двойная звезда

Роман Луконин
Какой быть может Гюго, если у Ромки Хайнлайн не читан?. Так сказал мой друг, и я устыдился. В последнее время упиваюсь фантастической прозой Роберта и прочитал довольно много его романов, повестей и рассказов. Ну что ж, Гюго так Гюго. А там два толстенных тома! О, Боги!. Достав с полки первый том "Отверженных", прочитал первую главу и даже вторую почти осилил, но сморил меня сон, навеянный французским автором, и я, пискнув от неудовольствия, когда проснулся, махнул рукой на Виктора Батьковича и принялся за чтение любимого писателя.

Роман небольшой и захватывающий, несмотря на многочисленные вкрапления рассуждений о политике. В простых фразах Хайнлайна политика не скучна, а интересна, немного припудрена сарказмом и мыслями, которые до сих пор тревожат человечество. А сейчас особенно. К примеру, расовая дискриминация личности. Также Хайнлайн задаётся вопросом: «Что же такое политика, и с чем её едят? Это всего лишь шоу, и оно должно продолжаться при любых условиях? Кто такой политик? Балагур или профессиональный актёр?» Писатель в романе отвечает на собственный вопрос, говоря, что политика - самая интересная игра, придуманная человечеством, остальные игры - детский лепет. И соглашусь в очередной раз с автором, который за призмой сказочки тыкал носом человечество в собственные ошибки. При этом смеялся не хуже Шекли над человеческим театром лицедейства.

Действие в романе начинается незамысловато и поначалу кажется, что читателя ждёт очередной образчик юношеской приключенческой литературы, но это только кажется. Актёр Лоренсо на мели: ролей давно нет, а агенты молчат. Что остаётся, кроме того, чтобы пропить последнюю монету или угостить, на свою голову, космического дальнобойщика? Ничего не стоит доброта душевная без пределов, а потому люди, увидев её в ближнем своём, готовы вычерпать её всю без остатка. Так и дальнобойщик. Предлагает сыграть Лоренсо звёздную роль политического деятеля, так как последний похищен неизвестными, а встречи на политическом Олимпе должны продолжаться, тем более выборы на носу. Актёр соглашается, не предвидя, куда политическая роль может его завести и в какие передряги забросить.

Хайнлайн верил в доброту и честность простых смертных (об этом сказано во множественных эссе писателя), а потому рисовал в своих романах героев честных, не отступающих перед трудностями. Таким выглядит и Лоренсо, несмотря на напускную артистическую харизму. Сколько отдаёт он сил для роли, изучая её подетально?! Уму непостижимо! Актёр буквально перерождается в своего персонажа. А сколько сейчас актёров, которые о театральном мастерстве знают лишь понаслышке? Лоренцо честен, Лоренцо твёрд. Если на что-то соглашается, то выполняет обязанности до конца, а этого так не хватает множеству из нас, и Хайнлайн откровенно издевается над никчёмностью и глупостью в романе, собственно, как и во всех произведениях мастера. Буквально стонет от напыщенной наигранности лицедеев, которые мнят о себе больше положенного. Я говорю не об актёре, а о множестве людей, которым легче лицемерить и врать, чем говорить правду.

Прочитал роман в три дня: благо читается легко, да и страниц немного. И несмотря на мою откровенную нелюбовь к разного рода политическим игрищам, роман мне понравился. Автор не затянул сюжет, и все до единой фразы на своих местах. Сказал всё, и не потребовалось ему для этого двух томов. Всегда считал, как и Чехов, что гениальность в кратких текстах. На ста страницах целая жизнь заключена. Это ведь, правда, круто! И сюжет при этом "голым" не назовёшь, и философии, и сарказма, и умения посмеяться над самим собой в нём предостаточно. Где нужно - длинные монологи, а порой и длинные описания. И вовсе не обязательно рассказывать про каждую ложечку на кухне, чтобы показать, насколько автор силён в литературе! Ведь Чехов тоже кухонные приборы не описывал с содержимым магазинов, а от этого психологические портреты его произведений не ухудшились. Нет, я ни в коем случае не сравниваю Хайнлайна с Чеховым. Антон Павлович - наше всё! На днях в десятый раз перечитал "Палату №6". На пятидесяти страницах столько жизни и характеров человеческих, точных до ужаса, что поражаешься гениальности классика! Но и Хайнлайн для американской фантастики - классик. Каждый текст наполнен жизнью, нескончаемым сарказмом и прекрасным построением фраз и абзацев.
1.05.2021 р.