18. 1 Умственные упражнения и наше я

Лариса Болотова
                Способен ли человек развить свои умственные способности, используя разные упражнения?

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова П.Д Успенского:

 (стр. 466) «На этот раз упражнения оказались гораздо труднее и разнообразнее, чем прошлым летом. Мы начали ритмические упражнения под музыку, пляски дервишей, разного рода умственные упражнения, изучение всевозможных способов дыхания и так далее. Особенно интенсивными были  упражнения по изучению разных методов подражания психических феноменам – чтению мыслей, ясновиденью, медиумическим явлениям и тому подобному. Прежде чем начались эти упражнения, Гурджиев объяснил, что изучение этих, как он их назвал «фокусов» было обязательным предметом во всех восточных школах, потому что, не изучив всевозможных подделок и подражаний, нельзя было начинать изучение  явлений сверхнормального характера. Человек тогда сумеет отличить в этой сфере действительное от ложного, когда он будет знать все приёмы  обмана и сумеет воспроизвести их самостоятельно. Гурджиев добавил, что практическое изучение этих «психических фокусов» само по себе является упражнением, которое нельзя ничем заменить, ибо оно прекрасно развивает некоторые свойства: остроту наблюдения, внимательность, а также другие свойства, для обозначения которых в обычной психологии нет терминов, но которые даются в развитии.

Однако главную часть начатой работы составляли ритмические движения под музыку и тому подобные странные пляски, что впоследствии привело к воспроизведению некоторых упражнений дервишей. Гурджиев не объяснял своих целей; но, согласно тому, что он говорил ранее, можно было понять, что результатом этих упражнений будет контроль над физическим телом.

                Попробуем понять, каким образом, это может происходить? Как физические движения способствует мышлению? Если рассмотреть любое движение с точки зрения волновой теории, то движения тела человека – это низкие вибрации, мышление более высокие вибрации материи. Музыка может иметь, как низкие вибрации, так и высшие. Вопрос в том,  могут ли низкие вибрации создавать высшие вибрации? Заметим, что  во многих танцах есть вращение или кружение тела человека.  Что это даёт? В окружающем пространстве возникает определённый импульс,  частота которого выше частоты движения физического тела. Так ли это. Думаю, на таком принципе летают вертолёты и самолёты.

                Влияет ли количество познаваемой информации на человеческое «я»?

(стр. 475) «Мы говорили о системе Гурджиева, о работе над собой, и петербургский друг спросил меня, могу ли я указать какие-либо практические результаты этой работы.

   Припомнив всё, что я пережил в течение предыдущего года, особенно после отъезда Гурджиева, я сказал, что приобрёл некую странную уверенность, которую невозможно выразить одним словом, но которую я попробую описать.

- Это не самоуверенность в обычном смысле, - сказал я, - совсем наоборот: уверенность в незначительности «я», которое мы обычно знаем. Но я тем не менее уверен, что если со мной произойдёт что-нибудь ужасное, вроде того, что случилось со многими друзьями в прошлом году, это событие встречу не я, не обычное моё «я», а другое «я» внутри меня, которому такая обстановка окажется по плечу. Два года назад Гурджиев спросил меня, чувствую ли я в себе новое «я», и мне пришлось ответить, что я не ощущаю какой либо перемены. Теперь я ответил бы иначе. Я могу рассказать, как происходит эта перемена. Она возникает не сразу, я хочу сказать, что перемена охватывает не все моменты жизни. Обыденная жизнь идёт своим  чередом: как обычно, живут все эти заурядные, глупые «я», за исключением совсем не многих. Но если бы произошло что-то большое, требующее напряжения каждого нерва, я знаю, что вперёд выступило бы не обычное малое «я», которое сейчас разговаривает и которое можно напугать, а другое, большое «Я», которое ничто не испугает и которое справиться со всем, что бы ни случилось. Я не в состоянии дать лучшего описания; но для меня этот факт – и факт, определённо связанный с работой. Вы знаете мою жизнь и знаете, что я не боюсь многого во внешней и внутренней сфере, чего боятся другие люди. Но тут совсем иное чувство, иной вкус. Я убеждён, что новая уверенность – не просто следствие богатого жизненного опыта; это следствие работы над собой, которую я начал четыре года назад».