пиранези

Роман Луконин
Откликов про гениальный роман Сюзанны Кларк "Пиранези" слышал столько, сколько не слышал со времён выхода трилогии Толкина "Властелин колец" и "Хроник Нарнии" Льюиса. И все хвалят, хвалят эту Кларк! Хоть бы кто сказал "плохо написано"! А книга по объёму небольшая. Вот я и думаю: в чём тут дело? С чего это читатели воспевают произведение на все голоса, словно соловьи в березовой роще?!

А открыв книгу, замечаешь ещё, что на первые двадцать страниц автору поют дифирамбы именитые личности и крутые издательства. Я ошеломлён. Что же такого написала Сюзанна Кларк после шестнадцатилетнего молчания? Хотя меня больше занимал вопрос, почему она молчала. Может, ей нечего было сказать? Короче, решил и я узнать, в чём же состоит отмеченная читателями шедевральность книги на триста с небольшим страниц (это с примечаниями и дифирамбами).

Повествование начинается с погружения читателя в таинственный мир с его бесчисленным количеством залов и статуй, призванных запечатлеть и продемонстрировать свершившиеся некогда события (даже есть Фавн. Привет "Нарния"!). Есть житель - мужчина лет тридцати пяти, который, словно Робинзон Крузо, существует в безымянном мире, ведёт дневники. Как и почему он там оказался, покрыто тайной. Есть Другой. Пожилой мужчина, видимо, учёный, который временами навещает Пиранези (такое имя дал ему Другой), и приносит нужные вещи, но откуда появляется Другой, никто не знает. А ещё, если не вести дневник, то забудешь через год, что с тобой случилось - амнезия царствует в неизвестном мире и беспощадно стирает воспоминания. И появляется 16, которая может изменить всё и разрушить сложившиеся устои. Но кто она? То ли враг, то ли друг. Это зависит от того, с чьей стороны посмотреть!

Восхититься и правда есть чем. Кларк создала не чисто фантастическое полотно (книгу нельзя отнести к чистому жанру фэнтези). Автор умело внесла и нотки приключений, вперемешку с детективом и психологическими наворотами в духе З. Фрейда. В один момент окунёшься в мир похожий на Нарнию, в другой - в неизведанные закоулки души и препарируешь вместе с Кларк особенности человеческой природы. Много метафор и образов, но эти средства выразительности не делают слог тяжёлым, а наоборот, подача произведения такова, что кажется ориентированной скорее на подростковую аудиторию.

И вроде затрагиваются темы внутреннего мира человека, его души, но всё разжёвывается, чтобы читатель не запутался в научных изысканиях. Я не могу отнести себя к любителям описанного жанра, который затрудняюсь даже чётко определить: эдакая фантастика о человеке, борющемся за своё спасение. Но, в принципе, книга мне понравилась. Хотя прямо "Ох, какое произведение!" я не скажу. Если говорить о произведениях данного жанра, то я бы выделил для себя скорее Ричарда Матесона и его "Я - легенда" или "Невероятно уменьшающийся человек". Эти два произведения для меня действительно из категории "Ох, какие классные!". Так что книге Кларк "Пиранези" дифирамбы петь не буду и шедевром не назову, но история интересная. Прочитал за три дня (и это с бытовыми делами). Проглатывается на раз, ага. А там ещё и картиночки есть, а это для некоторых - самое главное в книге!
1.05. 2021 р.