Портреты к биографии Артистки балета - часть 2

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек.  Портрет Е.И. Колосовой. Начало 1800-х. Х.м. 69х52,5. ГРМ
2. А.Е. Егоров.  Портрет Е.И. Колосовой. 1802. Х.м. Сайт «Наполеон и революция».
3. Неизвестный художник. Портрет-миниатюра Е.И. Колосовой из пятитомника «Русские портреты». СПб. 1908.

Продолжим разговор о портрете Е.И. Колосовой кисти А.Г. Варнека, находящемся в собрании ГРМ с 1913 года, начатый в предыдущей миниатюре от 30.04.21.  Напомню, что мнения искусствоведов относительно датировки данного портрета разделились. Целищева Л.Н. в монографии, посвященной С.С. Щукину [1], назвала 1801 год, Турчин В.С.  в списке работ А.Г. Варнека, приложенном к своей монографии, указал ок. 1802, а в первой ее главе уточнил: 1802-1803 гг. [2].  В каталоге же Государственной Третьяковской галереи  просто указано начало 1800-х [3].

Причину такого различия датировок портрета связываю с тем, что до сих пор не установлена точная дата рождения Е.И. Колосовой, и, как сообщается в  одних первоисточниках, она родилась 15 декабря 1780 г., а в других – 15декабря  1782 года (по старому стилю).  Приступив к поиску аргументов в пользу правильной даты, я поначалу произвел подсчет  в интернете числа документов с одной, а затем - с другой датой. Учел при этом также несколько бумажных первоисточников.   

Поиски показали, что дата 1780 г. в просмотренных документах встретилась более 50 раз, а дата 1782 – всего 12 раз. Это, конечно, является одним из аргументов в пользу первой из дат, но захотелось проанализировать данный вопрос с разных сторон.   И тут мне помогли два документа. Первый из них – биография Е.И. Колосовой в пятитомнике «Русские портреты» [4], с которой я знаком уже много лет. А второй документ – биография балерины на сайте «Наполеон и революция», с которой ознакомился сравнительно недавно. Ниже представлены обе эти биографии.

Русские портреты, том 1, №174:  «Колосова Евгения (Евдокия) Ивановна (1782 – 1869), дочь балетного танцовщика Ивана Неелова, родилась 15 декабря 1782 года. Обучалась в театральной школе танцам под руководством Вальберга, и в 14 лет дебютировала в балете «Пигмалион», а три года спустя (в 17 лет), выпущена солисткой (в 1797 году).
Брюнетка поразительной красоты, с большими черными глазами, стройная и изящная, с гибким станом, она сразу завоевала себе навсегда симпатии публики.

«Ее талантливая игра, по отзыву современников, «исторгала слезы у зрителей». К чести ее, должно сказать, что она не остановилась на том, что дала ей школа, и в течение всей своей сценической деятельности продолжала совершенствоваться. Училась у Огюста и Шевалье, создавших изящные приемы новой балетной школы, и сделала большие успехи в мимике. Дидло ценил ее талант и поручал ей самые трудные роли; она с громадным успехом исполняла роль Медеи в балете Новера. Иногда она выступала и в драме.

Тотчас по выходе из театральной школы, Неелова вышла замуж за музыканта Михаила Колосова, а в 1802 году у нее родилась дочь Александра, впоследствии знаменитая драматическая актриса, в 1827 году вышедшая замуж за трагика Василия Андреевича Каратыгина.

По свидетельству А.Я. Булгакова, московские «матадоры», Иван Николаевич Корсаков и, главное, старик князь Николай Борисович Юсупов, покровительствовали ей; от последнего она имела сына; мальчик воспитывался в одном из немецких пансионов, когда умер князь. Колосова оставила сцену в 1826 году, после чего прожила еще 43 года и умерла почти 90 лет от роду». 

Сайт «Наполеон и революция»:  «Колосова Евгения (Евдокия) Ивановна, урождённая Неёлова (1780-1869) – знаменитая пантомимная танцовщица и драматическая актриса. Родилась 15 декабря 1780 года в семье известного артиста и танцовщика Ивана Дмитриевича Неёлова (1746-1810), с детства выступала в музыкальных и драматических спектаклях, обучалась искусству «дансёрки» у придворного балетмейстера Ивана Ивановича Вальберга (1763-1819) в Петербургском театральном училище и в 1794 году в возрасте 14 лет дебютировала в балете «Пигмалион».

Соединяла значительные хореографические способности и трагическую выразительность с прекрасной фигурой и величавой поступью, исполняла заглавные роли в балетах, поставленных Вальбергом в Петербургской казённой труппе и была первой балериной, создавшей на русской сцене образ своей современницы. Знаменитый балетмейстери и педагог Дидло (1767-1837) восхищался ею и находил, что «дарования, ей подобные, не имеют пределов».

По свидетельству современников, Колосова успешно выступала также в качестве драматической актрисы, покинула сцену в 1826 году и в дальнейшем активно занималась педагогической деятельностью – среди её учениц знаменитая Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848). Умерла 30 марта 1869 года в Санкт-Петербурге в возрасте 88 лет, похоронена на Смоленском кладбище.

Состояла в любовной связи с князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1750-1831), от которого имела сына Александра (1795-1819). Портрет балерины написан в 1802 году живописцем Алексеем Егоровичем Егоровым (1776-1851)».

Сопоставление дат одного и того же события в жизни балерины (дебют в балете «Пигмалион») показывает, что 1782 год – это ошибочная дата рождения, указанная в биографической заметке пятитомника «Русские портреты». Действительно, в этом случае выходит, что дебют Колосовой состоялся в 1796 году, а солисткой она была выпущена уже через  один год, т.е. в 1797 году.  Это неверно, т.к. солисткой выпускница Театрального училища стала в 1799 году в возрасте 19 лет (см. ссылку на Театральную энциклопедию в предыдущей миниатюре). Подобного противоречия нет в биографии, приведенной на сайте «Наполеон и революция».

Вместе с тем, как в той, так и в другой приведенных выше биографиях названы не вполне официальные факты из жизни Колосовой, касающиеся, в частности, ее покровительства со стороны князя Н.Б. Юсупова и рождения от него ребенка в 1795 году.  Но с одной стороны, сайт «Наполеон и революция» не мог, как мне думается опубликовать непроверенные факты.  В то же время, игнорирование подобного факта и явилось одной из причин неразберихи с датами рождения балерины в официальных биографиях. 

Представим себе, что автор биографической заметки Колосовой  в пятитомнике «Русские портреты» сообщил бы о рождении ею ребенка в 1795 году, то читатели заметки  сразу бы увидели ошибку в дате рождения самой мамы, т.к. выходило бы, что она родила его в возрасте 13 лет, а значит что-то здесь не так.  Правда и то, что рождение сына в возрасте 15-ти лет, когда учеба в Театральном училище только началась, нормой назвать также нельзя. И это никак не способствует авторитету князя Н.Б. Юсупова, которого в последние годы авторы некоторых публикаций стремятся возвеличить, как человека, много сделавшего для русской культуры и искусства.

А вот учет точной даты рождения дочери Е.И. Колосовой, Александры Михайловны (04.02.1802 – 07.03.1880), от ее брака  с музыкантом Михаилом Петровичем Колосовым (1776 – 1826), тоже оказался  важен для автора настоящей миниатюры при установлении датировки портрета из ГРМ.  Действительно, вряд ли художник писал данный портрет незадолго перед тем, или вскоре после того, как модель находилась в положении. Это однозначно сдвигает верхнюю границу даты написания портрета к 1801 году и исключает датировку, предложенную В.С. Турчиным.

Дальнейший сдвиг этой даты к 1800 -му году также маловероятен, т.к. сам художник в это время был еще совсем «зеленым». Ну и дата 1803 г., когда выпускник ИАХ уже написал целую группу портретов, как будет показано ниже, является несостоятельной по той причине, что модель еще не вернула «форму» после рождения дочери. Поэтому датировка портрета (1801), предложенная Л.Н. Целищевой, оказывается, на мой взгляд, наиболее реалистичной.
 
Но вернусь еще раз к 1802 году, т.к. в этом году, как сообщает заметка на сайте «Наполеон и революция», портрет Е.И. Колосовой был выполнен знаменитым русским художником Егоровым Алексеем Егоровичем (1776 – 1851), прекрасную историческую миниатюру под названием «Свеча жизни Егорова» о котором написал Валентин Пикуль.

Об этом портрете А.Е. Егорова на сайте «Наполеон и революция», приложенном к настоящей миниатюре вместе с портретом работы Варнека я до сих пор ничего не знал, и не понимаю, откуда он взялся, т.к.  ни в каких публикациях о творчестве художника Егорова о нем ничего не говорится. Но поскольку сайт авторитетный, то ошибки быть не должно, и портрет этот мне представляется важным для демонстрации облика балерины в тот период ее жизни, когда она родила дочь.

На портрете  художника Егорова   Е.И. Колосова изображена играющей на арфе, и видно, что по сравнению с 1801-м годом, когда ее запечатлел Варнек, она заметно изменилась, немного располнела и стала более женственной. Но, думается, что поскольку в последующие годы она пробыла на сцене до 1826 года, свою артистическую форму она вскоре после родов быстро вернула. И жаль, конечно, что не нашлось в Петербурге художника, который бы запечатлел облик балерины в ее более зрелые годы.

За неимением такого портрета я приложил к миниатюре портрет-миниатюру балерины, который воспроизведен  в обсуждаемой выше ее биографии из первого тома «Русских портретов». Как указано в конце биографической заметки, данная репродукция сделана 
с миниатюры, принадлежавшей княгине З.Н. Юсуповой, в Санкт-Петербурге.   Заказ на миниатюру принадлежал, по всей видимости, князю Н.Б. Юсупову, и датирована она, скорее всего, более поздними годами, чем портрет кисти А.Г. Варнека.

Замечу, что как и на живописном портрете, модель запечатлена на портрете-миниатюре с накидкой из перекинутой через правое плечо леопардовой шкуры, мягко оттеняющей обнаженное левое плечо.  Похоже, что идея облачать модель в леопардовую шкуру на двух портретах принадлежала князю Н.Б. Юсупову, и не была связана с теми театральными ролями, которые исполняла артистка.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин.1762 – 1828. М., Искусство.1979.– 264 с.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
3. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 111.
4. «Русские портреты» - пятитомное издание под наблюдением Великого князя Николая Михайловича. СПб, 1908. Том 1, №174.
 
1 мая  2021 г.