Святое озеро

Александр Яснопольский
  Шёл две тысячи тринадцатый год. Долгожданное лето кружило голову. Я вместе со своей семьёй путешествовал по всему Шиловскому району, протяженность которого свыше ста километров, снимая пробу чистых водоёмов. Купаться в тёплое время года доставляет воистину небывалое удовольствие, особенно если место купания находится в живописном месте русской природы. Там нет оборудованных пляжей и тому подобное,.. там лоно девственной красоты, где ножки взрослых и детей протоптали проход к воде.
  В то время я уже не занимался с ребятами и патриотический клуб бул закрыт, но местные "Православные витязи" ко мне приезжали. Пригласили они меня как-то на своё новое место для купания, которое они облюбовали в последнее время. Водоём, как объяснили мне, образовался недавно на месте брошенного карьера, где происходила некогда добыча кварцевого песка и керамзитной глины. Когда я приехал на то место (а надо сказать, что ехали всего минут сорок по разбитой дороге), то я был поражён его красотой и чистой прозрачной водой. Вокруг лес, горы чёрной керамзитной глины и барханы сыпучего белого песка, и прозрачная голубая лагуна.  Ребята назвали сей водоём "Байкалом", и, действительно, это название, как ни одно другое, характеризует его внешний облик.
  Я разделся и зашёл в воду, и влага, обласкав мои ноги, обняла меня своей теплотой. Я был удивлён её мягкости с теплотой пополам, и потому нырнул, погрузившись в пучину летнего наслаждения. Плавное, песчаное дно уходило вниз. Белый песок дна светился от падающих на него солнечных лучей.
  В то время там не было ни камыша, ни водорослей; даже по прошествии восьми лет, с появлением незначительной зелени,  мало что изменилось.
  После, лёжа на песке, мы с ребятами вспоминали водные стихии нашего района, а также и за пределами не столь далекими.
- На Тырнице вода намного свежее,- говорит Виталик.
- Конечно, ведь там одни ключи,- заметил Коля,- Из-за этого вода ледяная даже в самую жару.
- Александр Владимирович,- обратился ко мне Стас,- А помните, как мы в Песочне с труб прыгали в их мелкую речушку? Вода прозрачная, не такая уж и холодная...
- Было дело,- отозвался я,- Первый помню нырнул Лёша Зайцев, а следом я... Пейзаж там изумительный: берег покрыт массивной ольхой, середина реки песчаная и мелкая, а с двух сторон заилина и глубокая, как будто не хочет чтобы туда заходили. Это Пара... изгибаясь течёт сквозь леса рязанской области, питая деревья  и Оку.
- Вы прямо поэт,- улыбнулся Илья и тут же, став серьёзней, задал вопрос,- А вы были в этом году на Святом озере, которое в Борках?
- В этом году не был,- ответил я.
  Надо сказать, что в нашем районе несколько Святых озёр и потому в разговоре мы уточняем какое именно имеем в виду.
- А вы слышали легенду, что там по вечерам слышится колокольный звон?- опять спросил Илья.
- Конечно, там ведь на дне находится церковь,-  сказал я,- И эта информация общеизвестная.
- Но, ведь не должно быть такого, чтобы  звон был слышен!- душевно воскликнул Илья.
- Если есть говор в народе,- сказал Виталик,- То так оно и есть - люди напрасно  говорить не станут.
- То есть,- продолжал Илья, привлекая к себе внимание ребят,- Вечерний звон потусторонней церкви реально существует?
- Лично я ничему не удивляюсь,- проговорил Коля.
- Это действительно интересно,- отозвался Виталик.
  Только я задумчиво пожал плечами, размышляя над легендой, не зная, что сказать ребятам. С одной стороны, хотелось верить в атмосферу мистики вокруг этого святого места, а с другой, с физической точки зрения, это не возможно.
- Надо бы туда съездить,- твёрдо сказал Илья и привстал,- Вы как, с нами?
- С ночёвкой?- спросил я, предчувствуя отзовы своей семьи , которая сочтёт меня за сумашедшего.
- Естественно!- подтвердил Илья.
  Я спустил на тормозах этот вопрос и в конце вообще замял эту тему. Мы уехали, оставив чудесный карьер позади.
  Прошло две недели. Некоторое время я был в раздумьях по предложению съездитьна Святое озеро. Непогода не оставляла никаких шансов - начались июльские дожди. В августе погода разъяснилась, и солнце вновь стало греть землю.  Мне снова захотелось плавать и плескаться в воде, но домашние чётко следуют традициям и после пророка Ильи в воду ни шага и другим не советуют. Но, надо сказать, я много раз нарушал этот "древний" запрет и не могу сказать, что вода в это время холоднее обычного, напротив, она тёплая (может из-за изменения климата).
  Я позвонил Илье и сказал, что готов осуществить мероприятие, воплотить задуманное в жизнь, и чтобы он приступил собирать ребят в поход.
  Торжество мужской свободы, наверное и заключается в тех мгновениях, когда он мальчишкой резвиться на природе. Постоянная занятость, работа... сковывает мужскую психику, делая её "серьезную" на грани депрессии.  Многие желают выглядеть серьёзно, но многие серьезные люди хотят расслабления, как запружённая вода получает новый источник родника, тем самым обновляясь.
  Теперь и я ощущал себя мальчишкой, бегая по берегу Святого озера. Прилив энергии и эмоций уносили меня в далёкое детство, в котором, как нам кажется в возрасте, мы такие свободные. Берег озера значительно зарос камышом за последние года, но песчаное побережье всё ещё радует свободного купальщика. Я осознавал, что это последнее моё посещение водоёма в этом году и что вновь смогу нырнуть в прозрачную гладь воды только через год. На душе было весело и игриво, и я полноценно использовал моменты своего короткого счастья, плавая по голубой поверхности Святого озера.
  К сожалению, обязательно найдётся тот, кто может испортить всё в одну летучую минуту. К нам, приехавшим сюда за шестьдесят километров, подошёл чуть подвыпивший мужичок. Судя по его виду, он чуть-чуть выпивал и вчера. В общем, смысл и цель его прихода к нам была понятна: сообразить ещё на немного, чтобы хватило. Но, мы его, видимо, очень сильно расстроили, что он аж прослезился и не с кем ему выпить и поговорить. Но, уходить он не собирался, используя возможность: хотя бы поговорить. Мужичок рассказал нам истории из хроники Святого озера.
- Здесь каждый год люди тонут,- говорит наш нежданный гость,- Как правило в августе месяце. Нельзя тут после Ильи дня купаться - опасно.
- Разве озеро в честь пророка Ильи?- задал я вопрос, зная правильный ответ, что озеро освящается в честь Петра и Павла первоверховных апостолов.
- К нашей местной почтальонше,- продолжал мужичок, не понимая моего вопроса,- Приехал сын, а он офицер, хоть и молодой... и, вот, с друзьями поспорил, что переплывёт озеро... и что же вы думали? Утонул, недоплыв до берега десяти метров.
- Так, наверное, выпивший был,- намекнул я, зная эту историю.
- Долго его найти не могли,- говорит гость, не обращая внимания на мои замечания,- Только на четвёртый день выловили. Руки были сложены, как у Ангела. Вот, какие тайны. А озеро-то небольшое, чего тут искать, а не могли найти. Совершенно круглое, как блюдце... а парня-то в нём не было... исчез, а потом появился. Мать-то его через месяц скончалась - не выдержало её сердце. Вот, беда какая в их дом пришла. А вы купаетесь тут, резвитесь, как дети ей Богу. Здесь каждый год в августе тонут! Вода, чуешь, по дну холодная стелется? То-то и оно. Чуть дальше заплывешь и на дно пойдёшь.
- А правда, что тут на дне Церковь?- спросил мужичка Илья, внимательно его слушая.
- А как же иначе?!- развёл руками гость.- Испокон веков об этом слух в народе идёт. Только вы-то не местные, напрасно время теряю.
- Я здесь в начальных классах учился,- оправдался Илья,- Моя мама в Борковской школе учителем работала.
- А-а,- утвердительно кивнул головой мужичок, соглашаясь с доводами Ильи,- Но, выпить-то у вас всё равно нет?! На сухую и разговор не клеится.
  И пошёл мужичок в сторону по тропинке, и скрылся за деревьями его силуэт.  Мы переглянулись и решили, что плавать больше не будем, уже накупались. Достали удочки, развернули снасти и пошли рыбачить, каждый в свою сторону. Лично я не пошёл к камышам, как другие, а сел на песок и, глядя на плавное движение поплавка, который повторял движение слабой волны. Признаться честно, я не хотел рыбачить, а, просто, мирно посидеть, окунувшись в свои думы. Выпивший мужичок меня немного расстроил и взволновал. Я никак не мог понять, почему здесь тонут люди, если озеро является Святым. Обычно такие действия происходят в гнилых местах. Но, здесь, где некогда люди получали исцеление от ножных недуг, куда заведомо ходили босиком крёстным ходом,.. вдруг стали тонуть. Пусть тонут, допустим, грешники, но факт беспокойства на лицо. Как соотнести колокольный перезвонах озером и гибель людей? Я знал, что мужичок не наговаривал на озеро лишнего из-за неудачного дня. Я слышал про многие  случае, случившиеся здесь. Например, водолаз, который решил измерить глубину озера и исчез бесследно... искали почти неделю. Говорят, что соединяется оно с Окой: опускали датчики и чудесным образом они выплывали на Оке.
  Маленькое с виду озеро, метров двести в диаметре, не больше, таит в себе огромную глубину, а именно метров шестьдесят. Да, да, глубина здесь больше чем в Каспийском море. На середине Святого озера всегда ледяная поверхность из-за его глубины.
  Сижу и гляжу на голубоватую поверхность воды, которая, уходя в глубь дальше, становится темно бирюзового цвета, напоминающая своей прозрачностью, бутылочное стекло. Я пытаюсь осознать, какая воронка вниз сейчас передо мной. Шестьдесят метров... представить даже высоту здания, то оно поразит своим величием. Конечно, не небоскрёб, но всё же. А вот, озеро с виду совершенно не пугает, напротив, манит  своим блеском, отдавая синевой,  и очень мягко стелет свою стихию на сыпучий матрац природы.
- Вообще, поклёвок нет!- подошёл возмущённый Илья.- Все ребята сидят без дела.
- Да, рыба не плескается,- заметил я.
- Может, её здесь нет?!- сделал вывод Илья.
- Я раньше видел тут рыбаков,- пожал плечами я,- Вроде, как рыбачили.
  Илья присел рядом, положив удочку на песок.
- Раньше я этого не замечал,- проговорил Илья Дорохин шёпотом,- Что здесь как-то не так, по-другому что ли...
- А ты можешь представить глубину в шестьдесят метров?- спросил я, продолжая пребывать в своих раздумьях.- Каких-то десять метров вперёд и конусная воронка началась. А по-сути, всё это озеро - один сплошной омут, который почти не имеет дна. Этот омут засасывает на самое дно, в зависимости от фазы тепла и холода...
- Какая ещё фаза?- не понял меня Илья.
- Как Луна влияет на океаны, с их приливами и отливами,- попытался обьяснить я, но не сколько ему, а по-большому счёту себе.
- Выходит, что на середину вообще нельзя заплывать?!- удивился Илья.
- До меня раньше не доходило, то есть я не осознавал до этого, что такое шестьдесят метров глубины. А я ведь знал, что озеро глубокое.  Но соотнести величину предметно я не мог, пока не приехал сюда для эксперимента.
- Неужели мы услышим колокольный звон?- искренне улыбнулся Илья.
- Знаешь,- сказал я ему,- Больше чем уверен, что мы его не услышим. Само по себе озеро удивительное, даже в плане материальном и физическом. Но, перезвон явление потустороннее... и звон может и был когда-то, один раз...
  И мы оба замолчали и смотрели вперёд.
  Наступил вечер. Сварили и поели уху из консерв Сардины. Беззаботное состояние поглотило меня полностью. Я уже не думал ни о чём и не мечтал, а, просто, расслабился и глядел на монотонные волны озера. Ветерок слегка шевелил камыши, а верхушки деревьев укачивали нас колыбельной песенкой. Я лёг на брезент и закрыл глаза. Комариный писк заставил меня прийти в себя и перебраться ближе к костру, где ребята подшучивали друг над другом. Я готов был уйти из поля созерцания в суету молодежи, лишь бы не слышать еле уловимый писк маленького насекомого. Не случайно комара называют зверем, не дающим покоя; если бы не это небольшое существо, то, наверное, вечер в России был бы раем.  Один только полёт комара способен рай земной превратить в иное место, где нет покоя для души. Может я излишне эмоционален, раз на меня писк производит столь чувственное напряжение, не положительное для нервных окончаний. Но, благодаря своей наблюдательности, могу сказать, что комары имеют широкое негативное воздействие и на других людей, для этого надо заглянуть летом в любой магазин и с легкостью обнаружить комариную отраву. Надеюсь, что в будущем человечество найдёт эффективное средство против них.
- Александр Владимирович,- обратился ко мне Дорохин Илья,- Помажьтесь от комара, а то у вас руки отвалятся.
  Он протянул мне флакончик "Фумитокса". Я быстро взял комариный яд, как некое спасение и нанёс его на разные участки тела. Душа моментально обрела покой и равновесие, ибо я был защищён от летающих паразитов.
  "Вот, оно!- подумал я.- Плоть просила защиты и потому трепетала в страхе, думая, что не найдёт... так  и наш дух ищет духовности, и когда найдёт, то успокаивается в благодати ".
  Поздний вечер приближался. Что может быть лучше сна? Сон, действительно, слаще мёда. Когда я был маленьким, то мне, как и многим другим детям, не хотелось спать: познание мира влечёт сознание, неокрепшую душу; всё события интересны, любопытны и воспринимаются ни как у взрослого человека. Сейчас же мне ночью хочется спать как и положено, и чтобы заставить себя бодрствовать нужны весомые причины. В данные мнуты я выбирал между сном и мистическим колокольным перезвоном. Будет ли перезвон над озером - это ещё вопрос, а разбитое состояние будет гарантированно.
  Святое озеро ближе к ночи опустело, кроме нас никто не остался, местные жители удалились ещё задолго до темноты. Мне стало как-то грустно и одиноко, что я ночую в дали от родного крова на лоне дикой природы, где в радиусе трёх километров ни одной живой души. Явление для меня знакомое, но ощущение, что я напрасно теряю время, не покидало меня.
  Илья с ребятами отдыхали, как положенно здоровой молодёжи: пели военные песни чеченской войны, потом мечтали у костра, поджаривая сосиски. После всё улеглись на брезент, и дружно засопели. Только Илья отошёл в сторонку и пытался развести свой костёр не применяя спичек. С его стороны доносились слабые ругательства на сырые ветви и древесину.
- Я ли не разведчик?!- возмущался Илья, выбивая искры.- Мне всегда казалось это таким пустяком... Что здесь за трава такая?! Они даже не подозревают на кого напоролись... я их всё равно подожгу, хотят они этого или нет.
  Его костёрчик несколько раз вспыхивал, но каждый раз Илья сам его тушил, видимо, чтобы закрепить полученный навык. А я, надев зимнюю куртку, накрывшись брезентом, лёг на бок, как и другие ребята, и тут же уснул.
  Мне снилась разные отрывки из прошлого и как мне показалось будущего: в первом отрывке я оказался в прошлом среди старых и до боли знакомых домов, где гуляет девочка из соседнего дома, которая мне очень нравилась; во-втором отрывке я офицер, посреди бушующей войны и меня посылают на передовую,.. а после я проснулся.
  Я открыл глаза и оглянулся - все спали тихо и мирно. Я посмотрел на небо и на восходящее солнце, оно было большим и красным. Деревья, на той стороне Святого озера, спрятались в дымке тумана. По лону озера, над её гладью, тоже поплыл лёгкий туман, приближаясь к нам. Я встал и развёл костёр. Ветки в огне затрещали теплом, создавая уют. Лёша Зайцев раскрыл глаза и подтянулся.
- Доброе утро,- сказал он, зевая.
- Доброе,- отозвался я.
- Был ли колокольный звон?- спросил он.
- Конечно, был,- сказал я,- Только мы его проспали: спали и не слышали. А сам перезвон был! А как же иначе - это же легенда.