Проклятье острова Ядасен. Главы 9-10

Леонид Бляхер
Глава 9.
Мы коней собирали в поход

Поскольку, как оказалось, проголодались все, то решили совместить совещание и обед. Хотя военные уже не патрулировали кемпинг, похоже, что на довольствии мы остались. И это очень правильно. Рассольник с изрядным куском хорошо проваренного мяса в каждой тарелке – это, скажу я вам, глубоко нравственно. Да и некое странное блюдо – видимо, чисто армейский прикол – плов с основой из перловки тоже был неплох. По крайней мере, это было сытно и съедобно. Первые минут пять работали только наши челюсти. Потом попытались заработать мозги и языки.
Первым рассказывал Дмитрий, который руководил егерями. Тут было «пусто-пусто». Они обшарили все окрестности озера. Единственное, что заслуживало внимания, был не вполне понятный провал, скрытый осыпавшимися камнями и разнообразной растительностью.  Далеко ли он идет, и куда именно идет, егеря выяснять не решились. Не вполне понятно было и то, естественного он или искусственного происхождения. Прошлись и по прибрежному мелководью. Тоже особо ничего интересного не нашли. Но том пока и остановились.
Шаман Девжак долго объяснял, как трудно было войти в контакт с духами. Да и его главный покровитель Агды не захотел с ним общаться. А те, кто захотел, указывали на середину озера. Он и сам чувствует, что там тьма гуще всего. Времени они отвели нам совсем не много – до следующего лунного месяца. Потом можно все начинать сначала.
- Отрицательный результат – тоже результат – печально подвел итог Борис – Если что, вызовем водолаза. А у тебя как, Андрей? Мысли не возникли?
- С мыслями у меня не очень. А вот информация кое какая появилась.
- Делись.
- Есть местная легенда, что где-то здесь покончил с собой последний император чжурчжэней. Ну, народ был такой в истории. Маньчжуры – потомки этого народа. У них тоже была империя. Вот эту империю раздолбал Чингисхан. Но это было далеко на юге, у реки Хуанхэ. Вот я и думал, откуда легенда. А тут один ученый перец нашел, что здешние чжурчжэни остались последними союзниками тех, которые империю построили. Они и отправили им в помощь своих бойцов.
- Молодцы! – поддержал местных чжурчжэней Сергей.
- Мало того, они смогли не только повоевать, но и вырваться из гибнущего города. И, минутку внимания, не одни, а с наследным принцем за пазухой. За ними ринулся целый монгольский корпус в погоню. Они круто порезвились в здешних местах. С тех пор новые крепости здесь не обнаруживаются. Дальше о его судьбе ничего нет. Но, если предположить, что в одной из крепостей амурских чжурчжэней принц, а теперь, практически, император понимает, что его песенка спета, кончает жизнь самоубийством, то картинка получается очень в тему. Злоба его вполне могла распирать. Монголы напали на чжурчжэней очень неспортивно. Злая смерть – самоубийство – имеет место быть.  А нормально похоронить его могли не успеть, поскольку монголы жали. Как вам такой вариант?
- В принципе, ничего. Хотя натяжек, всяких «могло быть» слишком много. – ответил за всех Борис – И какой Ваш практический вывод?
- Простой: нужно искать древнюю руинку возле озера. Там наш покойничек и лежит.
- Подождите, Андрей! – прервал меня Дмитрий – Мы же обошли весь берег озера. Ничего близко похожего на руины не обнаружили.
- Тогда облом! – грустно проговорил я. А ведь как все складно выходило.
- Подождите, друзья! – вдруг влез до сих пор молчавший Сергей – В том, что говорит Андрей есть вполне реальный смысл.
- Ты что-то нашел?
- Да.
- Давай!
- Мне, как вы помните, было поручено поискать экспедиции в этом районе, которые были недавно. Так вот, весной здесь была экспедиция археологов. Недавно они вывесили отчет о ней. Эта экспедиция копала именно в самом центре озера.
- Что? – не понял я – Под водой?
- Нет. На острове Ядасен. И на этом самом острове они копали именно крепость амурских чжурчжэней.
- Опаньки! Как интересно! – аж пригнулся от внимания я.
- И это не все. В процессе экспедиции, по непонятным причинам, погиб один из ее участников. В отчете об этом мутно. Но я помню этот случай. Мы же его и расследовали. Тогда все было сочтено несчастным случаем. Тело упало с обрыва, было изломано. Вот особо и не вглядывались. Теперь я припоминаю, что тоже был покойник невероятно худым и желтым. Я еще подумал, надо же, видимо, онкология была, а поперся в экспедицию.
- Вот вам и руинка, господа. – окликнул я притихших соратников – Пошли разведывать?
- Давай, не будем лезть поперек батьки в пекло – пресек мой порыв Борис – Операцию нужно спланировать.
- Ты главный – вот и планируй.
- Правда, Борис Викторович – поддержал меня самый младший из нас, Дмитрий – чего тянуть.
- Вы это мне бросьте. Мне новые трупы не нужны. Что нам говорит эксперт – наш монстр у своих останков очень силен. Так?
- Так! – кивнул Девжак.
- Потому спокойно и без дергания планируем работу.  Первое – операцию назначаю на завтра, на восемь утра.
- Почему завтра? – удивился я.
- Ты до Ядасена вплавь решил добираться?
- Нет.
- Потому и завтра, что плавсредства доставить нужно.
- А почему утром? Раньше мы операции ночью или вечером проводили.
- Потому, что сейчас нам его нужно не поймать, а найти. Убежать, по крайней мере, пока, он от нас не сможет. Так, Девжак?
- Так.
- Дальше. По экипировке: шанцевый инструмент берем обязательно, на всякий случай ломиками стоит озаботиться. Кто его знает, сколько там копать придется. Берем табельное оружие и шокеры.
- Зачем шокеры? – уточнил Дмитрий.
- Вы каким местом слушали, коллега! Шокер для нашего подозреваемого опаснее пистолета. Не уничтожим, но хоть себя защитим. За шокеры отвечает Сергей. Пожалуйста, подбери самые мощные, армейские образцы.
- Сделаю.
- Дмитрий – на тебе отделение солдат в качестве рабочей силы и…, думаю, канистра бензина. Кстати, пара гранат тоже лишней не будет.
- Принято. – отозвался Дмитрий.
- Теперь по гражданской части нашей группы – Борис посмотрел на нас с Девжаком – вы идете оба. Согласны?
- Да – почти хором, хоть и не совсем в лад ответили мы.
- Так вот, Девжак – наш главный проводник, поскольку он чувствует духа, а тот чувствует его. Кроме того, насколько я понял, он может и защитить нас от этого бусиэ.
- Не совсем так, Борис. Шаман сам ничего не может. Я могу указать духам-помощникам путь к бусиэ. А они уже защитят.
- Что в лоб, что по лбу. Важен результат.  Теперь ты, Андрей. Ты наша ударная сила. Опыт столкновений с подозреваемым у тебя есть. Пользоваться этой самой стрелой ты умеешь.
- Будет сделано, господин генерал! – козырнул я, как и предполагалось, с «пустой» головой.
- Не ерничай. Все. Исполнять, господа-коллеги-соратники. Времени у нас не так много. Сразу после ужина – отбой, чтобы завтра все были свеженькие.
Народ разбежался по делам. Без дел остались только мы с Девжаком. Точнее, даже будет сказать, что без дел остался я один. Девжак отправился в лес просить духов о помощи и защите. Кстати, в нашем положении – это штука совсем не лишняя. А мне что делать прикажите? Вышел на улицу, точнее из дома. Какая уж улица в лесу.
Эх, как было бы хорошо, если бы не вся эта свистопляска. Сейчас бы сидел со спиннингом на берегу или в лодке, перебрасывался ленивыми шутками с Борей, думая о том моменте, когда мы останемся вдвоем с Людой. А, может быть, девчонки с нами бы пошли. Хотя, учитывая мое рыбацкое счастье и удачу, лучше не надо. Потом шуток в мой адрес на полгода будет. Достал пачку сигарет.
Интересно, за все время не выкурил ни одной. Не порядок. Щелкнул зажигалкой, затянулся. Как сладко-то. И вся моя жизнь с момента возвращения из прошлого была такой терпкой сладостью. Волнения были. Иногда смешные волнения. Например, когда первый раз покатил на скоростном экспрессе во Владивосток. Что-то похожее на «Спасан», только существенно быстрее. Для Приамурья это не блажь и не понты, а жизненная необходимость.
Мы далеко от всего. К несчастью, большая часть территории и от моря далеко. Да и та, что близко, далеко не так удобна для больших портов, как то же побережье Китая. Вот скоростные трассы проблему решают.  По ним не только конкретная тушка, конкретного Андрея Степанова может за считанные часы добраться до Харбина и Дальнего. По тем же трассам идут грузы. И это хорошо.
Но это были мелочи. Причем, как правило, приятные мелочи. Собственно, происшествие на острове Болонь – первая серьезная беда в этом мире. Все остальное были не беды, а так – проблемки. Ничего, вполне может оказаться, что потом я и об этом буду думать, как о ярком приключении.
Сигарета кончилась, да и мошка достала. Если бы не она, лучше дальневосточного лета и не найти. Но достает конкретно. Сегодня еще и ветерка нет. Просто мрак какой-то. Пошел в дом. Там все бегали, суетились. На мои попытки чем-нибудь помочь реагировали не вполне правильно. Проще говоря, посылали по общеизвестному адресу. Думал зайти к Вальтеру, но мальчишка спал. Просто сговорились все. Вот сейчас поплыву один на этот Ядасен, всех победю и вернусь героем. Глупости, конечно, но что-то нужно придумать.
Слушай, я же тоже теперь шаман. Ну, что-то вроде шамана. Давай тоже попробую с духами пообщаться. Где, спрашивается, в конституции Российской Федерации запрещается общаться с духами в свободное от работы время? Нету такого запрета.
Зашел к себе в номер. Эх, все же номер в «моей» гостинице был получше. Здесь же явно предполагалось, что постоялец приползет в номер только спать. Ничего, все лучше, чем в палатке. Решил, что с духами общаться лучше сидя. Сел на пол, «заглянул внутрь себя» и… ничего не произошло. Я же говорил, капризные они ребята, эти духи. Не любят по щелчку являться. Ладно, зайдем с другой стороны.
Попробовал вспомнить состояние, когда начинал видеть «огонь в камне». Вышло лучше. Посторонние мысли ускакали, появилось спокойствие и умиротворение. Опять мир вокруг раскрасился в гораздо более яркие цвета. Цветные всполохи, порой с вполне человеческими лицами, а порой с мордами животных принялись крутиться вокруг меня. Только именно «вокруг». Ко мне ни один из них не подлетал, точно я сидел под прозрачным куполом или пологом. Интересно, чего это они. И бесятся как-то не радостно. В прошлый раз ластились, чуть не в душу заползали. Так, господа-товарищи, мне срочно нужен консультант по духам. Оплата сдельная, писать в личку.
Пока я обдумывал, где мне взять консультацию по интересующему меня вопросу, духи еще больше отстранились, реальность пошла зыбью. Ага, вот и знакомая полянка с гигантским кедром. Старик Дуэнте стоит какой-то злой или, скорее, настороженный. Смотрит как-то тревожно на меня.
- Привет, - говорю – Что-то нехорошее происходит?
А он молчит, только смотрит.
- Хватит в гляделки играть. Что произошло? Мы победили или нет?
- Нет! – услышал я внутри себя – Это совсем плохой бусиэ.
- Понятно, что не Санта-Клаус.
- Ты не понимаешь, лягушонок.
- Так объясни.
- Хорошо. Слушай. Наш мир состоит из трех миров. Есть могучие духи, которые сотворили некогда все вокруг. Они живут в верхнем мире. Таков Сэвеки, сотворивший землю, людей и животных. Таков Агды – повелитель светлого пламени. Они живут – Дуэнте показал куда-то в верх – в кроне великого кедра. В наш мир спускаются редко. Наш мир, где живешь ты, где живу я – это средний мир. Мир людей, мир духов-хозяев и духов-помощников. В корнях этого мира существует страна Мани, где живут души ушедших предков. Они тоже помогают людям. Только не всем, а тем, с кем они едины по крови. А есть подземный мир, где живут злые тени, где вместо света только ночь, а вместо земли – туман. В этом мире властвует злой брат Сэвеки по имени Харги.
- Много же здесь миров.
- Много, лягушонок. Слушай дальше. Харги создал этот мир, когда поссорился со своим братом Сэвеки. Создал из ненависти. Он хочет поглотить все созданное братом, уничтожить. Но Сэвеки, зная об этом, запечатал вход в мир Харги. Не полностью, все же его брат очень силен. Но сам Харги ни в наш мир, ни в верхний мир попасть не может. Он посылает своих слуг, чтобы они мешали жить людям. Именно от них идут непонятные болезни, идет злоба, желание власти, богатства. Идет все то, что не дает людям жить счастливо, в мире с собой и нами-духами. Шаманы и их помощники от начала времен сражаются с посланцами Харги. Могучие духи – хозяева среднего мира тоже бьются с ними.
- Интересная у вас тут космология или космогония – не знаю, как правильно. Только при чем здесь мы и этот проклятый бусиэ?
- Ты тороплив, лягушонок, как все «длинноносые». Расскажу и об этом. Этот бусиэ – очень древний и очень сильный дух. Он появился много веков назад, когда деревья этого леса еще не выросли. Много веков он был заперт под землей. Там он скрывался от нас, не имея возможности покинуть свою обитель. Он копил силу и злобу. Их стало так много, что они стали, как ржавчина разъедать границы нашего мира и мира Харги. Бусиэ в своей ненависти к нашему миру приблизился к владыке подземного мира, воззвал к нему. И тот услышал этот зов. Теперь он рвется в наш мир, а вместе с ним придут его верные слуги – болезни, войны, смерть. Пока граница держится. Я ее постоянно укрепляю, но, если она падет, этот мир исчезнет. На его место придет мир страданий и боли.
- Опаньки, - опять не стерпел я – А нам-то что делать?
Даже, если выхолостить из рассказа всю мифологическую составляющую. Мы получаем совсем не душевную картинку. Наш злой дух – невероятно злобная и сильная скотина. Только за ним стоит еще более сильная и злобная тварь. Наш бусиэ оказывается чем-то вроде маленького гопника, который провоцирует жертву, подводя ее под кулаки или ножи своих «старших товарищей».
- Вам нужно уничтожить бусиэ. Еще немного и с ним уже не справиться.
- Это понятно. Только как?
- Вам поможет стрела Агды и его слуга в этом мире. Вы все правильно решили – злой дух сидит в сердце озера. Только запомни, лягушонок – путь в это сердце не всегда идет прямо.
- Это ты сейчас про что сказал? – не понял я.
Но Дуэнте уже исчез, а я опять сидел в комнате. И даже духи уже не показывались. Сеанс связи закончился.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Ничего хорошего мы не имеем. Духа нужно уничтожить. Это понятно и без моего старика. Технология процесса тоже остается прежней. Возрастают только риски. Если мы слажаем, не с «нуля» придется начинать, а из вполне серьезного «минуса». Одно радует – место мы угадали точно.
По часам прошло совсем не много времени. Солнце уже не в зените, но и не у горизонта. Народ, наверняка, еще весь в делах. В самом деле, лодки найти и доставить нужно? Нужно. Лопаты привезти, солдат организовать, вооружить всех шокерами. Не факт, что у ребят в охранении они есть. Опять я бездельничаю. Решил, пока суть да дело, поупражняться с нашим главным оружием – стрелой Агды. Понятно, что я не собирался жечь гостиницу. Но попробовать увидеть пламя, почувствовать, что могу его «толкнуть», вполне можно.
Развернул тряпицу, взял каменюку в руки. А что, очень неплохо выходит. Почти мгновенно могу увидеть «пламя в камне». Стоит только подумать о нем, вот оно – заполучите и распишитесь. Чуйка говорит о том, что и «толкнуть» я его смогу не хило. Потренировался на скорость. Ну, не знаю точно, но выходит почти мгновенно. Быстрее, чем пистолет поднять.
Интересно, а если не держать его в руках, выйдет? Не попробую, не узнаю. Положил камень перед собой. Получалось хуже и медленнее. Ничего, повторенье – мать ученья. А времени у меня до ужина еще до фига. Через полчаса что-то стало получаться. Не так быстро, как в варианте «камень в руке», но выходит. Тренируемся дальше. Еще час усилий позволил ускорить процесс почти до нормального – мгновенного – состояния. Ну, почти позволил. Все же, когда чувствуешь камень кожей, получается легче и быстрее.
А на каком расстоянии удастся удержать эту способность? Скажем, выпал камень из руки. Почему нет? Страшно, бусиэ злой, руки трясутся. Вот камень и выпал. Я его – раз – и дистанционно активировал. Кто молодец? Я молодец. Признаться откровенно, все это больше игрушки, но кто же его знает, что пригодится нам, на острове.
Стал пошагово отодвигать камень от себя. С каждым шагом активация становилась все труднее и медленнее. Но, стремясь не умереть с тоски до ужина и сна, я не давал себе поблажек. Шаг, еще шаг. Получилось? Отлично, еще немного отодвинем. Вах, молодца, Андрей Владимирович!
К моменту, когда было уже прилично пойти ужинать и устроить отбой в войсках, я достиг расстояния в семь шагов. Больше не позволяли просто размеры комнаты. Думаю, что и так вышло не хило.
За ужином все доложились. Все же Борис – хороший организатор. Да и подчиненные у него вполне работоспособные. Словом, завтра с утра мы стартуем. Про свою беседу с Дуэнте я рассказал только Девжаку. Оказалось, что инфа у нас сходная. Причем, его она расстроила куда больше, чем меня. Видимо, он лучше представлял все хорошее, чем может обернуться наша неудача. Но свои чувства он предпочел держать при себе. В самом деле, если мы сильнее напугаем своих друзей, лучше от этого не станет никому. Сказал только, что времени у нас уже не месяцы, но дни. Разошлись задумчивые и загруженные, но готовые к труду и обороне. 

Глава 10.
Ядасен

Утром, еще в сумерках за столом был уже весь вчерашний состав. Не знаю, как у кого, но мне спалось не очень. Все же напряжение сказывалось. Собрался я по полной программе. Стрела Агды, шокер, травматик – все свое ношу с собой. Остальные тоже были в походном облачении. Только шаман был в том, в чем был. Видимо, оно и походное, и домашнее, и всякое.
Быстро перекусили и выдвинулись. С нами вышло и отделение молодых солдатиков с не менее молодым лейтенантом во главе. Загрузились в три большие лодки. Стартанули. Понятно, что идем на совсем не веселое дело, но настроение у меня было какое-то даже не лихое, а куражное.
Что-то похожее я чувствовал в одной из своих прошлых жизней, когда ехал на разборки по очередному наезду на себя хорошего. Странная была жизнь, да и время было странное. Хотя не скажу, что плохое. Впрочем, о чем это я. Тут каждая жизнь странная такая, что дальше некуда.
По огромному зеркалу озера, все же больше шестидесяти километров в длину и почти тридцать км в ширину – плыл густой туман, за которым, скорее угадывались, чем просматривались очертания острова Ядасен. Казалось, что наши «моторки» не столько скользят по водной глади, сколько разрывают туман, прорываются к острову. Воздух был совсем не летний, холодный. Ветерок тоже дул не слабо. Хорошо, что куртка плотная. Ничего, вот и остров – заросшая деревьями и кустарником здоровая каменная глыба нависала над берегом. Выгрузились. Вооружились лопатами.
- Разрешите обратиться! – козырнул лейтенант Борису – Где нужно копать?
- Так, давайте начнем там, где копали археологи. Сергей, где оно?
- Вон на том холме – ответил главный безопасник Амурска – там площадка такая. На ней они и копали.
Подъем на холм был весь заросший какими-то колючками. Замучались подниматься, хотя всего-то там метров тридцать вверх. Добрались до раскопа. Да уж, не крепость, скорее, укрепление. Размеры где-то метров тридцать на двадцать пять.  Хотя стены каменные. Точнее, сложены из камня и чем-то скреплены. Интересно, леса же здесь пропасть. Зачем-то они из камня строили. Возможно, это что-то типа цитадели, а укрепления шли по всему острову. Хотя и островок-то не велик. Ладно, красоты и исторические изыскания оставим для более спокойных времен. Что тут у нас есть? Так, стены нам не интересны. Внутри несколько разрушенных строений. От них остались только очертания и невысокие четырехугольные остатки стенок. Сантиметров по сорок от земли. Зато внутри трех остатков строений проход в глубину. Похоже, что крепость у нас многоэтажная. Только не вверх, а вниз, под землю.
Решили проверить каждый проход. Благо людей собралось изрядно. В нашем проходе вниз уходила лестница с раскрошившимися ступеньками. Даже ступать неудобно. Того и гляди, нога соскользнет и кувыркнешься в темноту.  Шли мы с Девжаком и два парня-солдата. Метра через четыре в глубину спуск стал намного более пологим, а лесенка перешла в пандус. Идти стало удобнее.
Правда, сам проход был довольно тесным и темным. Фонарики разгоняли темноту шагов на пять. Да и идти приходилось, пригибая голову. Особенно, когда пару раз я шибанулся о выступы сверху. То ли древние чжурчжени были пониже ростом, то ли специально, гады, издевались. Небось, сидели в каких-нибудь своих тайных убежищах, и смотрели, как мучаются незваные гости, а потом их всех стрелами и грохали.
Представил, как стрела впивается в спину. Аж, мороз по коже пробрал. Хорошо, что за очередным поворотом потянуло ветерком. А еще шагов через десять мы оказались в изрядном помещении. Было темно, света фонариков было категорически недостаточно, точные размеры зала понять в таких условиях затруднительно. Но то, что он был большим, чувствовалось. Самое интересное, что   там же находились и две другие поисковые группы. Все дороги, как известно, ведут в Рим. В нашем случае, все проходы сошлись в этом зале.
К Девжаку подошел Борис.
- Ну, и куда нам теперь?
Девжак пожал плечами.
- Он очень близко. Это я точно чувствую. Но настолько близко, что кажется, будто он везде.
- Идти-то нам куда?
- Не знаю. В этом месте духи молчат.
Борис махнул рукой и отошел к своим коллегам-безопасникам.  Постепенно все стянулись к ним. Мой друг уже раздавал указания. Отправил одного бойца за более мощным освещением, другого за ломами и лопатами. Оставшиеся принялись простукивать стены.
Зал был изрядный, метров сто в длину и метров сорок в ширину. Причем, не пещера, а именно зал. По центру располагалась колонна изрядного размера, видимо символизирующая тот самый мировой кедр. На стенах угадывались следы каких-то изображений. За давностью лет и скудным освещением понять, что именно изображено на стенах, было почти невозможно. Но рисунки напоминали сакральные фигурки шаманов, только чуть более оформленные. Возле колонны лежал изрядной величины камень. Из подсознания всплыло слово «жертвенный алтарь». Похоже, что мы в какой-то древней кумирне. Спросил у шамана.
- Да, я чувствую здесь много силы. Только сила эта черная. Это место было посвящено Агды, но кто-то его осквернил. Теперь мой покровитель не может попасть сюда.
Как назло, стены отзывались глухим звуком. Пустоты не обнаруживалось. Тупик, блин. А времени остается все меньше и меньше. Как говорил Девжак или его дух – не месяцы, а дни. Принесли свет, что-то типа автомобильной фары с автономным питанием. Только помощи от того было не много. Зал был выстроен из отполированных до гладкости светло серых гранитных плит, засыпан каменной крошкой, на которой вполне явственно были видны наши следы. Были и другие следы. Видимо, археологи тоже сюда доходили.
При более ярком освещении картина предстала совсем не веселая. Цельные стены без какого-либо намека на проход. Со злости я хватил ломом об одну из них. В результате откололся малюсенький кусок камня, долбанув довольно больно по моему пальцу. Блин, еще и порезался. Хотя сам виноват. Засунув палец в рот, отошел от стены к центру зала. Понимаю, что так делать нельзя, но очень уж все складывалось не так, как запланировали. Разместил свой зад на камне у колонны. Вытащил палец. Приятного мало, кровь продолжала сочиться. Порез не глубокий, но длинный. Несколько капель упало на камень.
Вдруг, я почувствовал движение. Камень плыл, двигался, поворачивался. Мама, роди меня обратно. Народ ошалевшими глазами смотрел на мой опыт овладения ездовым камнем. Это продолжалось какой-то миг. Когда же движение закончилось, на том месте, где только что стоял камень, обнаружился ход.  Народ бросился к нему, но, увы, ход бы попросту завален. Земля и камни смешались и спрессовались в завале тек плотно, что попытки работать лопатами кончились ничем.
В нашем распоряжении имелось три лома. Решили долбить ими. Остальные оттаскивали лопатами то, что удалось поддолбить. Пошло веселее, но ненамного. Почти за час работы смогли продвинуться на сантиметров пятнадцать. При этом устали все. Попытались поливать водой. Стало чуть-чуть легче долбить. Но тоже совсем не айс. Наконец, мы потихоньку стали выдыхаться. Сергей с Дмитрием и четырьмя солдатами остались в зале, а Борис, я и Девжак, тяжко отдуваясь выползли наверх. Там же расположились и оставшиеся военные.
- Ну, что делать будем, господин командующий! – обратился я к Борису.
- Шут его знает.
- Времени уже совсем мало остается – проговорил шаман – Грань между мирами все тоньше.
- Вот удружили мне под старость лет – зло отозвался Борис – Ловил я всяких прохиндеев. И хорошо ловил, между прочим. Нужно было мне под пенсию на ваших духов нарваться.
- И какой вывод? – прервал я его излияния.
Борис потер пальцем переносицу.
- Не знаю, может быть, гранатой?
- А если там всех завалит от взрыва?
- Ну, если взрыв направленный, то авось не завалит. У тебя самого есть предложения или только критика?
- Нету у меня предложений. Я себе это как-то иначе представлял.
Борис подошел к лейтенанту.
- Есть у вас взрывник? Хорошо бы этот проход гранатой расчистить.
- Никак нет. Мы – мотопехота. Тут саперы нужны.
- Совсем никто?
- Ну, нам в училище взрывное дело читали. Только опыта у меня в этом совсем нет.
Лейтенант растерянно развел руками.
- Может быть, вызвать с берега?
- Мысль хорошая. Есть рация?
- Так точно!
Лейтенант достал допотопный агрегат, главным, а, может быть, единственным достоинством которого была надежность. Борис отошел в сторону, чтобы связаться с военным командованием. Уже через минут пять вернулся к нам.
- Порядок! Через час взрывник будет. Давай, лейтенант, выводи своих орлов на чистый воздух. Мои пусть тоже поднимаются.
Лейтенант поспешил к одному из проходов, который, похоже был парадным спуском. В этот миг внизу что-то задребезжало, завыло. Мы, все, кто был наверху, бросились к проходу. Но не смогли спуститься и на три шага. Прочная стена перегораживала путь. Вверх и опять вниз – тот же результат. Наши товарищи оказались отрезанными внизу. Живы ли? Я попытался бить ломом в стену. С той стороны тоже послышались удары. Живы. Вот только этот путь, такой прямой и ясный, похоже перекрыт надолго.
Первым пришел в себя Борис.
- Так, все плохо, но пока не смертельно. Через час приедет взрывник с инструментом и взрывчаткой. Мы эту стенку вскроем. И проход вскроем. Поры там в зале есть. От удушья умереть не должны. Гад этот от своего тела отойти не может. Так, Девжак?
- Пока не может. Но времени у нас уже совсем нет. Если грань прорвется, то погибнут тысячи людей.
- Не психуй. Или, по крайней мере, молча психуй. Лучше думаем, что делать?
В голове без остановки крутилась фраза Дуэнте «Запомни, лягушонок – путь в это сердце не всегда идет прямо». Что бы это значило? Не прямо. Мы шли самым прямым и естественным путем – искали крепость. А если не крепость, то что? Было ощущение, что есть какая-то важная мысль, которую нужно просто поймать. Но она, дрянь такая, упорно ускользала.
- Я чувствую, что есть другой ход, - вдруг сказал шаман.
- Точно, другой ход. Подземный ход из крепости. О нем же говорилось в легенде! – хлопнул я по плечу Девжаку.
- Вы о чем? – недовольно проговорил Борис.
- В крепости был подземный ход под озером.
- Откуда ты знаешь?
- Напрашивается оно.
- И где он?
- Помнишь, когда Дмитрий с егерями обшаривали берег, они нашли провал. Только лезть туда не решились.
- Ну?
- Похоже, что это он и есть. Первое нападение было поблизости. Да и другого варианта на побережье нет.
- Не очень убедительно.
- Как могу.
- Думаю, что Андрей прав, - встрял шаман.
- Ну, что ж. Тогда давайте так сделаем. Вы, лейтенант, остаетесь на месте. Вместе с взрывником организуете спасательную операцию. А мы с Андреем и Девжаком попробуем проверить проход на берегу.
- Борис, а если он здесь нападет? – спросил я.
- Во-первых, если я правильно понял, пока он прикован к месту, где лежат его останки. Надолго ли, не знаю. Но надеюсь, что время у нас есть. И, во-вторых, ты, находясь здесь, чем-то можешь помочь?
- Похоже, что нет.
- Вот и не парь мне мозги.
- Лейтенант, Вас как зовут?
- Валерой. – удивленно проговорил лейтенант.
- Отлично. Я – Борис Викторович. Так вот, Валера, Вы остаетесь старшим. Объясните взрывнику ситуацию, проследите за спасательной операцией. Никаких дальнейших действий не предпринимать. Справитесь?
- Так точно!
- А без устава?
- Постараюсь, Борис Викторович! Боязно, конечно. Но, тут уже, другого выхода нет.
- Именно так, Валера. Ни у Вас, ни у нас другого выхода нет. Про шокеры Вас предупредили.
- Так точно.
- Ну, и ладно, - и обернувшись к нам, - Погнали, мужики.
Мы проверили оружие, амуницию. И отправились вниз к берегу, где лежали на песке наши лодки. С трудом столкнули одну из них в воду. Борис сел за руль, я завел движок. Тот покашлял, покряхтел, но заработал, и мы понеслись по озеру к тому самому участку берега, где все началось. Хотя дело уже шло к полудню, туман так и не рассеялся. Непонятные облака висели в небе. Ветер свистел в ушах совсем не только потому, что лодка шла споро. Просто уже второй день стояла совсем не привычная для Приамурья пасмурная и ветренная погода.
Под стать погоде было и настроение. Мысли метались от застрявших в подземелье ребят к предстоящему походу по подземелью, который совсем непонятно, чем окончится. Я невольно сжимал в кармане куртки наш заветный булыжник. Сдюжим-не сдюжим, справимся – не справимся – тикало в голове. Берег приближался.