Советы для начинающих писателей

Ольга Сушкова
   Дорогие читатели, я знаю, что среди вас есть те, кто сами пробуют себя в писательском деле (и не важно, что вы пишете – романы, короткие рассказы, фанфики и т.п.) и те, кто только думает начать писать, но никак не может начать или просто стесняется! Так вот, не стесняйтесь и ничего не бойтесь. Главное - начать!

   Сегодня я хотела бы поделить с вами небольшими советами для начинающих писателей.

   1. Вас атакуют важные дела или ещё хуже – напала лень? Постарайтесь научиться планировать своё время. Составьте себе расписание, да банально записывайте в блокнот, что и со скольких и до скольких вы делаете. Например, я весь день работаю, а вечером стараюсь писать книгу. Нет вдохновения? Не переживайте, просто откройте чистый лист с названием «Глава номер такая-то» и напишите хоть что-то, хоть строчку. И глядишь, текст начнёт появляться строчка за строчкой. Постарайтесь абстрагироваться от окружающего мира, включить тематическую музыку (например, сцену битвы я всегда пишу под ритмичную музыку) и просто начать стучать по клавишам вашего компьютера. Но при этом, конечно, помните, что нужно уделять время и семье, и домашним делам, и не забывать про основную работу. Если вам нужно решить какой-то важный рабочий вопрос, то решите его прямо сейчас. Не надо уходить в писательство, думая, что вот чуть попишите, а потом поработаете. Нет, так это не работает :-) Лучше сделайте все дела, а потом уже начинайте писать, иначе просто не сможете расслабиться и творить в своё удовольствие.

   2. Пишите! Несмотря ни на что, каждый день пишите! Хоть предложение, хоть абзац. По-хорошему лучше всего писать не меньше 3000 знаков каждый день (это примерно страница текста). Иначе вы просто теряете хватку. Да, это как с любым трудом. Вы просто можете отвыкнуть, забыть как это, и потом текст будет получаться в стиле «нет, это что-то не то, удалю-ка я это, пока никто не увидел». Поверьте, самое сложное – это начать писать, особенно после долгого перерыва.

   3. Вы пишите, но вам не нравится, что получается? Начинается лёгкая депрессия? Не спешите удалять текст или сжигать его как Гоголь. Просто переключитесь на что-то другое. Помните, вы пишите не ради денег, а ради удовольствия. Писательство, если конечно, это не ваша главная профессия, не должно быть обязанностью. Если вы точно знаете, что сегодня не сможете ничего написать, не пишите. Послушайте музыку, посидите в Интернете. Мне помогает просмотр тематических картинок или клипов. Например, мне нужно описать пещеру, тогда я просто пишу запрос в «Яндексе» «пещера фэнтези». Да, мне может ничего не понравиться, но уже какой-то образ в голове сложится.

   4. Начните вести писательский дневник. Нет, не надо записывать всё, что с вами происходит за день. Просто записывайте в него любые свои мысли, связанные с творчеством. Допустим, вам пришла какая-то идея, что главные герои могут сказать друг другу в той или иной ситуации. Запишите эту идею! И не надейтесь, что вспомните её потом. Не вспомните. Вы услышали или прочитали какую-то интересную фразу? Запишите её. С вами произошла забавная ситуация, которую потом можно в том или ином ключе описать в вашем рассказе. Запишите эту ситуацию хоть парой фраз в свой дневник. Лично я веду дневник в одном из мессенджеров в телефоне – просто переписываюсь сама с собой, находясь в дороге, в транспорте, да где угодно. Потом я могу открыть мессенджер на компьютере дома и просто скопировать свои записи уже в вордовский файл. Собственно, именно так я и пишу книги. Я просто делаю какие-то заметки. День за днём. Одна за другой. И потом приходит момент, когда такие заметки начинают складываться в какой-то сюжет, обрастают обстановкой, героями. Вы начинаете «видеть» придуманный вами мир, своих героев в этом мире, что с ними происходит, какую задачу они пытаются решить. И вот, вы начинаете наращивать этот сюжет, развивать его. Тезисы превращаются в абзацы, абзацы в главы, главы составляют книгу. Мало-помалу, вы создаёте свой шедевр :-)

   5. Не бойтесь критики! Публикуйтесь! Не пишите в стол! Как только вы что-то написали, вычитали, опубликуйте текст хоть где-то, покажите друзьям, родным. Пусть вас похвалят, пусть покритикуют, но вы получите отклик. Да, то, что вы пишите, может понравиться не всем, но вы обязательно найдёте своего читателя. Да, это произойдёт не сразу, да сначала могут появиться критики. Но не спешите удалять своё произведение. Дайте ему полежать, почитайте, послушайте, что вам говорят другие люди. Возможно, так вы поймёте, как можно улучшить своё произведение.

   6. Читайте! Читайте настоящие книги, учитесь на них, учитесь, как пишут другие! Вы не поверите, но после школы я жутко не любила читать книги. Считала, что это не моё, что у меня нет на это времени. Но всё дело было в том, что я просто не могла найти своего автора. Это произошло совершенно случайно. Я просто увидела в Интернете список «книг, который вы обязательно должны прочитать за свою жизнь». Я посмотрела список и меня привлекла всего одна книга – Артур Хейли «Аэропорт». Дело в том, что я люблю летать, тема самолётов и аэропорта мне близка. И я решила приобрести печатную версию этой книги. Сама не заметила, как не прошло и недели или двух, как книга была прочитана. Артур Хейли стал моим первым писателем, которого я по-настоящему полюбила, хотя и прочла всего ещё одну его книгу «Отель». Однозначно рекомендую! Но после этих двух книг я подумала – а почему бы не начать читать что-то близкое мне по духу? Всё-таки я фэнтези-автор. И я познакомилась с творчеством белорусской писательница Ольги Громыко, я буквально погрузилась с головой в её мир про приключения ведьмы Вольхи, потом были дилогии про «Год Крысы», книга «Цветок Камалейника», любимой же стала книга «Верные враги». После Громыко я долго не могла найти автора, чьё творчество мне понравится настолько же сильно. И вдруг мой молодой человек спросил меня – а почему бы не Пехов? Я задумалась, ведь я слышала эту фамилию. Алексей Пехов начинал свой писательский труд примерно в то же время, что и Ольга Громыко, они оба в разные годы стали авторами, получившими премию среди начинающих писателей фантастики «Меч без имени». И я решилась! Теперь с творчеством Пехова я не расстаюсь и по сей день. За плечами остались и «Хроники Сиалы», и «Под знаком Мантикоры», и «Мир Хары», и «Страж», и «Синее пламя». Сейчас же я читаю его книгу «Пересмешник». И мне очень нравится! Поэтому читайте, учитесь, найдите свой стиль и пишите!

   7. Если же вы ищете славы, хотите быть популярны, зарабатывать на книгах деньги, то научитесь хорошо писать. И не забывайте о рекламе! Начинайте публиковать себя бесплатно. Вы соберёте свою аудиторию. Поверьте, очень мало есть людей, которые стали популярны, отправив первое же своё произведение в большое издательство. Если же вы это сделали, и вас не приняли, не отчаивайтесь. Расскажу свою историю. Я начала писать ещё в институте, это было примерно 10 лет назад. Публиковала свои рассказы и главы первой книги «Сердце ангела» в LiveJournal, там меня читатели мои друзья. Потом же я стала расширяться и опубликовала свои произведения на портале Проза.ру, где публикуюсь до сих пор. Именно на Прозе.ру (http://proza.ru/avtor/sushkaolga) я и нашла своих первых читателей, которых сейчас уже почти 30000. Потом я создала группу во ВКонтакте, где публикую все новости, связанные с моим творчеством. Во ВКонтакте же я делала себе и первую рекламу в одной из тематических групп «Книги для подростков», где получила хороший отклик. За всё это время я написала несколько книг и рассказов. И вот в прошлом году закончила свою первую настоящую книгу, которую я очень захотела издать. Да, книга была опубликована в Интернете на сайте Проза.ру, а это означало, что я не могу пойти с рукописью в какое-либо издательство, там принимают только нигде ранее не опубликованные тексты. Но книгу-то издать очень хотелось! Но где взять денег? А всё оказалось очень просто! Краудфандинговая кампания. Это сайты, где вы регистрируетесь, рассказываете о своём творчестве (не только писательство) и просите помочь осуществить свою мечту, на которую вам требуется определённая сумма денег. Думаете, что собрать деньги нереально? Да нет, реально. Да, вам, конечно, помогут и незнакомые люди, но по большей части деньги (начиная от 50 рублей и намного выше) вам помогут собрать ваши читатели и друзья. Потому мой вам совет – публикуйте себя бесплатно, набирайте аудиторию читателей, ваших поклонников, делайте себе рекламу. Именно благодаря всем им мне и удалось издать свою первую книгу «Тёмный ангел. Наследник»  К слову, книга была вычитана профессиональным редактором Карина Вартанян, для книги была специально подготовлена обложка и рисунки художницей Яной Кочевой, книга была свёрстана и издана компанией «OneBook». Сейчас же книга разлетелась и разъехалась по всевозможным городам России и даже разным странам!

   8. Просто любите то, чем вы занимаетесь, любите себя! Творите, несмотря ни на что! Верьте в себя. Никогда не бросайте начатого. И однажды именно вам напишут бескрайние слова благодарности за ваше творчество. Однажды вы начнёте получать положительные отзывы и, возможно, к вам придёт заветное электронное письмо из какого-либо издательства со словами, что они готовы издать именно вашу книгу!

   А какие советы начинающим писателям могли бы дать вы? Делитесь в комментариях :-)