О писательском творчестве-Что значит быть писателе

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
  Будучи годами причастной  к чужому творчеству как  литературовед и переводчик, я все же до поры до времени избегала соблазна собственного сочинительства, но не теперь, когда, как сказал Джон Мильтон, "небесная повелительница муза… всё чаще  приходит по ночам" и"без просьб моих  и в грёзах мне диктует  стихи несочинённые мои ."  То есть таящиеся внутри меня и потихоньку формирующиеся (как нерожденные дети ) замыслы   просятся  на свет  божий ….
 Собственного творчество немного : несколько рассказов, эссе , очерков Сами возникли , пришлось записать … иначе мучительное какое-то состояние  (  всё остальное в  литературоведческие и научные  статьи ,  предисловия рецензии- всё  писала с увлечением +ПЕРЕВОДЫ , подборка материалов, составитель сборников , отдельная  очень увлекательная литературная деятельность )

К чему это я ? возникает вопрос : а что движет писателем?
Вот что  движет человеком ,  если  это не коммерческие  сочинения , НЕ массовая культура , (она ,увы  «победила»  в новейшие дни  уже нет иерархии,  читала про какой-то оперный  конкурс ,  желая польстить организаторам, его  сравнивали  с евровидением..)
 Жажда славы и гонорары – это нормально  для ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПИСАТЕЛЯ ( почитайте дневники  признанных и великих – Достоевского, Толстого , Чехова Горького, Гамсуна  сколько там о гонорарах, договорах , долгах и тд  )
Ну а вот какая главная ДОМИНИРУЮЩАЯ  движущая сила творчества? Невозможно не писать? Невозможно не писать  потому что  писать – это решать собственные психологические проблемы ? Ничего не утверждаю. Это просто мои мысли вслух, субъективные  рассуждения.И их иллюстрации- цитаты из моих любимых норвежских классиков.
Ибсен:
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ
 Жить- это  значит всё снова
 С троллями в сердце бой
ТВОРИТЬ-ЭТО СУД СУРОВЫЙ,
 СУД НАД САМИМ СОБОЙ ( 1878)

В письме к немецкому переводчику Кнут  Гамсун(1859- 1952 ) пишет о том как сочиняет стихи, замечая при этом , что большой  разницы между тем, как он сочиняет стихи и прозу нет: "Неожиданно зазвучит мелодия, перед внутренним взором возникнут краски, цвета, вдруг  зазвенит, запоёт внутри тебя…»- 1908
 А вот о психологии творчества , о самом процессе :
«…Дома у меня нет покоя , я сижу и прислушиваюсь к разным звукам , либо  смотрю на » на часы , что вот сейчас малыш [ новорожденный сын писателя –Туре -ЭП ]  должен спать , теперь его вывезут на прогулку ,  сейчас  его купают, а  теперь укладывают в кроватку. И все такое[ …]. Это  просто ужасно, НО Я БОЛЬШЕ НЕ ЧЕЛОВЕК , Я - ИНСТРУМЕНТ … просто сплошной комок нервов «)-1912 



Юхан Борген (1902- 1979 )


Что значит быть писателем

    Быть писателем — это поверять свою душу людям. Существуют, конечно, и другие формы письменной деятельности, связанные с изложением мыслей. Они могут касаться чего угодно—науки, техники, ремесла, философии, политики, религии. Что касается трех последних, мы можем говорить об определенной тенденции в изложении. Так возникает агитация, проповедь. Таким же образом возникают и смешанные формы изложения. Они могут легко трансформироваться в то, что мы называем художественным произведением. Не всегда просто разграничить между собой эти понятия. В наше время все мы, кто связан с художественной литературой, не очень-то любим это слово. Уж очень напыщенно оно звучит. Гораздо охотнее мы говорим «изящная литература». Термин, который также нельзя считать особенно удачным.
Ведь «изящная литература»—это отнюдь не то, к чему мы стремимся прежде всего. Правда, в большинстве случаев люди понимают, что именно мы подразумеваем, употребляя это слово. Что же мы под ним понимаем? Ну, кроме всего прочего, речь идет о «воссоздании». А это связано с понятием фантазии. А что же такое, собственно говоря, фантазия? Многим кажется, что это понятие как бы парит в безвоздушном пространстве. Но это отнюдь не так. Фантазия всегда основана на опыте, наблюдении. Скажем так, фантазия есть инструмент, уловитель опыта. Она направляет наши мысли в нужную сторону. Просто мы не всегда достаточно представляем роль того или иного впечатления из пережитого ранее. (Хотя некоторые впечатления прошлого всегда с нами.) Мне кажется, например, что большинство хорошо помнит свой первый школьный день или день, когда научились плавать. И еще первую любовь. Но даже в отношении этих значительных событий нельзя утверждать, что мы помним о них абсолютно все. Из моего первого школьного дня мне* прежде всего вспоминается запах ранца, которые тогда носили. От него пахло скотным двором или конюшней, наверное, запах шел от кожи, из которой был сделан ранец. Поэтому запах лошади навсегда остался
связанным для меня с первым школьным днем. Я отчетливо вижу классную комнату, в памяти всплывают лица, голоса, буквы на доске, уши товарища, которого звали Рейдар. А при имени Рейдар мне приходят на память другие имена, лица, голоса. В меня врывается поток впечатлений. Я вспоминаю синюю обложку учебника географии и одновременно драку между мальчиком Кнутом и другим мальчиком, которого звали Кристиан. Мне больше нравился Кнут, я был с ним заодно. И в моих воспоминаниях победителем оказывается Кнут.
И вот теперь я стал писателем. А все потому, что запомнил запах лошади. Я уверен, что каждый переживал нечто подобное. Каждый является поэтом в том смысле, что у него возникают мысли по поводу каких-то ассоциаций. Эти мысли дают толчок новым мыслям, которые оплодотворяют фантазию.
В некоторых случаях мы прекрасно осознаем, что наши воспоминания сопряжены с причудливой игрой воображения. Иногда наши воспоминания воспроизводятся как безусловная правда, а иногда как осознанный вымысел. Но если эта «ложь», этот «вымысел» принимают форму, которая делает их такими же законченными, как и то, что мы называем правдой, то тогда они могут стать тем, что мы называем художественным произведением. Теперь я отношусь с уважением к тому, что я здесь назвал «ложью», так как она может быть более истинной, нежели сухая, голая правда, послужившая основой... Я уже говорил, что фантазия не представляет собой нечто парящее в безвоздушном пространстве, а имеет свои корни в испытанном, пережитом. Все это так, только мы не всегда осознаем сущность наших собственных впечатлений. На это есть две причины. Одна из них в том, что наши впечатления были вытеснены в самый момент их возникновения. Эти впечатления оттеснились, сместились в сторону, их хотели забыть, и у этого могли быть разные причины. Их мы не будем касаться. Другая причина та, что происшедшее имело место на очень ранней стадии нашей жизни (ну, например, уже в зародышевом состоянии), и это не дает оснований для запоминания в обычном понимании. Слово «память» я заменил бы словом «воспоминание». Оно звучит старомодно, но оно более истинно. То, что происходит в момент поэтического творчества,— это фрагмент воспоминаний из скрытого в настоящий момент слоя воспоминаний. Это происходит за секунду или долю секунды. Все мы переживаем подобное. Это то, что как бы проходит через нас и-исчезает. Некоторые называют это вдохновением - неплохое слово. Вы, молодежь, ведь тоже переживаете подобное временами. Вы редко говорите об этом. Вам это кажется, вероятно, витанием в облаках. Но это не просто витание в облаках. Здесь я обращаюсь к вам с советом задержать это настроение, поддаться ему. В считанные секунды вдохновения вы становитесь поэтами. И вот подумайте, а что, если такие мгновения будут повторяться все чаще и чаще в жизни. Одна из целей поэта—запечатлеть или воспроизвести такие мгновения, и поэтому я говорю: «Пробудитесь». С тем чтобы убежать от того, что мы называем действительностью?
Как раз наоборот. Чтобы запечатлеть действительность в ярких, истинных картинах.
Разумеется, не все способны стать профессиональными поэтами. Но мы должны извлечь из моментов вдохновения пользу, тем более что в наше время трудно сказать, где проходит граница между явно полезным и тем, что некоторое время спустя может оказаться вредным. (Я имею в виду, например, экологический кризис, о котором вы все, естественно, знаете, а если не знаете—спросите у учителей, учителя не всегда дураки.)
Если же вы в недоумении, спросите меня, для чего все это художественное творчество вообще нужно, и я отвечу: чтобы активизировать человека, стимулировать его способности, фантазию и тем самым сделать более полноценной дарованную ему жизнь. Ведь художественное произведение—это сообщение, автор доверяет тебе свое самое сокровенное, как я уже здесь говорил. Сокровенное—повторяю еще раз. Ты можешь сделать с этим произведением все, что захочешь. Отвернуться от него, плюнуть на него, если считаешь, что имеешь на это право. Или принять его, принять хотя бы на секунду. Вот тогда между нами завяжется разговор. А ведь это, собственно, именно то, к чему мы, писатели, стремимся.
1975