Субъективный реализм. Дружба

Сергей Александрович Писарев
Кто такие друзья, откуда они берутся и чем руководствоваться при их выборе? Лингвистическая морфология этого понятия определена смутно. Однако, ему придают важное значение: не имей сто рублей, а имей сто друзей. И хотя у этого понятия душевная суть, мало кто берётся за скрупулёзный обзор дружеских отношений до конца. А ведь у каждого есть свои взгляды на то, как друзья поступают в отношении своих названных близких и единомышленников. Хотя единомыслие не единственный критерий дружественности. Человек по натуре своей одиночка, которому в иной час хочется поделиться нажитыми жизненными ситуациями, чтобы утвердить их значение для себя. Ему хочется утвердиться в глазах стороннего зрения, тем самым завоевать доверие для всевозможных манипуляций. Он не будет при этом задумываться о выгоде того, кому явно или скрыто навязывает себя, но с большой долей уверенности возьмёт своё, не утруждая себя чужими наблюдениями. Одиночество, с которым он не может ужиться, ретиво бросает его в истерику и вынуждает на полную сдачу перед инертным мотивом заполучить чьё-то одобрение. И как он разочаровывается, когда не находит должного подтверждения своим выходкам, сформировавшимся на обычных и примитивных желаниях. Разочарование, это малое, что происходит с ним. Его сознание подвергается мутации. Как будто чёрная материя постепенно заполняет его существо и он меняется из светлого образа в незримую тьму, превращаясь в капризную, зловредную и мстительную детину. Ему неоткуда брать энергию для созидания и творчества, потому что жалкие позывы составляют всю его натуру. Он ищет альтернативу в переживаниях адреналинового состояния. Его заботит негативное сравнение, где он мог бы позабавиться своим мнимым превосходством.

Тех, кого я считал друзьями, оказались людьми со своими комплексами, сбоями в сознании и многими дефективными качествами, которые не дали им стать душевными и мудрыми в выборе благородного поведения повсеместно. Главенствующую роль приоритетов, скрытых замыслов и даже порочных комбинаций, которые на их взгляд ускоряют процесс реализации задуманного оставляют след в беспросветном жизненном преобразований. Я не сразу вникал в изучение тех, кого выбирал в друзья интуитивно, по симпатии и не вдавался в мелкие разногласия, которые случались, пока эти разногласия не начали бередить моё сознание. Докучливость снобизма, лицемерия и ханжества, если задуматься, хватало. До тех пор пока это не касалось меня или, скажем, пока я не задумывался над тем, как друзья распространяли своё негативное отношение на других. Поэтому потихоньку, по чуть-чуть в памяти накапливался симбиоз образа каждого из друзей, где сами собой появлялись мелкие внутренние претензии и осуждение. Спустя десятилетия накопленный багаж претензий сформировал во мне чёткое определение к оценке человека. Благодаря многолетнему анализу и тем эмпирическим примерам, свидетелем которых я становился невольно, мои друзья оказались неоспоримыми фаворитами в достижении нежелательных результатов в становлении личности. Я принимал их такими, какими видел. И сам был далеко не идеален. Подмечал недостатки и не подвергал сомнению особенность каждого, не обсуждал досконально и строил отношения на доверии, которое воображал по наивности и душевности. Мои друзья для меня всегда были теми, кто есть на самом деле и лишь идеализация дружеских отношений и потом разочарование в них строилась на субъективных представлениях, которые подпитывались скромными запросами и ограниченной потребностью. Со временем я стал мудрее, опытнее и уже с малой долей сомнения ошибался в оценке людей и их человеческого поведения. Я настолько проникся наблюдением и анализом поведения окружающих, что по походке мог детерминировать человека и с большой долей вероятности прогнозировать тенденцию в предпочтительном выборе его поведения в любой ситуации. Походка связана с непосредственным представлением о себе и по сути выдаёт, как намерение, так и мысли. Кто-то ходит наклонив плечо, шею или похрамывает, не имея соответствующих физических травм. Мнимые дефекты походки чаще интернированы ложным представлением о себе и подчёркивают воображаемую важность. Внутренние блоки не позволяют человеку увидеть, что демонстрируемые им внешние эффекты не превозносят его, а наоборот компрометирует с не лучшей стороны. Со временем мышечная система меняется, подстраиваясь под искусственные искривления и человек становится похож на пародию того, кем себя слепо представляет. Я обратил внимание, что к особенностям походки добавляется манера употреблять в своей речи определённый оборот слов. Например, один сказал бы слово "подло", а другой в подобном слово обороте скажет "подленько". Характер выразительности сам собой выстраивает отношение человека к ситуации. Он либо к ней проявляет соучастие, либо надменную оценку, либо лояльное безучастие. Тем не менее, конкретное выражение, которое он использует уже о многом говорит про этого человека. Я склонен утверждать, что проявленное в малом масштабе не будет разниться с тем, что проявится в большем. Если предательство или мерзость присутствует в человеке в незначительном масштабе, то будьте уверены, самое важное похерится, как пить дать.
Прежде всего неприятие рождались из одной причины: когда у меня появлялись трудности, меня пронзало разочарование, наполненной безысходной констатацией фактов за и против. Наивная надежда растворялась под давлением невозмутимой реальности, когда трудности устраивали экзамен на степень и наличие эмпатии, искренности ложных и придуманных чувств. Приходилось переживать, разбирать и переоценивать состоятельность многих умозаключений, которые по молодости и неопытности были приняты за эталон рассудительности. Мой конфликт понимания образовывался по частям и вынуждал больше не верить в эфемерность человеческих взаимоотношений. Однако не признать того, что всякий оказывался для меня учителем и примером, благодаря к чему я непременно учился, постигая науку отношений. Дружба, это взаимовыгодный обмен, взращиваемый на досужем бытии, которое питается любой формой единомыслия. Если между друзьями возникают разногласия, то однажды дружба прекращается, как балласт ненужных переживаний, от которых лучше избавиться, чем терпеть.
Мои друзья стали исчезать, как только интересы меняли вектор. Их не могло интересовать то, чем я увлекался. Но причиной индивидуального отличия интересов явилось самым малым злом, которое, как дамоклов меч, стал возникать между нами. Возникал не конфликт интересов, а конфликт амбиций. Кому-то хотелось доминировать и это был не я. Но что такое доминировать, когда нет чем. Я, как верный поклонник душевных преобразований, готов был нести жертву во имя дружбы и поэтому смиренно покорялся. Как мне казалось, терпение в ущерб позитивных переживаний, чтобы сохранить дружбу, дороже личной и сиюминутной выгоды. Но названным друзьям от моих попыток смягчения собственных позиций не становилось легче. Доминирование само определяло доминанта и перечёркивало перспективу позитивного замысла. Словно принцип Айкидо мои действия с благим намерением сохранять незримую связь действовал на оппонировавших мне друзей. Не принимая поражений названные друзья лишь поддавались стихийному мышлению и агрессивно рефлексировали, решив, что я хочу выглядеть умнее их любой ценой. Они сами, в одностороннем порядке, без согласований и объяснений считали, что мой ум преобладает над их умом во многих ситуациях. Я неоднократно слышал эти признания, которых сами голосящие не замечали, на мгновение забываясь, находясь в состоянии волнительного повышенного эмоционального фона. Косвенные фразы говорили об этом без умолку. В результате любого интеллектуального соперничества со мной, которое они инициативно устраивали скрывать очевидное никому не удавалось, не смотря на усиленные старания. Я видел это невооружённым глазом. Раз за разом их ждало жестокое разочарование в самих себе. После моего объяснения ситуации их виденье ужасалось от того, что я, а не они смог додуматься до столь объективного и масштабного понимания. Частое упоминание о том, что я превзошёл кого-то утомляло всех. Мне же было легче: я побеждал, даже если надутый соперник не хотел этого признавать.