судные дни

Роман Луконин
Вот и я добрался до модного ныне мистификатора Адама Невилла, который благодаря своему "Ритуалу" обрёл в России уйму поклонников, как когда-то Стивен Кинг, Роберт Маккаммон, Дин Кунц, Дэн Симмонс и многие другие. Радует, что публику ужасов стиль ещё волнует и захватывает. Кажется, всё уже исписано в этом жанре давным-давно и рассказано много раз на разные лады, но, как говорится, в умелых руках и журавль гнездится. А потому, начитавшись хвалебных отзывов на произведения этого писателя, я начал ознакомление не как всегда - с худшей книги, а с произведения, которое по рейтингам и отзывам стоит на одной из высших точек литературного мира писателя.

Всегда интересно открыть нового мастера саспенса, но это не всегда просто. Адама Невилла читал в малой прозе, и тут пятьдесят на пятьдесят. Некоторые рассказы заходили, а некоторые были отвратными. Но такого итога я примерно и ждал, ибо всё не бывает классным. Обратился к "Судным дням" - не совсем худенькому роману на 540 страниц. Роман вышел в серии "Мастера ужасов", а произведения, напечатанные в серии, не всегда классные. Последние два романа из серии (уж и названия забыл) не сильно порадовали. Ни атмосферы, ни ужасов, ни триллера, а одно однообразное переминание на месте. Этого момента боялся и в данном произведении. И, как выяснилось позже, не зря. Переминание на месте есть, как и есть клише "Эй, чувак!", в последнем допускаю слабую работу редакторов, которые могли бы поставить фразы более профессиональные.

Но! В романе Невилла каждое переминание окупается, и этим автор однозначно выигрывает. Каждый длительный, никуда не ведущий диалог автор скрашивает атмосферой жути по ночам, когда из потолка и из стен проявляются пугающие подробности. Потому читается легко и стиль простой и незамысловатый, но при этом не тупой, и чувствуешь писателя. Не обычная "жёлтенькая" литература. У Невилла, как в романах Кинга или Симмонса, есть свои особенности, благодаря чему его произведения не спутать с произведениями других писателей. У автора есть свой стиль, и это огромный плюс. Если на обложке, например, написать «Кинг "Судные дни"», то почитатель творчества авторов воскликнет: «Ни фига! Это Невилл!». Со стилем разобрались. Идём дальше.

Невилл сделал бы подарок фанатам, если бы значительно сократил книгу и написал бы "чёткий" хоррор страниц на двести пятьдесят. Цены бы не было! А то чувствуется под финал, что автору надоел проект и несмотря на напряжение, ощущается, как теряется связь с персонажами. Главный герой - режиссёр-документалист до середины выглядит нормальным человеческим существом с проблемами, но под финал это кто-то непонятный, постоянно ревущий и блюющий. Финал, как мне показалось, слабоват. Долгое повествование резко заканчивается в последних двух главах, без всяких разъяснений и объяснений, откуда берётся наёмник, чтобы завершить дело. Но зато крушит персонажей автор со знанием дела. В финале чувствительный читатель может даже на время утратить аппетит. В самом романе ничего ужасающе страшного нет: атмосфера напряжённая, но не пугающая до безумия, да и наблюдать за происходящим интересно.

Теперь можно сказать пару слов о сюжете. Некий богатенький Буратино - Макс нанимает режиссёра-документалиста снять работу о секте "Храм Судных дней", которая в далёких семидесятых наделала много шума. Режиссёр Кайл весь в долгах, а потому с удовольствием берётся за дело. Съёмки проходят в разных странах, где остались в живых последние свидетели секты. Чем дальше в лес, тем больше дров! Чем больше снимает Кайл документалку, тем больше чувствует, как что-то из потустороннего мира тянет к его душе скрюченные пальчики.

Буду ли я читать ещё Адама Невилла или завяжу на " Судных днях"? Думаю, буду. Ознакомлюсь с ещё одним хитом - "Никто не уйдёт живым", а там видно будет. К слову, тоже довольно пухленький роман, а значит, возможны топтания на месте. Рекомендовать буду. В принципе, достойный роман для жанра современной мистики и ужасов. Есть ляпы (я всё-таки надеюсь, что это редакторские и переводческие ошибки), но при этом и атмосфера со стилем имеются, а это главное для меня в писательском ремесле.
1.05.2021 р.