ну показывайте свой диплом, - прервал короткое наше молчание Михаил Пахомович, - что вы закончили?

  Я тут же достал из пакета свои документы: красный диплом, паспорт и направление на работу Министерства культуры.
Взяв мои документы, и надев очки, Михаил Петрович взглянул сначала  на мои документы, потом на меня, потом опять в документы, после некоторого молчания произнес,
-Так значит, учились в Стерлитамаке, положив диплом на стол заведующий взял ручку и стал постукивать по стулу, размышляя о моём будущем назначении.

   -Знаю, знаю я это училище, хороших специалистов готовит оно, на всю республику, -он опять замолчал и задумался, при этом он учащенно стал стучать ручкой по столу.

   -Значит получили квалификацию клубного работника, да еще режиссера клубных мероприятий. Работали до этого где-нибудь? – заинтересовано посмотрел на меня Михаил Пахомович, широко улыбаясь.
-Нет у вас надеюсь, начну свою трудовую деятельность, - произнес я, боясь, что это может повлиять на моё начало карьеры.

  -Надеяться всегда надо, расскажите, а чему вас там научили? - стал интересоваться Михаил Пахомович моими профессиональными качествами.
 -Писать сценарии, организовывать различные мероприятия, выходить на сцену в качестве ведущего, читаю стихи, пою, играю на гитаре, танцую, могу театральный кружок организовать, различные мероприятия, концерты, в общем могу организовать культурно-массовую работу в вашем селе.

  -Так, значит поёте, стихи со сцены читаете, сценарии пишите? Это хорошо, нам как раз такие специалисты нужны, особенно в Районном Доме культуры, хотя и в районе ваша помощь понадобилась бы, но мы оставим вас, наверное, здесь, в райцентре.  Усилим дипломированными специалистами   штат нашего Районного Дома культуры. Тем более вижу у вас красный диплом, уже этот факт говорит о многом. У нас как, раз на сегодня, есть свободная ставка инструктора по работе с детьми, с окладом девяносто рублей.  Я вот, в свое время, когда начал работать в Доме культуры получал во обще шестьдесят рублей. А сейчас вот уже девяносто рублей. Ставка у нас конечно небольшая, но со временем, я думаю, мы вас сможем перевести на должность методиста, там на немного, но побольше будете получать.

  Михаил Пахомович, взял трубку телефона и пригласил инспектора, к себе в кабинет.
-Надежда Ивановна, - произнес Михаил Пахомович, когда она зашла в кабинет - вот Алексей Григорьевич, выпускник культпросветучилища города Стерлитамака, приехал к нам на работу. Оформите его на должность инструктора по работе с детьми Районного Дома культуры.

  -Ну, что Алексей Григорьевич, рад нашей встречи,- он привстал из-за стола, подошел ко мне и пожал мне руку, - Сейчас идите отдайте документы на оформление, Надежде Ивановне, а потом идите в Районный Дом культуры, к директору, я сейчас ему позвоню, он встретит вас и введет в курс дела.

Мы вышли из кабинета заведующего. Я передал все документы, Надежде Ивановне, инспектору отдела культуры по кадрам, а сам, довольный и счастливый добрым приемом Михаила Похомовича, моего теперь уже первого начальника, направился в Районный Дом культуры знакомится с его коллективом и их работой. Так, более сорока лет, с теплого дружеского пожатия и  благословения Михаила Пахомовича  Притомского я начал свою трудовую деятельность в отделе культуры нашего района, что послужила причиной тому, что я навсегда осел, в ставшим  родным, для меня сейчас, Иглинском районе.

   Мы сидели у гроба Михаила Пахомовича, уже минут двадцать. Я, потрогав, по обычаю, его ноги присел тут же на стул рядом с гробом. Я слушал воспоминания родных, моего бывшего заведующего, и моих знакомых, иногда бросал свой взгляд на его приоткрытое лицо. В какой-то момент мне показалось, что он лежит с закрытыми глазами и улыбается, радуясь тому, что мы пришли поводить его в последний путь.
О смерти, уважаемого мной человека, я узнал вчера, а это была суббота, Страстная суббота, а умер он умер Михаил Пахомович, днём ранее, в Страстную пятницу. Смерть близкого, ставшего родным человека, вызвало в моей душе боль и сожаление.

  -Вот к чему был мой необычный сон, приснившийся мне прошедшей ночью. У многоэтажного дома, горела земля. Я видел сильное пламя огня, который вырывался из-под земли. До этой ночи я слышал известие о смерти людей от коронавирусной инфекции в Индии, где умерших людей сжигают, а пепел развеивают над рекой Гангой. Многие мои сны всегда были пророческими. Таким необычным способ мне можно было бы, при правильном их толковании, разгадывать будущие события в нашей жизни. Конечно, я мог бы подумать о чём угодно, но только не о смерти уважаемого мной Михаила Пахомовича. Я понял одно, что горящая земля у многоэтажного дома, снится не к добру.

    Дом Михаила Пахомовича находился недалеко от центра села, но проезда к его дому преграждала разлившаяся река Белекес, которую в обычное время машины переезжали её в брод. Но был апрель месяц и река только освобождалась от паводка. По этой причине нам пришлось ехать в объезд. Мы долго не могли найти дорогу к дому Михаила Пахомовича. Прошло около часа времени, пока мы подъехали к дому покойного.


  Нас встретил его внук Алексей, удивительно похожий на деда. Такой же небольшого роста, с зачесанными назад волосами и серыми, как у деда глазами.
-Это дом Притомского Михаила Пахомовича? -обратился Михаил Петрович к молодому человеку, выходящему со двора,
-Да это дом Михаила Пахомовича , ответил Алексей, отвечая на наш вопрос, и открывая калитку, проходите.
Здравствуйте, а вы внук Михаила Пахомовича?- обратился к выходящему к нам навстречу молодому человеку.
-Алексей я, внук Михаила Пахомовича, проходите, - сказал Алексей и широко открыл ворота.

Я быстро снял обувь на крыльце и поспешил в дом. Проходя в дом, я увидел дочь Михаила Пахомовича, Светлану. Она, поздоровавшись со мной проводила меня в комнату, где стоял гроб с телом покойного.

  Положив, по обычаю, в вазу денежную купюру, я попросил Светлану приоткрыть покрывало и показать лицо покойного. Светлана быстро встала и приоткрыло лицо. Я увидел, знакомое лицо Михаила Пахомовича. Постаревшее, покрытое белой седой щетинкой, было слегка бледным и чуть склонённым вправо. Седые, но еще темные волосы, говорили и о старости, и о том, что он еще мог жить.

  Михаил Петрович Лекарев, когда-то, сменивший на посту Михаила Пахомовича и председатель Совета ветеранов района Сайфулла Хайбуллович Аиткулов занесли венки и поставили их у стены, рядом с к гробом. Потом, положив деньги, по народному обычаю в вазу, стоявшей на тумбочке у изголовья, присели рядом с дочерьми Михаила Пахомовича.
-Что случилось с ним? - прервал первым, наступившее короткое скорбное молчание Михаил Петрович.
-Прожил ровно полгода, после операции по удалению аденомы,- произнесла с грустью Светлана, -  ровно два года пережил маму.

- Да, тяжело вздохнув, - произнес Сайфулла Хайбуллович, - не повезло ему. У меня ведь тоже была аденома, но тьфу, тьфу, все обошлось. Мог бы еще пожить. Сколько ему было-то?
-Восемьдесят восемь,- произнесла вторая дочь Пахомовича.
- А у меня сохранились кадры их последнего посещения с мамой Дома культуры, их поздравляли с юбилеем, - произнес я, вспомнив о своём видео архиве.
-Ой, а мы недавно, - тут же прервала мой разговор Ирина, -в ютубе, нашли записи 1998 года, концерт к 60-летию Победы. Там папа, под аккомпанемент Валерия Михайловича Маврина, поёт. Я ссылку тут же всем своим родным отослала.
-У меня много, где он есть, обязательно, как только найду выложу в ютуб. Девочки, а я у кого свадьбу снимал из вас? -  спросил я.
-У меня, - тут же отозвалась Светлана.
-А вы оцифровали кассету?
-Нет, а вас нельзя попросить.
-Конечно. Давайте обменяемся телефонами. Потом позвоните, и договоримся.

-Да, хороший был человек, Михаил Пахомович, был добрым, приветливым, без обидным. А каким талантливым он был, как он пел на наших концертах, - продолжил разговор Михаил Петрович, -он ведь возглавлял отдел культуры в трудные девяностые годы. Сколько нам с ним по району пришлось проездить, сколько концертов поставить. Денег не было иногда даже на зарплату, не говоря о ремонте клубов, но выживали, как-то, продолжали работать.

Я сидел у гроба Михаила Пахомовича, а в мыслях благодарил его за все, что он сделал для меня. За то, что принял на работу, учил меня в первые годы, подсказывал, поддерживал, направлял. Отпустил меня, когда я однажды сорвался с места, а потом с большим удовольствием принял меня обратно    и поручил мне возглавить Районный Дом культуры. Всегда при его жизни, встречая его я старался относиться к нему по-доброму встречал его всегда приветливо, проявляя уважение к нему, как к своему старшему товарищу, специалисту культуры.

Я сидел у гроба Михаила Пахомовича и в душе благодарил его за то, что он  дал  благословение на работу в команде культработников, в ставшем мне родным, Иглинском районе. Благодаря его вере в меня, его поддержке в первые годы моей работе в команде культработников, мы многое сделали в районе, нашли новые методы и формы работы в трудные девяностые годы. Первое, что мы сделали, так это начали возрождать традиционные народные праздники. Необыкновенно массовым проходили, в нашем многонациональном районе, народные праздники: славян - Проводы Зимы- Русская масленица, башкир - праздник «Сабантуй», латышей «Янов-день», у чувашей- «Сурхури». В нашем районе начали возникать фольклорные коллективы: башкирский «Ак тирма», чувашский «Иметь», белорусский «Сябры». Мы стали направлять работников культуры на обучение в культпросветучилище города Стерлитамака, а после его окончания мы отправляли их в Челябинский Институт культуры и этим самым мы повышали профессиональное мастерство наших культработников.
Я сидел и смотрел на Михаила Пахомовича. У его изголовья стояла его фотография, на которой он был изображен со своей женой, Евгенией Михайловной. С ней он прожил долгую жизнь и всегда оставался любимым и верным мужем.

Рядом с фотографией горела свеча. Глядя на неё, я вспомнил о христианском празднике Пасхе, которая должна была наступить на следующий день. Когда мы пришли   попрощаться, со своим бывшим руководителем была Великая суббота Страстной седмицы. Получалось, что Михаил Пахомович умер в Страстную неделю, последней недели земной жизни Иисуса Христа, именно в тот день, в который Иисус Христос принял мученическую смерть, в Страстную пятницу. Моё прощание с моим наставником проходило в Страстную субботу, когда, много веков назад, тело Христа лежало в гробнице. Еще утром я поймал себя на мысли, что   сегодня я должен обязательно пойти в церковь и поставить свечку у иконы всех святых за помин души умерших друзей. Получается на подсознательном уровне сам Бог говорил мне о моих будущих действиях сегодняшнего дня. Теперь я понимал, что я должен обязательно посетить нашу Михайло-Архангельскую церковь и поставить свечу за помин души моих друзей, ушедшего Михаила Пахомовича и самого Иисуса Христа.

  Вспоминая события, прошедшей Страстной пятницы, я вспомнил, что в социальных сетях мне открылся удивительный текст разъясняющий о далеких событиях Страстной пятницы в котором говорилось следующее: « …в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.  В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: люди убили Бога.
Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим, сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем».

В тот момент я еще не до конца понимал связь смерти Михаила Пахомовича именно в Страстную пятницу, в день, когда распяли Спасителя, а всю субботу его тело пролежало в гробнице. Тогда скорбь близких людей у гроба Христа была очень тяжелой, ведь едва ли кто-то надеялся на то, что он воскреснет.

  Для меня лично это означало, что совпадение этих событий есть не что иное, что таким образом, он мой руководитель, давал мне другое наставление, а именно прийти к вере, к Богу, к учению Иисуса Христа.  Мне предстояла понять в чем сила его учения, в чем смысл воскресения сына Божия, так необходимого всем нам, живущим на этой земле.

  Уходя из дома Михаила Пахомовича, я попросил у него  прощения за все, что возможно делал не так и попрощался с ним. Выйдя на улицу, и, садясь в автомобиль, я попросил водителя остановиться у Михайло-Архангельской церкви нашего села.

Заходя в неё, я исполнил весь ритуал входа в неё: снял фуражку, мысленно перекрестился перед входом и зашел с молитвой  в Храм Божий, который в тяжелые девяностые года начал возрождаться. В нем отстроили купол, колокольню, на которой зазвенели колокола. Сегодня здесь из-под старой штукатурки открыли лики святых, среди которых лик Николая Чудотворца.

Я купил свечи и прошелся среди икон святых. Первую свечку я поставил за помин души Михаила, моего   первого учителя и наставника в моей трудовой деятельности, за помин моих, ушедших из жизни друзей,  а потом, за здравие моих друзей и близких, у иконных всех святых.  Стоя у иконы святых я подумал, о том, что как хорошо, что в нашем селе возродился храм, построенный родоначальницей села, Еленой Иглиной, и, открывшегося в 1822 году, о том, что завтра верующие придут в наш обновляющийся храм на празднование Пасхи -праздника Христово Воскресения.

Я постарался не задерживаться в храме, в который приходили и уходили посетители. Выходя из храма, я заметил, людей, раскладывающих на столы коробки с куличами и тарелки с крашенными яйцами. Перед праздником жители нашего села пришли, чтобы отец Константин, настоятель Михайло-Архангельского храма осветил их перед Пасхой.

Всегда, приходя сюда, у меня возникают различные мысли, которые в обычной жизни у меня не могли бы даже возникнуть.  Приходя в церковь, заходя в неё, понимаешь, что попадешь в   Храм Божий, пропитанный Духом Божиим. Как важно иметь в своем родном селе такой храм, куда можно прийти для очищения своей души.  Сегодня уходя из него, я начал понимать, что и мы, каждый из нас сопоставим с таким же храмом, поэтому мы должны ходить в храм, чтобы очищать душу от ненависти, от зависти, освобождаться от всего этого зла и заряжаться Божьей чистой энергией. И тут я понял, как важно хранить Храм Божий, как и свой личный храм, находящийся в нас. Те, кто разоряет его, разоряет себя, свой Храм и этим самым убивает себя и, дарованную ему Богом, жизнь.

Каждое событие происходящее с нами, вокруг нас, происходит не просто так и не проходит бесследно. Уход из жизни Михаила Пахомовича стал для меня не просто событием, а одним из важных моментов, который стал началом моего нового миропонимания, отношения к жизни, к людям. Его уход подводил меня к жизни, где есть вера в Бога, с которым у человека рождается другое отношение к самой жизни, к окружающим людям, к самому себе.

Уход близкого человека, в период христианского поста, в Страстную седмицу, в  Страстную пятницу и похороны его в  Пасху означали для меня окончанием одного из периодов моей жизни. Моя трудовая деятельность подходила к концу, в части которой Михаил Пахомович имел очень важное значение. Покидая этот мир в особый христианский период он, своей смертью, дал мне понять, что моя жизнь входит в особую фазу, окончание которого у всех одинаков.

В связи с этим последний этап моей жизни, должен пройти в очищении своего внутреннего храма от рабства греха, и становления на путь обновления и возрождения жизни, как это происходит в один из главных христианских праздников – Пасхе, «праздника символизирующего победу добра над злом, света над тьмой, хранящий в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении».