Мир! Труд! Май!

Тамара Савельева
В этот день меня будили в семь утра, наряжали в лучшее платьице, белые гольфы, иногда в абсолютно новые босоножки, специально купленные к празднику. В волосы вплетали белые ленты или завязывали два хвостика с пышными бантами на голове. Папа надувал разноцветные шарики. А во дворе у дяди Марата на улице Красной мне добавляли к связке простых шаров ещё и несколько воздушных, потому что там был газовый баллон. Все приготовления, включая праздничный завтрак с выпечкой вместо каши и хлеба с маслом, занимали два часа.

В девять утра начиналось построение по колоннам, так как ровно в десять эти колонны демонстрантов приходили в движение. Стройными рядами мы двигались от своей улицы Янковского по проезжей части улицы Ленина до Красной, где вливались в общий поток грандиозной демонстрации трудящихся. Что мы демонстрировали? Народные достижения и семейное благополучие. Колонны формировались по разным принципам принадлежности: по главной улице города проходили по порядку ряды рабочих от своих предприятий, студентов от своих учебных заведений, спортсменов, совхозников, служащих, и завершали шествие просто семьи всех организованных демонстрантов с детьми различных возрастов.

Мы были самой пёстрой и трудноуправляемой частью демонстрации, потому и шли в арьергарде. Но это не делало нас менее уважаемыми или весёлыми. До улицы Красной колонна двигалась очень медленно, временами мы стояли по десять-пятнадцать минут, пропуская организованных демонстрантов, идущих уже по самой красивой из улиц, и ожидая своей очереди. Во время ожидания мы с удовольствием лакомились мороженым, газировкой, бутербродами с колбасой, пирожками, печеньем, конфетами…всё это изобилие продавали за копейки в многочисленных палатках и прямо с лотков, устроенных на каждом шагу по ходу движения демонстрации.

Ближе к Красной и на ней самой можно было поесть уже и шашлыков, подаваемых на бумажных тарелочках. С детства обожаю этот запах и смак жареного на открытом огне мяса с кольцами репчатого лука, замоченного в уксусе для смягчения вкуса, и красного томатного соуса. Так что, часовое ожидание и медленное продвижение к цели праздничного шествия вовсе не казались долгими и нудными. Жизнь полна наслаждений!

И вот мы по команде начинаем движение за первой шеренгой хорошо организованных взрослых. Идём прямо и постепенно заворачиваем налево, на улицу Красную в районе крайисполкома. И всё происходит под бодрую музыку духовых оркестров, льющуюся на нас со всех сторон и ниоткуда. Это самый ответственный и торжественный этап шествия! Мы проходим бодрым маршем четыре квартала и оказываемся напротив трибуны, устроенной в самом начале улицы перед зданием крайкома партии. С трибуны звучат приветствия в адрес каждой колонны, а люди в ответ кричат «Ура!», и мы тоже кричим, и настроение поднимается ещё больше!

- Да здравствует наш народ, его сыны и дочери!
- Ура!
- Да здравствуют представители семей наших рабочих, служащих, колхозников и военных!
- Ура!

Трибуна заканчивается, и колонны постепенно распадаются, а демонстранты оседают в сквере, в городском парке, в импровизированных кафешках на улице Красной, либо двигаются в сторону домов, автобусных, троллейбусных и трамвайных остановок. Я чаще всего оказывалась на демонстрации с папой, так как мама всегда шла со своей «работой», иногда с дедушкой и бабушкой. Если с папой, то наши праздничные мероприятия продолжались до конца дня. Сначала мы сидели в сквере с папиными друзьями, потом перемещались в гости к кому-либо из них или к нам домой. Об этом договаривались заранее, закупали продукты, готовили, приносили что-то с собой, и отдыхали, как положено трудящимся, на полную катушку. И под музыку!

Когда со мной на демонстрацию шли дедушка, бабушка и тётя Валя, мы не задерживались в сквере, а сразу ехали к дедушкиной сестре на улицу Полины Осипенко, потому что её муж болел и не выходил из дома, а праздничное настроение нужно всем. Там, в частном дворе я бегала за курами, играла с собачкой и ела вкусные пирожки от бабушки Поли. А ещё я думала, что улица названа её именем.

У нас был и другой первомайский маршрут. Мы могли поехать не к дедушкиным, а к бабушкиным родственникам в Пашковку. Там на другой улице Красной жили родители и сёстры моей бабушки. Когда-то это была станица, но теперь городские жители приняли условия урбанистического стиля жизни с одной оговоркой: на майские праздники, юбилеи, свадьбы, поминки и другие события, если позволяла погода, они накрывали огромный стол на несколько больших семей, живущих в соседних «сталинках» и «хрущевках».

Там мне тоже нравилось бывать, и не только из-за обилия вкусных не приевшихся блюд, приготовленных прабабушкой Дусей. Прадедушка Костя, пока мог, делал мебель на заказ в своей самодельной мастерской в том же пашковском дворе, а я наблюдала за его работой, подавала инструменты и с жадностью вдыхала запахи опилок, столярного клея и мебельного лака.

Смотрю на часы – через полчаса на построение. Хотя бы раз в год нужно возвращаться мыслями в беззаботное и счастливое детство, чтобы отряхнуть с плеч прах переживаний и пыль трудностей современной жизни без привычного уклада социалистического общества. Для меня этот праздник – не единственный повод вспомнить прежнюю мою страну. Но именно Первомай пахнет детством, счастьем, газировкой за три копейки, мороженым «Ленинградским», бисквитными пирожными и другими вкусностями!

А ещё слова «Мир! Труд! Май!» для меня наполнены глубоким философским смыслом. Мир нужен всем людям для того, чтобы счастливо взрослеть самим, без страха давать жизнь своим детям, творить и созидать на благо будущих поколений, которые будут жить всё лучше, и лучше, если не разрушат снова то, что у них имеется.  Труд – это не только перетаскивание брёвен на субботнике, укладка шпал или перекладывание бумажек в офисе, а человеческое самосознание и реализация возможностей личности, получение общественного признания и морального удовлетворения.

Ну, а МАЙ для нас, русских людей (примечание для глобалистов, националистов, космополитов, либералов и других нетрадиционных меньшинств: жителей США называют американцами не потому, что они все родились в Америке или относятся к одному и тому же этносу!), вообще имеет особое значение. В каждой семье хранится память об этом месяце, и каждый из нас ныне живущих может с благодарностью сказать, что родился благодаря этому месяцу, благодаря добытой в тяжёлых боях Победе, годовщину которой мы отмечаем, и будем отмечать каждый год в мае, и до которой нам осталась всего неделя. А пока Мир! Труд! Май!  (2021)