Газетная проза. В капкане у аферистов

Борис Ильич Комиссаров
Народная трибуна

В издательстве «Буквально»
издеваются над писателями

Эта история, будто заноза, терзала мои нервы почти два года. В ней сошлись коварство и наглое издевательство, очень похожее на мошенничество. Сопутствующим моментом явилось присвоение чужих денег, выманенных обманным путем под благовидным предлогом.

Этот случай затмил все, с чем мне приходилось сталкиваться во взаимоотношениях с государственными, общественными и частными организациями. Хотя опыт подобных коммуникаций у меня накоплен немалый, включая работу на постоянной основе в качестве депутата областного Совета народных депутатов, председателя комитета по правам человека, законности и правопорядку в 1990-1994 годах.

Но вернемся к моему сюжету. В 2017 году питерское издательство с красноречивым названием «Буквально» издало мою книгу «Правда страшного времени (1938-1947)». Документальная повесть, основанная на изучении архивов железнодорожной милиции, благополучно вышла в свет и была размещена в интернет-магазинах. В том же году я разместил книгу (имел полное право как собственник макета) на сайте издательства “Ridero” (Екатеринбург). Там было намного дешевле покупать тираж, который я приготовил для презентации книги в Забайкальском линейном управлении МВД России на транспорте и распространения документальной повести в краевом центре.

Не лишне заметить, что моя книга издавалась без какой-либо спонсорской поддержки, исключительно за счет скромных накоплений двух пенсионеров – меня и моей супруги.

Как выманивали деньги

Не знаю, связаны ли последовавшие события друг с другом, но издательство в 2019 году решило вдруг вспомнить о моем существовании и обратилось ко мне с просьбой помочь обновить дизайн главной страницы своего сайта. По просьбе менеджера я написал положительный отзыв. Его поместили вместе со снимком моего выступления на презентации книги.

Вскоре издательство вновь пишет мне письмо. С предложением, от которого трудно было отказаться: они печатают 10 экземпляров «Правды страшного времени» и помещают их на полку книжного магазина Санкт-Петербургского педагогического университета имени Герцена. Считают, что книга может заинтересовать преподавателей и студентов истфака. Меня завлекали авторским вознаграждением от продажи книг. Заверяли, что не проданные в течение года экземпляры пришлют мне в посылке на мой домашний адрес.

Ну кто же откажется от такого предложения. Для писателя, как и для любого человека творческой профессии, востребованность его творчества, продвижение его книги к читателю – святое дело. А обмануть его мечты – тяжкий грех, святотатство.
Я с готовностью согласился с предложенными условиями устного договора и перевел издательству  три тысячи рублей на печать десяти экземпляров в твердом переплете.

И еще самонадеянно рассказал моим старым питерским друзьям схему проезда в книжный магазин, где лежит моя книга. (Они интересовались, в каком магазине она продается). В издательстве пообещали, что она появится в магазине через три месяца. Осенью я нашел в сети телефонный справочник университета и выяснил, что ни в одном из двух книжных магазинов моей книги нет.

А Медведев уехал отдохнуть

С тех пор начались бесконечные запросы и переписка с издательством. Менеджеры извинялись, ссылались на производственные трудности и большую загрузку типографии, но подавали твердую надежду, что к новому 2020 году эта проблема будет решена.

Весь ковидный 2020 год продолжалась моя переписка с издательством. Менялись в чате менеджеры. Извинялись за задержку ответа. Сообщали, что передали мои вопросы генеральному директору, а он обещает лично все решить и мне ответить. В августе сослались на то, что руководство в отпуске. Вот вернется на работу отдохнувшим и обязательно ответит.

В октябре я вновь отправил письма на имя генерального директора Андрея Владимировича Медведева, но они уходили словно в пустоту. Кроме возврата присвоенных издательством чужих денег, предназначенных для печати моей книги, я просил выяснить, отправлялись ли в Российскую Книжную палату обязательные экземпляры моей книги. На днях я сам узнал, сделав запрос в РКП, что, конечно же, не отправлялись. Издательство перестало после 2018 года выполнять свои договорные обязательства по предоставлению автору ежеквартально отчетов о продаже книги, размещенной им на книжных интернет-площадках.

Наступила многомесячная тишина.
Хорошо хоть сохранилась почтовая переписка с издательством. Но что мне с ней делать? Переслать в полицию с просьбой проверить гендиректора, хапнувшего обманом мои деньги, на предмет установления признаков мошенничества? Пристыдить его за то, что не дорожит репутацией коллектива и ведет себя не лучше, чем жулик мелкого пошиба? А вдруг я не один такой обманутый автор, которого втянули в эту схему по выкачиванию денег с доверчивых?

Ну допустим, что сорвалась обещанная сделка с книжным магазином. Имей элементарную совесть и порядочность – извинись и верни присвоенные (по сути украденные) деньги. Не унижай ложью и обманом людей, не вытирай о них ноги после того, как использовал для собственных рекламных целей. Ты своровал деньги из небогатых карманов, автор надеялся их потратить на выпуск литературных трудов, в которые вложил много душевных сил.

После того как я рассказал об этой возмутительной истории в своем блоге в Facebook,  одна моя добрая читательница прислала мне доказательства, что я не один пострадал от издательства «Буквально».

Борис КОМИССАРОВ
Фото из архива автора

(Народная газета «Вечорка»
за 28 апреля 2021 г.)
Забайкальский край