Нижегородец? Пермяк? Балахнинец? Большекозинец?

Вака Квакин
Алексея Максимовича Горького обычно называют писателем с нижегородскими корнями. Оно и понятно. Ведь здесь он родился, рос, отсюда ушел «в люди» и вновь вернулся сюда в молодые годы. Приволжская столица долгие годы носила его имя. Здесь его музеи и памятники, улицы и площадь названы в его честь. Однако… 
 
Пермяк – солены уши
В  автобиографической повести «Детство» дедушка Каширин называет внука Алешу «пермяк – солены уши»:
«…дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня: «Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда!... Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?...». 
Почему именно «пермяк»? Может быть, исключительно ради красного словца?   
Однако если обратиться к метрической книге о рождении и крещении церкви святой великомученицы Варвары г. Нижнего Новгорода за 1868 год, мы обнаружим следующую запись:
«Мужеска пола, рожден 16 марта, крещен 22 марта 1868 года, Алексей, родители Пермской губернии мещанин Максим Савватиев Пешков;и законная жена его Варвара Васильева, оба православные»2. 
Максим Савватиевич, как мы знаем из той же повести «Детство», родился в Сибири, куда за жестокость с подчиненными ему нижними чинами был сослан его отец Савватий Пешков, который к сыну своему относился весьма жестоко, отчего мальчик не раз убегал из дома... 
Мать его умерла рано, а девяти лет от роду не стало и отца. После смерти родителей на воспитание Максима взял крестный – пермский столяр. Приписал мальчика в цеховые города Перми, стал учить своему мастерству. Но Максим Пешков убежал и от него, водил слепых по ярмаркам, а шестнадцати лет пришел в Нижний Новгород. Выучился здесь на драпировщика и начал работать на пароходах купца Колчина и в столярной мастерской на Ковалихе, рядом с домом, где жил Василий Васильевич Каширин со всем семейством. 
Был Максим Пешков красивый и веселый парень, чем видимо и полюбился Варваре Кашириной. Да и Акулине Ивановне, ее матери, понравился. А дальше как в мелодраме – молодые обвенчались, но вот для Василия Каширина это был настоящий удар – совсем не такого мужа желал он для дочери:
«…взревел дедушко-то – зверь зверем. Шутка ли это ему? Он, бывало, глядит на Варвару-то, хвастается: за дворянина выдам, за барина! Вот те и дворянин, вот те и барин!».3 
И стали с той поры с зятем отношения натянутыми, вплоть до весны 1871 года, когда Пешковы с трехлетним Алешей уехали в Астрахань. 
Максим Савватиевич Пешков до самой своей внезапной смерти оставался пермским мещанином. А Варвара Васильевна после смерти мужа числилась «пермской мещанской вдовой», и только вернувшись из Астрахани вновь жить к родителям, подала прошение в нижегородскую Ремесленную управу «причислить ее и сына в нижегородское цеховое общество. Прошение это было удовлетворено с начала 1873 года».
 
Родина – Балахна
По материнской линии род Алеши Пешкова связан с Балахной, да и сам он в детские и юношеские годы много раз бывал здесь. Здесь, в Балахне, родилась его мама – Варвара Васильевна Каширина. В Балахне жил его дед – Василий Васильевич Каширин, а бабушка Акулина Ивановна была известной кружевницей.
О балахнинском роде Кашириных (Кошириных) известно, что родоначальником его является Василий Назарович Коширин. Он умер в 1766 году в глубокой старости, оставив трех сыновей – Ивана, Степана и Дмитрия… У старшего, Ивана, было двое сыновей: Петр и Данило. Последний из них стал купцом 3-й гильдии, был женат на Устинье Даниловне Галкиной. Именно в этой семье в 1771 году и родился Василий Данилович – прадед А.М. Горького. 
Именно о нем, о Василие Даниловиче, юному Алеше Пешкову рассказывал дедушка В.В. Каширин:
«…когда напали на Балахну разбойники и стали грабить купца Заева, бросился на колокольню бить набат, а разбойники настигли его, порубили саблями и сбросили вниз из-под колоколов».
И хотя на самом деле все отстояло несколько иначе (это дедов отец обокрал купца Заева), юному Алеше то знать было вовсе не положено, должен он был гордиться за род Кашириных...
Также непосредственно с Балахной тесно связан и род Долгополовых – Заломовых, наиболее известными представителями которого являются Анна Кирилловна Заломова  (прототип главной героини романа Максима Горького «Мать») и ее сын – Петр Андреевич Заломов, рабочий-большевик (прототип Павла Власова).
При этом Кашириным и соответственно самому Горькому они приходятся дальними родственниками. Яков Максимович Долгополов, в артеле у которого совсем еще юный Вася Каширин начал тянуть бурлацкую  лямку, был ему двоюродным дядей. Отец Якова Максимовича (Максим Михайлович) женился на сестре Устиньи Даниловны Кашириной (Галкиной), которая, в свою очередь, была женой купца 3-й гильдии Данилы Ивановича Каширина6.  Известно также, что мать Алеши Пешкова – Варвара Васильевна – и Анна Кирилловна Заломова с детства (еще в Балахне) были подругами.
 
Козинские корни
Согласно хронологии жизни А.М. Горького, с августа 1876 года по лето 1877-го он вместе с матерью и отчимом – Евгением Васильевичем Максимовым – жил в Сормове, которое в то время входило в состав Козинской волости Балахнинского уезда. И вот здесь выясняется весьма любопытный факт. Оказывается Козинская волость, наряду с Нижним Новгородом и Балахной, является для Горького «родовым гнездом». 
Этот факт в многочисленных книгах и статьях о жизни и творчестве писателя до сей поры почти не был исследован. Хотя известно, что мать Василия Васильевича Каширина (и прабабушка Алеши Пешкова) – Ульяна Максимовна Бебенина была дочерью Максима Ивановича Бебенина, выходца из экономических крестьян села Б. Козино и впоследствии ставшего балахнинским купцом.   
Село Большое Козино в то время было славным и богатым. Центр огромной волости, в которую входили деревни Ляхово, Костенево, Рогожино, Поромиха, Высоково и другие,  села Воскресенское (Малое Козино), Копосово и Сормово. В соответствии с Выпиской из писцовых, дозорных и переписных книг конца XVI – нач. XVIII вв. на селения, входившие в вотчины Троице-Сергиева монастыря, в селе Козино и окрестных деревнях проживало мужского пола 794 душ. Женщин значительно больше, но в переписных книгах, которые в то время составляли для учета налогообложения, учитывались только мужчины. 
Менее чем через столетие (это уже согласно Ревизских сказок XVIII века) население выросло более чем вдвое. Росту населения и развитию хозяйства способствовали близость  как к Балахне, так и к Нижнему Новгороду, через село проходил сухопутный путь между Нижним Новгородом и Москвой. И по этому Нижегородско-Костромскому-Московскому тракту в 1612 году шло народное ополчение Минина и Пожарского. Тракт весьма активно использовался для торговых, почтовых и военных дел), а параллельно по р. Волге мимо села плыли на Нижегородскую ярмарку торговые суда, нередко на местной пристани шла перегрузка купеческих товаров. 
И несмотря на то, что на протяжении почти двух веков местные крестьяне являлись подневольными, крепостными Троице-Сергиева монастыря, после секулизации церковных земель, проведенной Екатериной II в 1764 году, все населявшие бывшую монастырскую вотчину стали экономическими (государственными) крестьянами. А это для козинцев с деловой хваткой оказалось хорошей возможностью заняться предпринимательством. 
Причем козинские купцы играли важную роль не только в экономике Балахны. К примеру, купцы Осокины, выходцы из деревни Еремеево близ Козино, промышляли не только солью и поставками продовольствия, но и владели меднолитейными заводами на Урале, составляя конкуренцию самим Демидовым.
Стал купцом и Максим Иванович Бебенин.
 
Что известно о роде Бебениных?
Согласно Выписке из писцовых, дозорных и переписных книг конца XVI – начала XVIII веков на селения, входившие в вотчины Троице-Сергиева монастыря, фамилия (прозвище) Бебенин впервые появляется в начале XVIII века в деревне Воскресенское (Малое Козино). В начале именно как прозвище, что было характерно для того времени. 
У слова «бебеня» (или «бебень») есть три значения. Во-первых, это – старинное русское кушанье (согласно словарю Даля – «род кулаги, заварихи, саламаты»), то есть –каша или кисель из муки и толокна с добавлением молока и жира), и любитель такого кушанья вполне мог получить подобное прозвище. Также «бебеней» называли полного, тучного человека. Ну и в третьих, также согласно Далю, «бебень» – это «кузов, мешок». Можно предположить, что основатель рода Бебениных мог быть торговцем корзинами, лукошками, кузовами. 
В Выписке из переписных книг на селения Троице-Сергиева монастыря от 1710 года говорится о том, что в деревне Воскресенское (Малое Козино тож) «…во дворе Тимофей Естифеев Бебенин 45 лет, у него жена Пелагея Савельева дочь. У них дети Козма 17 лет холост, Максим 11-ти, Михайло 9-ти лет, дочь девка Окулина 10 лет. Во дворе Мартьян  Филимонов сын Бебенин 67 лет, у него жена Огрофена Иванова дочь. У них племянник двоюродной Аника Антипин сын Шагин 40 лет, у него жена Матрена Григорьева дочь, у них сын Семен году».
А в Выписке 1719-23 годов говорится, что в деревне Воскресенское (Малое Козино тож) в 1719 году проживали: Матвей Естифеев сын Бебенин 54 лет. У него дети Козма 26-ти, Максим 20-ти, Михайло 18-ти лет. Также -  Мартьян Филимонов сын Бебенин 76-ти лет, у которого был племянник Андрей Григорьев 40-ка лет. У Андрея сын Ефим одного году, да племянник Иван Михайлов Бебенин 20-ти лет. В свидетельстве от 1721 г. имеется запись, что у Ивана Григорьева сына Бебенина 39 лет есть брат родной Семен 38-ми лет. У него дети Иван 18-ти и Гаврило 12-ти лет.   
При этом, род малокозинских Бебениных можно проследить и в более ранние годы. Отец Тимофея и Матвея – Евстифейко Тимофеев, а также его братья – Матюшка, Павлик и Онтипка фигурируют в Переписных книгах Балахонского уезда за 1646 год, а их отец – в Писцовой книге за 1628 год все по той же деревне Воскресенское. 
 
Из Большого Козино
В то же время в Ревизских сказках XVIII века появляются сведения о Бебениных, живших в селе Козино (то есть в Большом Козино). Насколько тесны их родственные связи (и есть ли они вообще) с малокозинскими Бебениными – не известно. Однако в тех же Ревизских сказках XVIII века содержится ссылка на то, что были случаи переселения жителей деревни Воскресенское (Малое Козино) в село Козино для ведения хозяйства. 
В Ревизской сказке 1782 года на крестьян села Козино Балахнинской округи (4-я ревизия) содержится запись об Иване Михайлове, сыне Бебенине, умершем в 1782 году (его жена – Дарья Ивановна – скончалась еще раньше, в 1769 году). Младшая дочь Ульяна была выдана замуж в Балахну, за солдата Ивана Флорова.
Также значится старший сын – Максим, который был женат на Федоре Дмитриевне, однако та умерла в 1769 г. Вторым браком, уже в зрелые годы, Максим Иванович Бебенин женился на дочери балахнинского мещанина Василия Рябова – Ульяне. После женитьбы, по просьбе тестя и по указу Нижегородского наместнического правления, М.И. Бебенина переводят из ведомства Государственной коллегии экономических крестьян в мещанство Балахны. Вскоре он выбился в купцы 3-й гильдии. В Ревизской сказке 1795 г. на крестьян с. Козино Балахнинской округи с деревнями Костенево и Ляхово (5 ревизия) содержится запись: «Означенный Бебенин с женою и дочерью вышли в балахнинское купечество». В Балахне Максим Иванович Бебенин выстроил дом на Никольской улице. 
В 1795 году на семнадцатилетней купеческой дочери Ульяне Максимовне Бебениной женился Василий Данилович Каширин, в то время находившийся на городской службе в должности посыльного у купеческого старосты. И дело сложилось таким образом, что Максим Иванович Бебенин умер, немного не дожив до свадьбы дочери. 
 
Судьба Ульяны Максимовны
После свадьбы молодые поселились в доме Максима Ивановича Бебенина, который достался Ульяне Максимовне как единственной дочери. Дальнейшая ее судьба сложилась трудно, с большими лишениями и невзгодами. Возможно, что именно поэтому характер Ульяны Максимовны сложился жесткий и даже весьма стервозный. Общение с ней, уже будучи невесткой, Акулина Ивановна Каширина вспоминает не иначе как: «А была она калашница и злой души баба, не тем будь помянута…». 
Оставшись без родительской поддержки, молодые супруги бедствовали. А тут еще тот самый случай, когда в 1803 году Василий Данилович, устроившийся приказчиком к купцу Семену Заеву, по какой-то никому не ведомой причине вдруг взял 170 рублей из хозяйской кассы и на лодке уплыл в Астрахань. Там бродяжничал, батрачил на местных рыбаков, пока не был арестован местной полицией. 
Пока он вот так «гулял», к беременной Ульяне, у которой на руках к тому же была двухлетняя дочь, «наведался» купец Заев и за долги мужа выгнал ее с детьми из дома, так что даже из Балахны пришлось на время уехать. 
После ареста Василия Даниловича  обвинили в распутстве, присудив 50 плетей, а по возвращении в Балахну еще и выплату всех накопивших долгов – аж 235 рублей. Для того времени огромные деньги. Более того, Заев настоял, чтобы 35-летнего Василия Каширина «за все прегрешения» сдали в солдаты на 25 лет. Это было против закона, ведь с 1795 года у Кашириных в рекрутах уже служил представитель рода – Яков Данилович (родной брат Василия Даниловича), но исполнявший в то время должность городского головы Семен Заев добился решения магистрата Балахны на этот счет. Ульяна Максимовна попыталась сопротивляться, но мужа все равно в декабре 1806 г. оправили в армию. Домой он больше не вернулся.
А через месяц после рекрутской отправки, Ульяна Максимовна родила мальчика и его назвали Василием. Это и был Василий Васильевич Каширин, будущий дед писателя А.М. Горького. 
Оставшись вдовой с малыми детьми, Ульяна Максимовна плела кружева и пекла калачи, варила пиво на продажу. Чем мог помогал двоюродный дядя Яков Долгополов. В трудную минуту квартиру предоставил и подростку Василию помог с трудоустройством -посыльным по поручениям. 
По «бечевой тропе» Василий Каширин пошел в 15 лет именно в артеле Долгополова. А в 1825 г. Яков Долгополов взял Василия Каширина в крестные своей младшей дочери Александрии (впоследствии – Гаврюшовой, матери Анны Кирилловны Заломовой).
Дочь Ульяны Максимовны – Надежда вышла замуж за Ивана Андреевича Можарова – владельца той самой красильни, которая впоследствии стала основой бизнеса Василия Васильевича Кашина и где ныне располагается музей Домик Каширина. Об этой странице жизни «деда Каширина» написано достаточно подробно.
А вот что касается судьбы Бебениных, которые остались жить в Большом и Малом Козино, то здесь предстоит провести дополнительные исследования и, возможно, здесь будут обнаружены интересные факты. По крайней мере, известно, что в Большом Козино жили братья Петр и Григорий Васильевичи Бебенины. Согласно Ревизской сказке 1850 года сын Петра Иван был отдан в рекруты в 1843 году.